Махабхарата - один из величайших эпосов не только Древней Индии, но и всего мира. Когда в реальности разворачивались эти героические события до сих пор остается загадкой. Традиционно считается, что знаменитая битва на поле Куру состоялась в IV тысячелетии до нашей эры. То есть около 6 тысяч лет назад.
Всегда интересно, чем же тогда жили люди, о чем мечтали, чему радовались... И, конечно, что люди ели в те незапамятные времена?
Махабхарата знакомит нас не только с легендарными событиями и вехами истории, но и с кулинарными традициями ведических времен, некоторые из которых сохраняются в индийской кухне и сегодня, спустя несколько тысяч лет. Просто представьте эту необыкновенную древность, когда в следующий раз будете пробовать знаменитые индийские блюда.
Голгапа или Панипури — бессмертная уличная еда
Голгапа, также известная как панипури, пучка или гупчуп, безраздельно властвует как царица индийской уличной еды. Легенда гласит, что эту культовую закуску придумала Драупади, жена Пандавов.
Когда Драупади поставили задачу приготовить блюдо из остатков аало ки сабзи (овощного карри) и теста, она изобретательно приготовила голгапу. И этим она не только удовлетворила вызов свекрови, но и даровала бессмертие этому любимому лакомству, которым вся Индия наслаждается и сегодня.
Пайасам — рисовый пудинг Юдхиштхиры
Пайасам, или рисовый кхир, сотни лет остается любимым десертом в индийских семьях. Это восхитительное блюдо состоит из риса, сваренного в молоке, подслащенного неочищенным сахаром и украшенного сухофруктами.
Юдхиштхира, старший Пандав, любил пайасам, выделяя его среди других угощений.
Сегодня во многих частях страны пайасамом кормят маленьких детей в качестве первой еды после материнского молока.
Мало того, упоминание об этом молочном блюде можно найти в Удьога Парве: Бхагват Яна Парва: Раздел CXLIII .
Самвая — сладкое искушение
Самвая, еще один десерт эпохи Махабхараты, состоял из пшеничной муки, молока, сахара, ароматных специй, щедро обжаренных в топленом масле. Его вкус и текстура напоминают современный «Балушахи», излюбленную сладость жителей Варанаси.
Шашкули — ухообразная сладость
Шашкули, десерт, упомянутый как в Махабхарате, так и в Бхагавад-гите, готовился из риса или ячменя, замоченного в сахарной воде. По форме напоминающий ушную раковину, шашкули имеет сходство с любимым всеми «Джалеби», приготовленным из муки и сахарного сиропа.
Легенда гласит, что британцы, когда впервые увидели это индийское лакомство думали, что сироп вводили в Джалеби с помощью игл.
Кхир — деликатес из рисового пюре
Крисара - предшественник современного кхира - еще один рисовый десерт, который включал рис, молоко, сахар, семена кунжута, кардамон, шафран и корицу. Его отличительной особенностью является мелко размолотый рис, почти невидимый невооруженным глазом в готовом продукте, который придает блюду жидкую консистенцию.
Это блюдо с его уникальной текстурой и вкусом прославляется в индуистских текстах, в том числе в Санти Парве.
Упоминание об этом есть в Санти Парве, 12-й из 18 книг Махабхараты .
Авиал
Рецепт Авиала, вегетарианского карри, которое очень популярно в Керале, приписывают Бхиме, одному из Пандавов.
По легенде, Бхима, будучи поваром в королевстве царя Вираты, приготовил это блюдо для грозного риши Дурвасы. Не имея достаточного количества ингредиентов, он приготовил «Авиал», используя лишь доступные овощи, кокосовое молоко и творог. Этот кулинарный подвиг не только доставил удовольствие мудрецу, но и обеспечил Авиалу особое место в индийской кухне.
Мясо
Вопреки преобладающему в современной Индии представлению о вегетарианстве, в Махабхарате можно найти упоминания о невегетарианских блюдах, включая мясной фарш и вареный рис с мясом.
Некоторые священные писания даже описывают приготовление мяса буйвола в топленом масле, приправленном фруктовыми соками, тмином, асафетидой и каменной солью, с оттенком лимона. Люди той эпохи наслаждались мясом добытых на охоте животных, что со временем стало почти не приемлемым.