По словам самой Джо Боулер, эта книга подходит для учителей и родителей. Да, тут много написано от лица опытного педагога, которая наблюдала за своими учениками, изучала вопрос обучения на практике и с точки зрения нейробиологии и психологии. Поэтому скорее некоторые примеры и советы, покажутся неподходящими под нашу жизнь и неприменимы для других людей.
Но это лишь на первый взгляд, крайне много из этой книги меняет представление о том, как происходит наше развитие в целом, что именно является ключом к освоению многих навыков. Многое моменты вы итак могли наблюдать за собой, поэтому, если вдруг в процессе чтения статьи вы заметите, что делали и рассуждали также, то я вас поздравляю! Вы правильно подходите к самообучению
Перейдём к выводам
Вывод 1. Всё невозможное становится возможным
Для начала, хотелось бы вставить первый ключевой урок, так как он становится основополагающим в данной книге.
В любой момент обучения наш мозг формирует новые нейронные связи, укрепляет уже существующие нейронные пути и соединяет прежде изолированные друг от друга нейроны. Мы должны признать, что находимся в состоянии постоянного роста, и отказаться от идеи изначально заложенной способности к обучению
Джо Боулер, ключевой урок №1
В чём суть этого? Наш мозг всегда обучается. В процессе всей жизни, какие бы вызовы мы себе не ставили, какие бы вопросы не решали, наш мозг постоянно создаёт и укрепляет нейронные связи.
В качестве примера, автор привела исследования мозга Кебменов. Задача этих водителей была «запоминать около 25 тысяч улиц Лондона, знать более 25 тысяч объектов в радиусе 10 км». В среднем для обучения, у водителей выходило не менее 4 лет (бывало и по 7, и 8). Самое интересное, что когда исследовали их мозг, на содержание и объём серого вещества или гиппокамп (отдел мозга который отвечает за перевод информации в долговременную память, а также ориентацию в пространстве), то обнаруживалось, что объём этого отдела увеличивался в треть. Это означает, что их мозг функционировал крайне эффективно, обрабатывал и фиксировал огромное количество информации, пока они учились ориентироваться в городе и в пространстве. Более того, после сдачи финального экзамена, а на это в среднем уходило 12 попыток, их гиппокамп снова уменьшался из-за невостребованности.
Вернёмся в наше окружение. Тут не с проста (думаю у вас тоже возникла эта мысль) можно провести аналогию с ЕГЭшниками, студентами, которые активно готовятся к экзаменам. Когда им нужно обрабатывать, фиксировать, ориентироваться в огромном количестве информации, у них активно задействуется гиппокамп. Эта структура создаёт огромное количество нейронных связей, в мозге, укрепляет их, позволяя владеть этой информацией на автомате, гибко ею пользоваться и находить применение на практике.
Причём так работает не только с экзаменами. В целом, когда мы учимся чему-то новому, то мозг активно начинает создавать и укреплять нужные нейронные цепочки. Когда человек берётся за что-то новое а потом углубляется в это, он постепенно развивается. Мозг способен подстроиться, создать нужные нейронные цепочки и укрепить их. В этом и суть человека постоянно задействуя обучаясь мы можем можем делать это ещё быстрее, за счёт физических особенностей нашего мозга.
По правде говоря, меня крайне привлекла эта информация, ведь многих людей часто напрасно списывают со счетов, говорят: «ты не сможешь этому научиться» или «это не по твоим мозгам», но мозг любого человека физиологически заточен на то, чтобы апгрейдится в процессе обучения. Сейчас я не говорю про болезни, связанные с мозгом, там крайне много различных особенностей и случаев. Но как наш мозг реагирует на сам факт развития, я нахожу очень даже любопытным.
Вывод 2. Ошибки, как смысл жизни
В шортсах, рилсах, клипах, то и дело можно встретить мотивационные видосы. Про ошибки звучат что-то вроде: "Обычный человек останавливается на 2-й или 3-й ошибке, учёные же могут ошибиться и прийти по итогу не туда десятки раз, и всё-равно будут продолжать ставить теории. Если вы будете пытаться чуть дольше, чем вы делаете обычно, то уже вырастите, ни как учёный, но хотя бы как личность".
В целом, подобного рода ролики мне не очень нравится. Рассуждения логичны, но всегда в них либо не хватает информации, либо есть логические ошибки, важные уточнения, которые просто упускаются, либо они просто показывают приятную для целевой аудитории сторону. Очевидный факт, вы и сами замечали подобное, просто иногда уж очень привлекательно выглядят их суждения.
Конкретно по этой речи, у меня нет претензий, есть только важные моменты, которые как раз-таки упоминает автор книги.
Почему ошибки важны, даже больше, чем правильные ответы и решения? Вспомните, связи, которые были в первом выводе. Настало время ввести понятие о новом веществе - Миелин. Оно является оболочкой для нейронных волокон, делает связи между нейронами в мозге прочнее. Важно ещё сказать, что когда наши связи между нейронами становятся крепче, мы и обретаем эти самые "не пропиваемые" навыки. Но есть некоторые условия, касательно создания таких связей. Когда мы ошибаемся, когда делаем что-то на грани наших возможностей, когда пробуем что-то новое и даже когда отходим от привычного пути, именно тогда и укрепляются наши связи в голове таким имбовым веществом.
Поэтому, когда мы всегда правильно отвечаем, делаем всё про привычной схеме, не особо в ней разбираясь, то по факту не учимся. А когда бродим в поисках правильного ответа на грани своих умственных возможностей, пробуя различные пути и решения, то нереально сильно растём. Поэтому в довершение простой и краткий вывод - "ошибаться можно, в этом наше развитие"
Вывод 3. Наши мысли меняют и способности
Если вы читали книги по мышлению, если смотрели ролики на YouTube или слушали подкасты, то явно слышали про один эффект мозга. Наши установки и мысли влияют на нашу эффективность. Когда мы хвалим себя за проделанную работу, когда позитивно настраиваем себя перед выполнением заданий, наш мозг начинает работать эффективней. Создавать нейронные связи быстрее, укреплять их прочнее и быстрее закреплять информацию в долговременной памяти. Примерно такие эффекты и описываются в книге.
Помните эффекты, которые были в предыдущих главах? Укрепление связей от ошибок и улучшение эффективности создания этих связей. Дак вот, когда человек, который недавно приступил к обретению нового навыка, действует с мыслью: "А я ведь могу расти" - то рост происходит эффективнее, чем с мыслью: "Не, бред, я такой какой есть. Рост не про меня". Кроме того, если хвалить себя за проделанную работу, награждать, то эффект становится ещё сильнее.
Мне кажется, этот момент - вопрос самому себе: "Верю или нет?". И даже если есть сомнения на счёт самого себя (а вероятнее всего они есть), то не забывайте хотя бы действительно хвалить себя за проделанную работу, хотя бы галочкой в ежедневнике и чашечкой ароматного чая.
Самое главное хвалить именно за то, что вы сделали, а не за то, какой вы есть. Сейчас поясню. В своей книге Джо Боулер упоминает про исследование Кэрол Дуэк, преподавательницы из университета. Она сравнивает поведение двух "одинаковых по силам" групп студентов. Обеим группами Кэрол Дуэк дала сложную задачу, с которой они успешно справились. Затем одну группу она похвалила за хорошую работу, а другую просто за то, что они умные. После, группы студентов приступили к следующей сложной задаче. Та группа, которую похвалили за труд, решила её несколько быстрее и с большим энтузиазмом. Другая группа, чтобы удержать статус "умных", старались избегать ошибок и неохотнее приступали к выдвижению теорий. Поэтому не забывайте про себя родимых, и помните, что вы действительно сделали.
Вывод 4. Многоплановый подход
Ключевой навык обучения No 4
Нейронные связи и процесс обучения оптимизируются при многоплановом подходе к новым идеям.
Джо Боулер
Что за многоплановый подход? Вы рисовали схемы, когда делали сайт или разбирали книгу? Делали ассоциации, когда запоминали, новые слова на другом языке? Или может накладывали на стихотворение музыку, или представляли в виде смайликов, чтобы проще запомнить?
Всё это - многоплановый подход, множество способов, с помощью можно представить любую информацию. Причём необязательно, чтобы всё было подвязано на воображении. Мелодию можно действительно для запоминания представить тактильно (создать рисунок, схему, сыграть её), потом подкрепить визуально вашей схемой или картинкой, видео других людей, затем сделать с этим сюжет и добавить небольшую ассоциацию.
В чём идея, почему оно даже в теории (а на практике тем более) может работать? Когда вы просто запоминаете информацию, у вас создаётся одна нейронная цепочка. Когда добавляете к этому ассоциации, схемы, игру на музыкальном инструменте, просмотр картинок, видео, то создаются ещё множество сложных и более крепких нейронных цепочек. Это позволяет осесть информации в голове намного эффективнее.
На моей памяти до сих пор остались лёгкие зарисовки слов на английском языке. До сих пор помню отрывок из песни Never gonna give you up от Рика Эстли.
Never gonna give you up, never gonna let you down,
never gonna run around and desert you!
У этого слова есть два значения: покидать, пустыня. В данном случае оно означает, "я не собираюсь покидать тебя". Я решил за это зацепиться и внимание, вот результат (художник от бога зато весело). Зарисовки были похожи на работы 5-летнего малыша
или же зарисовка, на фразу could you pass your judgement on a picture. По сюжету парень нарисовал сам себя, потом попросил оценочку.
Вывод 5. Почему скорость хуже гибкости
Последний вывод я решил посвятить гибкости в обучении. Это одна из самых интересных на мой взгляд особенностей обучения и практики в любом деле.
"Ключевой навык обучения № 5
Скорость мышления не является мерой способностей. Оптимальное обучение возможно, если подходить к теориям и к жизни в целом гибко и творчески"
Джо Боулер
Как часто вы бываете в ситуациях, когда приходится довольно срочно придумать выход из ситуации? Думаю в таких ситуациях обычно приходится использовать первый возможный вариант. Но явно вы придумываете и другие способы как выйти из ситуации. Или более спокойный пример. Не так давно слышал, что у творческих людей, после завершения работы принято сделать ещё несколько работ, просто для веселья позволить себе поприкалываться и отойти от правил.
В этом и суть гибкости. Когда на одну и ту же задачу человек способен придумать несколько решений. Каждое может быть похожим на другое, а может быть абсолютно другим, тут просто на что хватит фантазии. В самой книге автор описывает примеры из своей практики и из опыта других педагогов. Они тесно связаны непосредственно с работой с учениками и подходов к ним. Но идея гибкости, как многогранного подхода к решениям той или иной задачи - подходит абсолютно всем людям в любой сфере.
Так мы постепенно доходим до состояния, когда просто "чувствуем", как нужно сделать. И истинное освоение определённого навыка, заключается как раз в обретении этого чувства, когда не думаешь как сделать, а способ просто сам появляется из долговременной памяти. Этот вывод касается по-большей части уже проявляющихся навыков и касается непосредственно их закрепления, да и в целом освоения тоже
Заключение
На этом выводы по книге Безграничный разум подошли к концу. В целом книгу советую для ознакомления там вы сможете более подробно на примерах прочувствовать эти выводы и закрепить их в своём Безграничном разуме. А так вот небольшая выдержка из всех выводов:
- Мы значительно улучшаем свои когнитивные способности, когда учимся. Даже на физиологическом уровне
- Ошибки - не тормоз, а двигатель нашего прогресса, именно на них наш мозг развивается
- Порой установки влияют гораздо сильнее, чем вы можете подумать
- Многоплановый подход к запоминанию информации - невероятно мощный инструмент
- Настоящее освоение навыка происходит, когда мы проявляем гибкость в решении задач и начинаем "чувствовать"