Найти в Дзене

Парусинка. Нарва. Прапрабабушка

Парусинка. Исторический район Ивангорода, построенный для работников текстильной мануфактуры. Среди этих живописных обшарпанных стен время как будто идёт по-другому. Кошки с рычанием едят куски рыбного пирога. Дети, похожие на героев книги Короленко, играют в мяч в тёмной подворотне.  Местные шутят, что статуя текстильщицы, установленная у проходной фабрики, - единственная девушка, которая в последние годы не боялась находиться на улицах Парусинки вечерами.  По задумке архитектора девушка держала бобину и тонкую ниточку. Но нить оборвали вандалы, и теперь девушка выглядит так, будто отправляется на прогулку по мрачным улочкам с булкой в руках. Кренгольмская мануфактура когда-то была крупным предприятием. Здесь производили различные ткани и даже делали паруса для кораблей. После распада СССР жилые кварталы Парусинки и гидроэлектростанция оказались на российской территории, а цеха - на эстонской. Разделённое по живому, всё пришло в упадок. Только электростанция работает и даёт эле

Парусинка. Исторический район Ивангорода, построенный для работников текстильной мануфактуры.

Среди этих живописных обшарпанных стен время как будто идёт по-другому. Кошки с рычанием едят куски рыбного пирога. Дети, похожие на героев книги Короленко, играют в мяч в тёмной подворотне.

-2

-3

 Местные шутят, что статуя текстильщицы, установленная у проходной фабрики, - единственная девушка, которая в последние годы не боялась находиться на улицах Парусинки вечерами. 

По задумке архитектора девушка держала бобину и тонкую ниточку. Но нить оборвали вандалы, и теперь девушка выглядит так, будто отправляется на прогулку по мрачным улочкам с булкой в руках.

-4

Кренгольмская мануфактура когда-то была крупным предприятием. Здесь производили различные ткани и даже делали паруса для кораблей.

После распада СССР жилые кварталы Парусинки и гидроэлектростанция оказались на российской территории, а цеха - на эстонской. Разделённое по живому, всё пришло в упадок. Только электростанция работает и даёт электричество для Ивангорода и Нарвы. Весной, во время разлива, станция сбрасывает воду. Для жителей это настоящий праздник. Люди приходят смотреть на водопады, которые возникают здесь всего на несколько дней. 

Парусинка - это ещё и заросший усадебный парк. Среди беспорядочных весенних деревьев угадываются очертания аллеи и контуры фундамента дома. А вдоль дороги висят десятки кормушек для птиц. 

Парусинка - это церковь на берегу Нарвы. В подвале храма находится усыпальница барона Штиглица. Интересная судьба была у этого деятеля: немец по происхождению, он принял православие, связал судьбу с Россией, сделал много полезного для страны и завещал похоронить себя на русской земле. Прекрасная церковь с усыпальницей Штиглица сейчас стоит на самой границе.

-5

-6

Размышления о судьбе Штиглица идут параллельно с мыслями о другой судьбе. Неизвестной, но для меня - интересной и по-своему удивительной.

Где-то в Нарве в начале прошлого века жила и работала моя прапрабабушка. Работница Кренгольмской мануфактуры Лиза-Мария Эбель. Жена военного моряка Елизавета Васильевна Федосеева. Наша семья мало знает о ней. В детстве я думала, что она была эстонкой. Сейчас многие факты указывают на то, что скорее она была из остзейских немцев.

Ниточка жизни прапрабабушки тянется через всю страну из Нарвы во Владивосток. По пути с запада страны на восток прапрабабушка сменила имя, фамилию, вероисповедание. Родила троих детей. Такую вот удивительную судьбу соткала, добавив в полотно семейной истории ещё один узор. Она же эту нить сама и оборвала. Почему - наверное, только она и знала.

Да, наша семья мало знает о прапрабабушке. Но кажется, если побываешь там, где человек родился, сможешь узнать о нём чуть больше. 

Каждый раз, когда пишу здесь новый сюжет, я стою перед выбором: должна быть эта история озвучена или же это дело семейное? Хотел бы человек, чтобы о нём написали? Согласился бы, чтоб было опубликовано его фото? Каждый раз долго не решаюсь. Но некоторые истории просят быть рассказанными. И тогда они появляются здесь.