Однажды жена французского архитектора Тома де Томона подавала ему завтрак. Расставляя предметы на столе, она случайно поставила на столе две чашки и кофейник между ними. И тогда архитектора осенило, как будет выглядеть площадь со зданием Биржи и двумя ростральными колоннами по бокам.
Ростральные колонны, являющиеся символом побед и морской славы страны, вот уже два века стоят на Стрелке Васильевского острова - одном из самых значимых мест города.
Стрелка Васильевского острова - место, где сливаются две водные артерии города – Большая и Малая Нева, была выбрана для размещения Ростральных колонн неслучайно. Сюда в 1733 году перенесли с Березового острова порт, здесь принимали суда с импортными товарами и отправляли другие на экспорт.
Ростральные колонны были возведены в 1805 - 1810 годах в качестве маяков, чтобы направлять корабли через сложный фарватер. В туман и после захода солнца, когда тьма охватывала сушу и море, прыгающее пламя огромных масляных фонарей на вершинах колонн направляло корабли по безопасному пути в порт. Южная колонна указывала путь в Большую Неву, а Северная – в Малую Неву.
Обычай возводить триумфальные колонны, которые украшены трофейными рострами (носами) побежденных кораблей, пришел из Древнего Рима. Когда-то такие колонны служили маяками для кораблей, заходящих в порт. Ростральные колонны Петербурга возвышаются на 32 метра и являются одним из символов города. Эти ростры символизируют морскую мощь и славу русского флота.
К верхним площадкам, на которых установлены металлические треножники с жаровнями для сигнальных огней, ведут внутренние винтовые лестницы. Впервые для факелов использовали конопляное масло, которое имело свойство брызгать на головы прохожих. В конце XIX века их снабдили электричеством, но это было дорого и такое освещение использовалось недолго. Лишь в середине прошлого века сюда подвели газ, благодаря которому над колоннами в торжественных случаях зажигают семиметровые факелы.
Маяки были выведены из эксплуатации в 1885 году, когда порт переехал на Гутуевский остров для приема более крупных судов. Однако, в настоящее время, пламя зажигают в праздничные и торжественные дни.
Народная версия, которая мне кажется более романтичной, что основание каждой колонны украшено скульптурами, олицетворяющими четыре основные реки России. Северную Ростральную колонну украшают фигуры Волги и Днепра, то южную – скульптуры Невы и Волхова. Одну фигуру создал Юзеф Камберлейн из Антверпена, а остальные три - Жак Тибо при содействии известного русского крепостного скульптора Самсона Суханова.
Но сам Тома де Томон писал: «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции»
Скульптуру, украшающую Ростральные колонны, изначально намеревались отлить из бронзы. Однако из-за того, что она слишком сложная в обработке, фигуры были выполнены из пудостского известняка. Этот материал был добыт из карьеров под Гатчиной, в селе Пудость, откуда и пошло его название.
Кроме того, огромные дорические колонны украшены скульптурами наяд и морских существ – крокодилов, морских коньков, водяного и рыб.
Обе Ростральные колонны в Санкт-Петербурге трижды реставрировались, последний раз в 1998-1999 году.
Ростральные колонны стали неотъемлемой частью центральной панорамы города на Неве.
Рекомендую всем прогуляться на Стрелку Васильевского острова и оценить красоту архитектурного ансамбля.
А теплыми летними вечерами, по выходным, под Ростральными колоннами люди собираются и танцуют латиноамериканские танцы.