Продолжаем путешествие по Крыму.
Бахчисарай.
Солнце стремительно пряталось за горизонтом, когда мы оказались здесь. По хорошему на осмотр всего и вся не хватит и дня, не так, как мы, на закате. Но во многих историях есть это самое НО и в нашем случае оно выражалось в ограниченном количестве времени. В сложившихся обстоятельствах лучше быстро и одним глазком, чем отказаться вовсе.
Закатные лучи отражались от золотых куполов церкви, а белоснежные стены окрасились в нежно-розовый. Во истину, волшебное зрелище.
В окружении неприступных гор, в ущелье Святой Марии спрятался уникальный действующий мужской Бахчисарайский Свято-Успенский пещерный монастырь.
Монастырь был заложен около 1200 лет назад.
Дата основания: конец VIII века.
Узкие каменные дорожки, крутые лестницы, тишина, изредка нарушаемая зовом настойчивой птицы. Полный штиль и невероятное спокойствие - все это встретило нас и так заворожило, что шаг сам замедлился, дышать хотелось через раз, чтобы своим сопением не нарушить эту гармонию
На каменной лестнице, ведущей в обитель, снимался фильм «Гамлет», и именно здесь был произнесен известный монолог «Быть или не быть?» И кожей ощущаешь "Быть!". Дышать, прикасаться, жить.
Множество легенд и историй, связанных с ущельем, с монастырём есть в интернете: ОК, Google и энциклопедические знания у вас в кармане. Мне, почему то, хочется передать именно внутреннее состояние, без дотошной истории возникновения и существования (тем более, что это существование так или иначе +/- похоже у всех храмов: место притяжения, полное забытие и разруха, восстановление)
Света, прочитав надпись у иконы (что-то о смирение и принятии), сказала, что это все для меня. Смириться, что запрещена фотосъемка, принять это и начать уже смотреть глазами, а не через видоискатель фотокамеры. И, наверное, впервые за последние лет 10, я просто смотрела. Смотрела, стараясь бережно запомнить каждый сантиметр, каждый выступ, каждый рельеф поверхности, жадно впиваясь глазами в закатные панорамы ущелья.
За массивной деревянной дверью с железными скрипучими навесами вечерняя служба. В полумраке свечей из-за ширмы раздаётся напевный голос. Монах, в темном одеянии, жадно ловит каждое слово и делает глубокие поклоны. Женщина, сидящая слева от меня, в чёрных монастырских одеждах, погружена в свои мысли, от нее, почему то, веет покаянием.
Не хочется нарушать своим присутствием это единение душ, словно извиняясь всем телом, аккуратно проскальзываю в дверной проём.
На обратной дороге полный мрак. Даже эта птица замолчала и больше не зовет настойчиво кого-то, известного только ей.
И лишь свет от иконы, в скальном массиве монолитной горы освещает обратный путь...