Друзья! У нас новая рубрика - Вехи промышленного туризма, в которой мы будем делиться интересными фактами, а также основными моментами и этапами развития промышленного туризма в нашей стране и мире. Сегодня наш пост посвящен специфике промтуризма СССР в 30-х годах XX века, которому посвящена отдельная глава в книге Игоря Орлова и Елены Юрчикова «Массовый туризм в сталинской повседневности». Приводим оттуда небольшие, но крайне актуальные для промышленных экскурсий сегодняшнего дня отрывки.
«Откликнулись туристские организации и на решения январского (1933 г.) Пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) об освоении новых и реконструированных предприятий. В соответствии с партийными установками ставилась задача через индустриальные экскурсии на предприятия своей отрасли и на заводы и фабрики - поставщики и потребители «приковать внимание широкой массы рабочих, ИТР к лучшим образцам освоения новейшего оборудования, лучшим методам организации производства для перенесения их к себе на фабрики и заводы» <…>
Такая социально-экономическая установка стимулировала возникновение новых массовых форм туристской работы. Группы туристов с ведущих заводов и фабрик направлялись в поездки с посещением родственных в профессиональном отношении коллективов с целью изучения новых технологий и их последующего внедрения на своих предприятиях. В рамках этой формы массового туризма успешно зарекомендовали себя технические походы, проводимые под лозунгом «овладения техникой». Первый такой двухдневный техпоход 800 ударников в Москву состоялся в дни памяти В.И. Ленина в 1932 г. Его участники, изучив образцы нового оборудования, техники и производственный опыт 18 московских промышленных предприятий, по возвращении домой внесли в общей сложности 600 рационализаторских предложений.
Эта и другие аналогичные кампании шли под «боевым» лозунгом «Пролетарский туризм лицом к производству!» <…>
«Каждый турист - ударник!», «Ни одного туриста вне ударных бригад!», «Туризм служит делу рабочего класса!», «Проверить участие туристов в социалистическом соревновании и ударных бригадах, добиваясь поголовного участия в ударничестве!», - вот основные «производственные» лозунги туризма довоенных лет».