Смоленск - город, который взбирается вверх-вверх-вверх, и даже если зайдёшь в аптеку, там обязательно будут ступеньки.
Это один из древнейших российских городов, исторический западный форпост государства, город-герой.
Это поездка в глубь веков: путешественника ждут домонгольские храмы (их сохранилось три), крепостная стена, охватывавшая город (сохранилась частично, архитектор Фёдор Конь), картинная галерея, Соборный холм, а если лето и есть время, то можно съездить в Гнёздово к курганам викингов.
Это город вкусных заведений, в которых особенно чудны драники при морозной погоде.
А если пойдёте в Смоленский драматический театр имени Грибоедова и в 8 ряду увидите сломанное кресло, то знайте - это я его сломала. И вот как это было.
Несколько лет назад мы с университетской компанией ездили в Смоленск на выходные. Выбрали симпатичный отель и стали думать над программой. Я очень настаивала на посещении Смоленского драматического театра имени Грибоедова, в субботу давали «Сон в летнюю ночь». Идея была принята друзьями не без ворчания, но аргументы в духе «не понравится - уйдём» подействовали. Тогда на сайте театра билеты онлайн купить было нельзя, и я специально звонила в кассы и просила оставить в резерве билеты на нашу компанию, клятвенно обязуясь непременно прийти.
И вот нагулялись, пообедали и пришли. Сразу подкупило то, что люди в театр приходили одетыми нарядно, дамы принесли с собой туфли. Мы тут из нарядных рядов выбились, были в джинсах. Это, кажется, единственный раз в моей жизни, когда я в академический театр заявилась не в платье. Понравилось и само монументальное здание, выстроенное в стиле сталинского ампира.
И вот начался спектакль.
То, что с Шекспиром сделал местный режиссёр, мало поддаётся описанию. Мне трудно определить, какой жанр превалировал в этом симбиозе, но на билетах была пометка 16+, и некоторые моменты и охи-ахи со сцены заставляли меня краснеть в темноте, а ещё были какие-то элементы психоделики и дешевые шуточки в духе юмористических телепередач - и их публика встречала с наибольшим энтузиазмом.
Накал драматургии достиг наивысшего градуса в тот момент, когда ведущий спектакля, обряженный в халат, распахнутый до пупа, и напоминавший то ли боксера сверхлёгкого веса, а то ли артиста специфического развлекательного жанра, объявил антракт. Прямо вот так и сказал - антракт.
Одновременно с этим в зале вспыхнул свет, и в этот самый момент подо мной рухнуло сиденье кресла, и я оказалась на полу.
Гомерический хохот вкупе с громовыми аплодисментами сотряс стены драматического театра имени Грибоедова. Публика хлопала, не жалея рук. «Удар и потом катарсис!», «Блестящая режиссёрская находка!», «Браво!» - кричали зрители. Я сама смеялась громче всех и тоже хлопала.
Через пару минут публика потянулась в буфет, а мы, поскольку сидеть мне было уже не на чем, да и опасаясь, чтобы не заставили платить за сломанное кресло, все же поспешили унести ноги из храма Мельпомены.
Интеллигентная гардеробщица, выдавая одежду, сказала укоризненно - а спектакль-то очень хороший! Но мы предпочли ресторан при гостинице.
А я ведь в юности хотела быть актрисой. Но похоже, свою лучшую роль я уже отыграла.