Найти тему
ИА REX

Вашингтон нагнетает военную напряженность в АТР

На фоне резкого изменения обстановки вокруг Украины, связанного с принятием нижней палатой Конгресса США бюджета военной помощи ВСУ, как-то на второй план в нашем восприятии отошли события в АТР. Между тем, там тоже становится всё жарче. После того, как 11 апреля в Вашингтоне прошла встреча лидеров США, Филиппин и Японии – президентов Джо Байдена и Фердинанда Маркоса-младшего, премьера Фумио Кисиды, на которой был образован тройственный альянс, Пентагон взял с места в карьер. Уже 22 апреля в регионе, на базе Филиппинского архипелага, начались крупные военно-морские и военно-воздушные учения Balikatan-2024 с участием 16,7 тыс. военнослужащих. Причём, на 11 тыс. личного состава вооруженных сил США приходится 5 тыс. филиппинских военнослужащих, а также, впервые, 700 французских солдат и офицеров; принимают участие также фрегат и эсминец ВМС Австралии. Из четырнадцати стран, приглашенных в наблюдатели, примерно половина – участники НАТО и сателлиты США в АТР; не приглашена делегация Китая, что подтверждает экспертные выводы о том, что манёвры направлены именно против Пекина. По оценкам военных специалистов, создаваемая в регионе агрессивная группировка и особенности её дислокации – на северном острове Филиппин – Лусоне, в Лусонском проливе, отделяющем его от Тайваня, а также на острове Палаван – формируют полноценный охват Южно-Китайского моря (ЮКМ). Учения демонстративно организуются поблизости от чувствительной для Китая системы искусственных островов, составляющих первую линию обороны на ближайших подступах к континентальной части страны. Объявлено об участии в них видов вооружений, которые не использовались в прошлых аналогичных учениях, с дальностью до 400 км; по сути на Филиппинах создаётся мощная американская группировка, в которую, правда, без запланированных пусков, включены ещё и ракеты средней дальности, ранее запрещенные соответствующим российско-американским договором, из которого США вышли. О том, что означает это бряцание оружием для Китая и для региона в целом, рассуждает обозреватель REX Владимир Павленко.

Военная сторона манёвров – откровенно провокационная. Это традиционный почерк США, когда на фоне обострения региональной обстановки проводятся учения, в ходе которых создаются группировки войск и сил флота, способные нанести уже отнюдь не учебный удар. И всё это происходит поблизости от границ стран, с которыми у американцев сотоварищи по НАТО и дальневосточным блокам имеются противоречия и военно-политическая напряжённость. На европейском ТВД с февраля по конец мая проходит целая серия учений под общим названием Steadfast Defender-2024. На днях российский министр обороны Сергей Шойгу обращал внимание, что у границ России потихоньку создан контингент НАТО численностью в 33 тыс. человек, которому по силам не только ударные, но и специальные функции. Например, зайти на Украину и занять позиции по правому берегу Днепра. Или по белорусской границе. Об этом много распространялась французская сторона, но учения-то блоковые, и решения, если что, принимают в Вашингтоне, а не в Париже. По такой же схеме США вместе с сеульскими сателлитами действуют на Корейском полуострове: организуют провокационные учения, взвинчивают обстановку, вплоть до имитации ядерных ударов, а затем шумно возмущаются ответными действиями – ракетными пусками – со стороны КНДР, отмечает политолог. Это такой военно-политический почерк.

Международная политика. Иллюстрация: REX
Международная политика. Иллюстрация: REX

По этой же модели всё происходит и вокруг Филиппин. С той лишь разницей, что здесь просматриваются сразу две провокационные линии. Лусон на севере – это южные подступы к Тайваню, а Палаван на юге нависает над архипелагом Спратли (Наньша), на отшибе которого расположен риф Жэньай, который в последнее время стал эпицентром китайско-филиппинского противостояния. Манила, опираясь на решения международного трибунала от июля 2016 года, не признаваемые Китаем, использует сидящий на мели военный корабль, на котором держит команду, и всё это в территориальных водах, которые Китай считает своими. У США, как они подчёркивают, с Филиппинами договор о военной взаимопомощи 1951 года. И должностные лица военно-морского командования США в АТР регулярно выступают с угрозами в адрес Китая, что, мол, если кто-нибудь из филиппинских моряков погибнет в одной их стычек, которые провоцируются регулярно, договор вступит в силу, и США вмешаются. По совокупности угроз, создаваемых манёврами Balikatan региональной безопасности, ряд экспертов уверены, что нынешняя легенда учений – одновременная репетиция «битвы за Тайвань», свидетельствующая о планах США в неё влезть. А также сражения за ЮКМ, где американская сторона, под прикрытием традиционной демагогии о «свободе судоходства», мечтает уничтожить ту самую китайскую передовую линию обороны своего побережья. Морской ТВД отличается от сухопутного большим динамизмом и неожиданностью потенциальных угроз со стороны противника, который не отделён от тебя относительно стабильной линией фронта. И что на уме у американского командования в условиях, когда США весь первый срок нынешнего президента Байдена положили на конструирование в регионе системы военных альянсов, — одному богу известно, считает эксперт.

Ещё по теме

Самое главное, что следует понимать. Цена катастрофического сценария в этой акватории – не Тайвань, не Филиппины, которые американцам не жалко, и не мелкие архипелаги и рифы. Цена вопроса – ещё раз: безопасность огромного, протяжённого на тысячи километров, океанического побережья Китая, атаку на которое со стороны моря вполне можно, и скорее всего так и поступят, замаскировать под продолжение локального конфликта вокруг какой-нибудь островной территории. И если Тайвань для этого слишком велик, и резонанс, обусловленный вниманием к нему, большой, то какой-нибудь риф или отмель, типа того же Жэньай или Скарборо, которые не на слуху, и о которых осведомлены только специалисты, вполне может послужить запалом большого конфликта. Если в планах стоит его спровоцировать и поджечь, уверен Павленко. Именно поэтому в канун учений с жёсткой критикой нынешнего государственного руководства Филиппин выступил предшественник младшего Маркоса в президентском кресле Родриго Дутерте, обвинивший нынешние власти в безответственности, напоминает эксперт.

Участие в учениях не только позволяет наладить оперативную совместимость между вооруженными силами Филиппин и США, что будет иметь ключевое значение для будущих сценариев высокоинтенсивных боевых действий, но и позволит филиппинской армии лучше оценить пробелы в отношении сил и средств, доктрин и подготовки, которые должны быть отработаны в рамках этого изменения позиции [активизации двустороннего военного союза].

Эта красноречивая оценка главной цели учений американской военной печатью делает, как видим, упор на подготовке к конфликтам высокой интенсивности, что показательно. Однако у нынешней ситуации имеется и политическая сторона. Во-первых, это японский фактор. Третьим участником альянса Вашингтона и Манилы является Токио; третьим участником альянса Вашингтона и Сеула тоже является Токио. Япония входит в состав Четырёхстороннего диалога по безопасности Quad, вместе с США, Австралией и Индией, а также тесно сотрудничает в последнее время с новым блоком AUKUS с участием США, Великобритании и Австралии. У США в регионе много «непотопляемых авианосцев» - от Гавайских островов и Гуама до тех же Филиппин, но главный такой «авианосец», без сомнения, это Япония, ключевой американский сателлит, с которым Вашингтон рассчитывается за лояльность безоговорочной поддержкой всех реваншистских авантюр Токио с территориальными претензиями к соседям. Япония также – единственный дальневосточный союзник США, включённый в систему коллективного Запада членством в «большой семёрке», она ближе всех остальных и к НАТО, с которой всё теснее сотрудничает. Если говорить о репетиции американским флотом сражения за Тайвань, то и здесь Токио не в стороне, ибо имеет перед Вашингтоном обязательства вместе с ним вмешаться и, кроме того, контролирует архипелаг Рюкю, тянущийся к самому Тайваню, на котором имеет ряд гарнизонов Сил самообороны. Окинава, которая находится всего в 700 км от Тайваня – тоже японская территория, хотя фактически этот остров оккупирован американской армией. Такая вот диспозиция, подчёркивает Павленко.

Во-вторых, на этих учениях Balikatan сильно напрягает далеко не формальное участие Франции. Семь сотен военнослужащих плюс фрегат – это по сути сухопутный полк. Или как минимум две развернутых батальонных тактических группы. Париж явно превращается в «запасной командный пункт» Вашингтона. Причём, происходит это на фоне предстоящего визита во Францию председателя КНР Си Цзиньпина, который, по некоторым данным, начнётся 6 мая, то есть, параллельно с этими учениями, которые заканчиваются только 10 мая.

"На мой взгляд, это весьма противоречивый сигнал, который напрочь дезавуирует прошлогодние заверения французского президента Эммануэля Макрона в ходе визита в Китай о «стратегической автономии» его страны от США. Успеху парижских переговоров такое положение дел точно не способствует", — заостряет внимание политолог.

В-третьих, по американским же оценкам, не только Китай, но и страны Юго-Восточной Азии, входящие в АСЕАН, куда Вашингтон «подбивает клинья», выскажут «приглушенную» критику учений. Иллюзий у американского военного командования и политического руководства нет, но курс на эскалацию напряженности остается неизменным. Не случайно МИД Китая еще несколько дней назад предупредил, что участие в учениях «внерегиональных» стран, имея в виду США и Францию, преследует только одну цель – «демонстрацию силы и разжигание конфронтации». Как мы хорошо понимаем, ответственность за это лежит на Вашингтоне, которому не терпится перевести недавние тройственные договоренности в военную плоскость, резюмирует обозреватель REX.

Автор: Павленко Владимир