Зиму Алеша Пешков прожил в людях у сестры своей бабки на Звездинке, а по весне сбежал и устроился посудником на пароход. Ну и нам пора поглядеть на Волгу. А то как это – побывать в Нижнем и не посмотреть на реку?
— Ты, мальчишко, зря треплешься тут, вижу я! Иди-ко на «Добрый», там посудника надо…
Я пошел; высокий, бородатый буфетчик, в черной шелковой шапочке без козырька, посмотрел на меня сквозь очки мутными глазами и тихо сказал:
— Два рубля в месяц. Паспорт.
М. Горький. «В людях»
Нижний – город торговый, да еще на двух больших реках, да еще с Ярмаркой. Ну как тут без судоходства? И больше того – без судостроения?
Именно рост оборотов Нижегородской ярмарки подстегнул развитие местного судостроения. Не буду касаться «Водохода» Кулибина (проект оригинальный, но не прижился), а вот баржи-коноводки в XIX веке завелись тут в товарных количествах.
При Николае I на Волге завелись и пароходы. А также известные впоследствии пароходные компании «Меркурий», «Самолет». Впрочем, изначально пароходы были заграничного производства.
Наши, нижегородские пароходы стали производить с середины XIX века на Сормовском заводе. Первый пароход «Ласточка» спустили на воду в 1850 году. Дальше пошло-поехало.
Вместе с пароходами развивались и нижегородские пристани. Ой и плотно их натыкали к концу XIX века по берегам Оки и Волги. Куда ни плюнь – пристань того или иного пароходного товарищества.
К пристаням протянули и железнодорожные пути. Нет, по ним ходили не паровозы. Это была конная железная дорога. И предназначалась не для пассажиров, а для перевозки грузов.
Крупнейшая пристань Ярмарки – Сибирская – протянулась по правому берегу Волги от Стрелки до Бурнаковки. Другая ярмарочная пристань – Петербургская – находилась на окской стороне Стрелки. До недавних пор там еще был порт. Ну а нынче только набережная для гуляний.
Пристань на острове Пески, Молитовская пристань у деревни Молитовка – это с левого берега Оки. С правого берега Оки с переходом на правый берег Волги: Соляная, Слободская, Софроновская, Георгиевская, Лесная.
По названиям пристаней нетрудно догадаться, где они располагались. Соляная между Канавинским (тогда еще плашкоутным) мостом и нынешним Метромостом. То есть у соляных складов.
Слободская пристань – по Благовещенской слободе, что раскинулась близ монастыря того же названия. Софроновская пристань – от Канавинского (плашкоутного) моста до Софроновской площади (площадь Маркина) – здесь и сегодня расположены причалы. Правда, используются только для прогулочных рейсов.
В общем, весело и оживленно было на реке. Сотни (нет, не ошибся – сотни!) различных судов толклись тут ежедневно. По весне, когда с малых рек к Нижнему спускались плоты и беляны, казалось, что Волгу можно перейти по судам аки посуху.
В 1872 году только близ одной лишь Софроновской пристани в пожаре погибло 115 судов. Прописью: сто пятнадцать. Это ж сколько их всего толпилось у всех пристаней?
Да вы только гляньте на фото Максима Дмитриева конца XIX века:
А сегодня?
Вы видите корабли? Баржи? Катера? Вот и я не вижу. Ну да мы ведь не о современном судоходстве, а о Горьком. Отплавал Алешка первый летний сезон:
«В Нижнем буфетчик рассчитал меня: я получил около восьми рублей — первые крупные деньги, заработанные мною.»
И снова вернулся «в люди». Следующим летом опять сбежал на реку. И снова вернулся к дяде-чертежнику. И с ним поработал на Ярмарке.
----------
Все публикации цикла "Горький в Нижнем":