Найти в Дзене
Metal Head

STATUS QUO: ЗАЖИГАЯ ПО ВСЕМУ МИРУ

/ Продолжение. Начало обзора дискографии Status Quo вы можете почитать здесь /

Наверняка, просматривая огромную дискографию лондонцев Status Quo вы поражались количеству альбомов, которые были выпущены ими за продолжительную карьеру. Никому и доказывать не надо, что только невежественный человек может считать их «группой одного хита», к тому же им не принадлежащего. Да, Status Quo были весьма популярны в свое время, написав немало годноты, и пользуются заслуженным уважением по сей день.

Серия подготовленных мной статей, возможно, избавит некоторых читателей от многочасового прослушивания всего их наследия, остановившись на наиболее значимых, по моему мнению, вещах в их творчестве. А другим, кто уже в теме их музыки, подарит теплые воспоминания.

Лонгплей с лаконичным названием «Quo» (1974) у английского квартета Status Quo был уже седьмым студийным альбомом, но лишь он по большому счёту окончательно вывел группу на орбиту известности и популярности среди британских почитателей тяжёлой музыки.

Отнюдь не выдающийся альбом и не самый сильный в дискографии этой команды, всё ещё пребывавшей в затянувшейся стадии становления, однако упрочивший локальный успех весьма приличного предыдущего их LP "Hello!".

Меж тем, эта работа стала третьей, которую группа продюсировала самостоятельно. Что не могло не отразиться на качественных показателях пластинки, причём, как со знаком минус, так и плюс.

Наконец-то в полный голос (во всех смыслах) заявил о себе бас-гитарист Алан Ланкастер. В истории SQ подобного ещё не случалось (и более никогда не случится), чтобы этот скромный и малозаметный на сцене музыкант был причастен сразу к шести из восьми номеров программы диска. В четырёх из них Алан на лид-вокале, хотя вокалист он, мягко скажем, так себе.

Столь заметный всплеск активности басиста SQ, который в обычные свои времена продавливал для пластинок группы не более трёх собственных песен, объясняется двумя возможными обстоятельствами. Он наконец-таки вспомнил, что наряду с Фрэнсисом Росси являлся основателем коллектива, и, стало быть, имел равные с Фрэнсисом преференции. Чисто формальные, но тем ни менее. Ну и, возможно, по каким-либо причинам не в лучшей форме находился Ф. Росси, объективно ведущий музыкант квартета.

Авторский тандем Парфитт-Ланкастер по сути и определил плотность и креативность программы альбома. Впрочем, в плане стилистической вариативности и методики инструментального воплощения материала к музыкантам возникают вопросы.

Большинство мелодий их композиций, будем откровенны, до неприличия однообразны, словно сработаны по единому шаблону и базируются на нескольких двенадцатитактовых аккордах, обеспеченных ритм-гитарой Рика Парфитта. Это главная особенность данной пластинки. Однако эти парни как-то умудрялись из столь ограниченного арсенала выжимать максимум, создавая порой настоящие локальные шедевры. По меркам SQ, разумеется.

Следует отдать должное музыкантам, они прочно освоились в обретённом группой стилистическом формате и достаточно уверенно действовали в его рамках. Другое дело, что технический уровень гитаристов всё ещё желал лучшего.

Даже в простых, а местами откровенно примитивных своих сольных партиях, Фрэнсис Росси бывал крайне неубедителен. При этом он упрямо усложнял себе жизнь, явно переоценивая свои возможности исполнить всё чисто. Как лидер-гитарист Росси всё ещё не дотягивал до статуса своей группы. Слабым оправданием для него могло быть то обстоятельство, что, как и все свои диски первой половины 70-х годов, пластинку "Quo" квартет записывал по старинке, почти не используя метод "наложений", т.е. запись велась практически в "живом" режиме, где основные инструменты звучали разом.

Что удивительно и характерно, несостоятельность Росси-гитариста в особенности ощутима в номерах Парфитта-Ланкастера, где временами его гитара звучит на грани срыва. Кроме, несомненно, лучшей композиции всей программы "Lonely Man". Это изящная элегия с тонким мелодическим рисунком, местами напоминающим "битловский" почерк времён их "Белого альбома". Здесь Росси не стал изощряться, ограничившись простыми, но вполне убедительными сольными партиями, а вместе с Риком Парфиттом у них получилось роскошное гитарное сопровождение к романтическому вокалу Рика.

Из прочих аутентично звучащих номеров выделяются ненавязчивая «Backwater», хардовый номер «Just Take Me», легкомысленная «Fine Fine Fine».

В разгар 1975 года музыканты SQ уже рассматривались как одни из перспективных проводников британского рока, облачённые в джинсу апологеты рок-н-рольного буги-бит с креном в тяжёлый рок. И подобный "молодёжный" имидж ещё достаточно долго будет в приоритете группы, ровно столько, сколь неизменным будет оставаться стилистический формат SQ. Тогда же вышел их восьмой кругляш «On the Level» («На уровне», 1975).

К созданию диска оказались причастны все музыканты квартета (включая Джона Коглэна), а также Боб Янг. На деле эта работа никак не выделялась среди прочих работ коллектива, хотя и была выпущена на пластинчатом монстре Vertigo, имела лишь пару приятных вещей, но не более.

Это «What To Do» и исполненная под расслабляющие гитарные переборы «Where I Am». Эта душевная пьеса с дискретной мелодической схемой, в которую органично вписался изящный фрагмент по "битловским" мотивам, с мягкими гитарными пассажами и сносной сольной гитарной партией Ф. Росси - несомненная удача группы.

Также хорош кавер на хит Чака Берри «Bye Bye Johnny». Альбом вообще-то должен был быть несколько иным по составу, но строгие предписания от звукозаписывающей компании побудили группу включить в программу альбома пару номеров с более жёстким звучанием.

Можно было бы, наверное, продолжать иронизировать по поводу недостаточной технической готовности музыкантов SQ в тот период времени, но стоит вспомнить, что именно он принёс команде первые серьезные дивиденды. Посему, абсолютно неяркий, даже по сравнению с предыдущим "Quo", именно «On the Level» стал очередным, возможно, не слишком уверенным, но шагом в становлении музыкантов.

Несмотря на то, что «On the Level» - релиз далёкий от совершенства, простой и наивный в сравнении с тем, что к той отсечке времени уже продемонстрировали миру современники SQ из так называемой "большой тройки" (LZ, DP и BS), этот диск уверенно входил в первую пятёрку лучших альбомов по версиям британских и некоторых европейских чартов, а для самой группы это была самая зрелая и содержательная работа на том этапе её творчества.

Увы, но продолжения и развития у музыкантов SQ этот стилистический вектор в будущем так и не получит. Обретя уверенность в своих силах, творческую инициативу приберёт к рукам возросший мастерством Фрэнсис Росси и группа продолжит движение несколько иным путём.

«Blue for You» («Синий цвет для тебя», 1976) стал самым тяжелым альбомом англичан. Экзаменом на зрелость Ф. Росси можно считать его сольную дорожку в "Ease Your Mind". Ну, а гитарная партия в титульной блюзовой "Blue For You" - это настоящее достижение Фрэнсиса, граничащее с подвигом. Никогда ранее гитарист Росси не играл так убедительно и чисто.

Альбом "Blue For You" стал той работой группы, с выходом которой Status Quo стали восприниматься в рок-музыкальном пространстве, как серьёзный коллектив. А два боевика в этой программе: "Rain" и шикарный "Mystery Song", явились показателем того непреложного факта, что хилые тела приверженцев аутентичного рока, каковыми доселе воспринимались музыканты Status Quo в первой половине 70-х годов, наконец-то обросли мясом.

К 1977 году уровень самооценки музыкантов из Status Quo, одной из самых стабильных британских команд десятилетия, вырос настолько, что достаточно солидный, казалось бы, статус и вполне обоснованная их популярность на островах и в континентальной Европе уже не грели им души и сердца. Как, впрочем, и всему менеджменту. А непосильная до поры цель пробиться на заветный американский рынок уже обрела форму навязчивой идеи-фикс.

С выходом достойного номерного альбома "Blue For You" (1976 г.) и двойного концертного "Status Quo Live!" (1977 г.), который в штабе группы рассматривался не иначе как кандидатский вступительный взнос для вхождения в элитный клуб британского рок-н-ролла, прохладное безразличие к S.Q. на американском континенте расценивалось как некое досадное недоразумение. И теперь его самое время устранить.

Между тем, насколько успешно менеджмент группы продвигал бренд S.Q. в Европе, настолько бездарно он это делал за океаном. Свои очевидные недоработки и просчёты руководство вознамерилось компенсировать за счёт будущих усилий музыкантов.

«Rockin' All Over the World» («Зажигая по всему миру», 1977) должен был стать тем тараном, что проломит-таки наконец эту стену отчуждения. И для воплощения в жизнь этой задачи были проделаны некоторые подготовительные мероприятия.

Первым делом решено было нанять продюсера, без которого группа как-то справлялась последние пять лет. Пайп Уильямс оказался ровесником музыкантов и близким им по духу парнем, в недавнем прошлом сейшн-гитаристом и с небольшим опытом работы в качестве продюсера. В его послужном списке значился лишь один серьёзный клиент - певец Грэм Боннет (будущая рок-звезда Rainbow, Michael Schenker Group, Alcatrazz). Именно свежий альбом Г. Боннета и стал тем решающим аргументом, что определил выбор продюсера.

Фрэнсис Росси позднее вспоминал, что необычное звучание гитар в том самом альбоме привлекло его внимание, а ещё чистота и качество звука. Работая самостоятельно, музыканты S.Q. как правило ориентировались на собственные восприятия той своей музыки. То есть главное, чтобы самим нравилось. Этим и довольствовались. Тем более, что понимание у европейской аудитории их музыка находила. Чего, увы, оказалось недостаточно для пресыщенного американского потребителя.

Дабы потрафить северным американцам Колин Джексон, менеджер S.Q., навязал Фрэнсису Росси относительно недавний хит Джона Фогерти "Rockin' All Over The World", который соответствовал сразу нескольким критерия отбора. Песня всё ещё была на слуху и при должной обработке должна была непременно вписаться в стилистические рамки группы.

Она прозвучала на данной пластинке в более утяжелённом варианте с двумя (редчайший для S.Q. случай!) лидер-гитарами в отдельных его фрагментах и при активном участии клавишных Энди Бауна. В моём восприятии это одна из самых привлекательных композиций в богатейшем творческом наследии группы.

Что еще понравилось на данном альбоме? Рок-н-ролльная «Can't Give You More» и «For You» с трогательной запоминающейся мелодией, с проникновенным вокалом Р. Парфитта, позитивным текстом, излучающим восторженный оптимизм молодого влюблённого человека.

Удивительное дело, но ватная тема любовных отношений красной линией прочерчена почти через всю программу альбома. За малым исключением. Должно быть, это являлось одним из условий, которых обязаны были придерживаться музыканты. Потому, как никогда ранее в таких объёмах S.Q. к подобной тематике не прикасались.

Однако, всё это не сработало. Альбом не оправдал тех надежд, что на него возлагались. Пресыщенный американский рынок вяло отреагировал на все старания музыкантов английской группы.

На «If You Can't Stand the Heat...» («Если ты не выносишь жара…», 1978) SQ действительно изменили своему "фамильному" звучанию. Этому способствовала и инновационная система Aphes Aural Exciterruen, впервые применённая в студийной работе над содержанием будущей пластинки для модальной корректировки тональности звука посредством эксайтеров. Это и подключение к записи отдельных композиций духовой секции The David Katz Horns ("Let Me Fly", "Like A Good Girl") и бэк-вокалистов, что несомненно добавило красок в привычно-аскетичное звучание группы.

Это и ощутимое смягчение саунда, где уверенно и обильно зазвучали клавишные, как ведущие инструменты наравне с гитарами, и где в свою очередь практически отсутствуют хард-роковые гитарные темы. Если всё это обобщить - программа обрела тональность "groovy boogie spirit" (весёлый дух буги).

Так и есть, boogie style превалирует в этом альбоме, но это не буги в классическом его понимании из 60-х и начала 70-х годов. Это модифицированная музыка соответствующая этому определению, "причёсанная" и "набриолиненная" для пафосных дэнс-клубов, где собираются заносчивые снобы, но никак не для прокуренных пабов с опилками на заплёванном полу. Вот так образно выражусь.

Стержневые номера этой программы («Again And Again», «Oh! What A Night») пожалуй, ещё как-то выдержаны в привычно-узнаваемой манере исполнения SQ. Это умеренно-жёсткие композиции соответствующие стилю hard rock и rock’n’roll. С другими же всё не так просто.

Видео по теме: