Найти в Дзене

150 лет со дня рождения импрессионизма. Рассматриваем картины с Первой выставки

В эти дни 150 лет назад в Париже проходила Первая выставка импрессионистов и родился сам термин «импрессионизм». Но обо всём по порядку.

За 11 лет до рождения импрессионизма группа учеников покинула мастерскую академиста Шарля Глейра, преподававшего классическое изобразительное искусство по строгим традиционным канонам. Это были молодые художники – Фредерик Базель, Клод Моне, Огюст Ренуар и Альфред Сислей. Они хотели создавать своё искусство – яркое, эмоциональное, отражающее сиюминутное состояние природы.

Со временем у них образовался свой кружок со встречами в кафе и разговорами о живописи. Художников стали называть «батиньольцами», ведь кафе, в котором они собирались, располагалось на улице Батиньоль на Монмартре. Вскоре к ним присоединились Камиль Писсарро и Эдгар Дега.
Понятно, что всем хочется признания, и чтобы работа ещё приносила и доход. Художники пытались выставлять свои картины на знаменитых Парижских Салонах. Но даже, когда их работам удавалось пройти строгое отборочное жюри, произведения вывешивались в самых неудачных местах и в результате они не продавались.

После гибели на Франко-прусской войне в 1870-м Фредерика Базеля во главе художников встал Клод Моне. Друзья мечтали устроить свою собственную выставку. Для экспозиции они искали недорогое помещение, и в результате по счастливому стечению обстоятельств их друг фотограф Надар смог бесплатно предоставить им под вернисаж своё фотоателье, которым он не пользовался, а аренда была уже оплачена. И находилась эта фотомастерская в очень удачном месте – в центре Парижа, и вела в неё широкая красивая лестница прямо с бульвара Капуцинок. Помещение состояло из нескольких больших комнат с хорошим освещением.
Друзья-художники начали подготовку к выставке. Особенно активное участие в организации принял Эдгар Дега. Он старался сделать экспозицию менее вызывающей, чтобы не получилось противостояния с Салонами, и поэтому привлек к проекту много художников, не придерживающихся принципов «батиньольцев». При этом ему не удалось уговорить представить свои картины одного из основоположников импрессионизма –
Эдуарда Мане (1832-1883). Тот надеялся на успех в Салоне, да ещё заявил: «Я никогда не буду выставляться вместе с господином Сезанном».

Тем не менее участниками выставки стали 30 художников. В качестве «куратора» (tapissier) мероприятия выступил Огюст Ренуар, он размещал картины в залах. А чтобы не было обид, как на Парижских салонах, место работы определялось её размером и жребием. Полотна выставлялись в богатых позолоченных рамах на фоне бордовых стен.

Брат Ренуара – Эдмон – взял на себя создание и издание выставочных каталогов. В начале каталога он поместил фразу «Судьба расставит по местам произведения, когда-то ранжированные по величине».

И вот 15 апреля 1874 года Анонимное общество живописцев, скульпторов и граверов (такое название для себя они придумали специально для этого мероприятия) открыло двери выставки для посетителей. В экспозиции было представлено 165 картин, из них 51 произведение живописцев нового направления и 114 работ других художников.

А уже 25 апреля 1874 года в юмористической газете Le Charivari вышла критическая статья «Выставка импрессионистов». Её автор Луи Леруа (1812-1885) высмеивал выставку, построив свой рассказ в виде беседы двух посетителей, гуляющих по залам и обсуждающих увиденные там картины.
Это с легкой руки Леруа (кстати, вошедшего в историю благодаря этой статье) новое направление в искусстве обрело своё название.

Читаем выдержку из статьи:

«Случилось так, что последний удар моему другу нанес г-н Моне.
– О, вот оно, вот оно! возопил он, когда мы приблизились к картине под номером 98. Узнаю ее, свою любимицу! Ну-ка, что это за полотно? Прочтите-ка этикетку.
– «Впечатление. Восход солнца».
– Впечатление, ну конечно. Я так и знал. Не зря же я под таким впечатлением! Не могло здесь не быть впечатления! Но какая свобода, какая легкость фактуры! Обойная бумага в стадии наброска, и та будет смотреться более проработанной, чем эта живопись!»

Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце. 1872. Холст, масло. 48 х 63. Музей Мармоттан-Моне, Париж
Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце. 1872. Холст, масло. 48 х 63. Музей Мармоттан-Моне, Париж

Интересно, что название своей картине Клод Моне (1840-1926) дал под напором составителя каталога Эдмона Ренуара, который возмущался однообразием и тривиальностью названий картин. Моне вспоминал, что картина была написана им из окна в Гавре: «Меня спросили название этой картины для каталога, она действительно не могла сойти за вид Гавра. Я ответил: "Поставьте – "Впечатление"».

(фр. Impression – впечатление)
Так и родилось название – импрессионизм.

Предлагаю вам прогуляться по первой выставке импрессионистов, посмотреть на картины и послушать, что о них говорили «впечатленные» посетители из статьи Леруа.

В первом зале зрителей встречала «Танцовщица» Пьера Огюста Ренуара (1841-1919).

«В первом же зале Жозефа Венсана ждал первый удар, и нанесла его ему «Танцовщица» г-на Ренуара.
– Какая жалость, что художник, явно имеющий чувство цвета, не научился хорошо рисовать! – сказал он мне. – Ноги его танцовщицы выглядят такими же безжизненными, как их газовые юбки!
– Пожалуй, вы к нему слишком жестоки, – не согласился я. – На мой взгляд, у этого художника очень даже четкий рисунок!»

Пьер Огюст Ренуар. Танцовщица. 1874. Холст, масло. 142.5 х 94.5. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Пьер Огюст Ренуар. Танцовщица. 1874. Холст, масло. 142.5 х 94.5. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Всего Ренуар представил шесть картин, среди них ещё были известные полотна «Ложа», «Парижанка» и «Жнецы».

Пьер Огюст Ренуар. Ложа. 1874. Холст, масло. 80 х 63.5. Институт искусства Курто, Лондон
Пьер Огюст Ренуар. Ложа. 1874. Холст, масло. 80 х 63.5. Институт искусства Курто, Лондон
Пьер Огюст Ренуар. Парижанка. 1874. Холст, масло. 160 х 105,5. Национальный музей Уэльса, Кардифф
Пьер Огюст Ренуар. Парижанка. 1874. Холст, масло. 160 х 105,5. Национальный музей Уэльса, Кардифф
«– Выходит, г-н Ренуар идет правильной дорогой – в его «Жнецах» нет ничего лишнего. Я бы даже рискнул сказать, что его фигуры…
– Слишком тщательно прописаны!
– О, господин Венсан! Но что вы скажете вот об этих трех цветовых пятнах, по идее изображающих человека на пшеничном поле?
– Скажу, что два из них лишние! Хватило бы и одного!»
Пьер Огюст Ренуар. Жнецы. 1873. Холст, масло. 60 х 74. Частное собрание
Пьер Огюст Ренуар. Жнецы. 1873. Холст, масло. 60 х 74. Частное собрание

Также критике подверглись и полотна Камиля Писсарро (1830-1903). Художником было выставлено пять пейзажей.

«Я же с самым невинным видом подвел его к «Обработанному полю» г-на Писсарро. При виде этого великолепного пейзажа он подумал, что у него запотели очки, и, тщательно протерев стекла, он снова водрузил их себе на нос.
– Во имя Мишаллона! – воскликнул он. – А это что еще такое?
– Вы и сами видите не хуже меня! Это белый иней на глубоко прочерченных бороздах земли.
– Это борозды? Это иней? Да это какие-то бесформенные скребки по грязному холсту! Где тут начало и конец, где верх и низ, где зад и перед?
– Гм… Возможно, возможно… Но зато здесь есть впечатление!
– Странное впечатление, доложу я вам.»
Камиль Писсарро. Иней. 1873 Холст, масло. 65.5 х 93.2. Музей д’Орсе, Париж
Камиль Писсарро. Иней. 1873 Холст, масло. 65.5 х 93.2. Музей д’Орсе, Париж
«…Но рок оказался сильнее меня – по пути нам попалась «Капуста» г-на Писсарро, и лицо моего друга из красного стало багровым.
– Это просто капуста, – обратился я к нему убедительно тихим голосом.
– Несчастная капуста! За что такая карикатура? Клянусь, я больше в жизни не стану есть капусты!
– Но позвольте, разве капуста виновата в том, что художник…
– Молчите! Иначе я сделаю что-нибудь ужасное…»
Камиль Писсарро. Поле капусты. Понтуаз. 1873 Холст, масло. 60 х 80. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Камиль Писсарро. Поле капусты. Понтуаз. 1873 Холст, масло. 60 х 80. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
«…О, а это что?
–Это «Фруктовый сад» г-на Сислея. Рекомендую вам вот это деревце, что справа. Написано, правда, кое-кое, но зато впечатление…
– Да отстаньте вы от меня со своим впечатлением!»

К сожалению, неизвестно, какие именно картины были отобраны Альфредом Сислеем (1839-1899) для первой выставки. Известно, что это было пять пейзажей. В каталоге они располагались под номерами 161-165. Значился там и «Фруктовый сад», и несколько видов Пор-Марли, и «Дорога в Сен-Жермен», и «Ile de la Loge». Возможно, это была работа 1872 года, которая сейчас известна, как «Паром до Иль-де-ла-Лож. Наводнение».

Альфред Сислей. Паром до Иль-де-ла-Лож. Наводнение. 1872. Холст, масло. 45 x 60. Новая Глиптотека Карлсберга, Копенгаген
Альфред Сислей. Паром до Иль-де-ла-Лож. Наводнение. 1872. Холст, масло. 45 x 60. Новая Глиптотека Карлсберга, Копенгаген

Клод Моне также выставил пять работ. Помимо картины «Впечатление. Восходящее солнце» известно, что им экспонировались «Рыбацкие лодки покидают гавань», «Ланч» и «Бульвар Капуцинок».

«Бедный художник продолжал свои рассуждения, но выглядел довольно спокойным, так что я оказался совершенно не готов к страшному происшествию, которым завершилось наше посещение этой невероятной выставки. Он относительно легко перенес «Вид на рыбачьи лодки, покидающие порт» г-на Клода Моне – возможно, потому, что мне удалось отвлечь его внимание от опасного созерцания этого полотна прежде, чем небольшие фигурки первого плана произвели свой смертоносный эффект.»

Клод Моне. Рыбацкие лодки покидают гавань. Гавр.1874. Холст, масло. 60 х 101. Музей искусств округа Лос-Анджелес (LACMA), Лос-Анджелес
Клод Моне. Рыбацкие лодки покидают гавань. Гавр.1874. Холст, масло. 60 х 101. Музей искусств округа Лос-Анджелес (LACMA), Лос-Анджелес
«К несчастью, я проявил неосторожность и позволил ему слишком надолго задержаться перед «Бульваром Капуцинок» кисти того же автора.
– Ха-ха-ха! – рассмеялся он мефистофельским смехом. – Вот это действительно удачная работа! Вот оно, впечатление, или я ничего не смыслю в живописи! Вот только может хоть кто-нибудь объяснить мне, что означают эти бесчисленные черные пятнышки внизу картины?
– Но это же пешеходы!
– Выходит дело, и я похож на такое же черное пятно, когда прогуливаюсь по бульвару Капуцинок? Гром и молния! Вы что же, надо мной издеваетесь?
– Уверяю вас, господин Венсан…
– Да вы знаете, в какой технике выполнены эти пятна? В той же самой, что используют маляры, когда подновляют облицовку фонтанов! Шлеп! Блям! Бум! Как легло, так и легло! Это неслыханно! Это ужасно! Меня сейчас удар хватит!»
Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873. Холст, масло. 61 х 80. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873. Холст, масло. 61 х 80. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Не удалось избежать язвительных комментариев и картине «Ланч» 1869 года.

«Не желая спорить с одержимым и опасаясь разгневать его, я попытался найти в импрессионистской живописи хоть что-нибудь стоящее. Разглядывая «Завтрак» г-на Моне, я довольно легко узнал хлеб, виноград и стул, написанные вполне прилично, на что и указал своему другу, но… он проявил полную неуступчивость.
– Нет-нет! – воскликнул он. – Здесь Моне дает слабину! Он приносит ложную жертву богам Мессонье! Слишком много работы, слишком много!»

Клод Моне. Ланч. 1869. Холст, масло. 231,5 х 151. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне
Клод Моне. Ланч. 1869. Холст, масло. 231,5 х 151. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне

Досталось и картинам Поля Сезанна (1839-1906). Художник был представлен своими пейзажами Овера, картинами «Дом повешенного» и «Новая Олимпия».

Поль Сезанн. Этюд пейзаж в Овере. 1873. Холст, масло. 46 x 55. Художественный музей Филадельфии
Поль Сезанн. Этюд пейзаж в Овере. 1873. Холст, масло. 46 x 55. Художественный музей Филадельфии
«Внезапно он издал громкий крик. Он увидел «Дом повешенного» г-на Поля Сезанна. Густой слой краски, покрывающий это драгоценное полотно, довершил дело, начатое «Бульваром Капуцинов», и папаша Венсан не устоял. У него начался бред.
Поначалу его безумие выглядело вполне мирным. Он вдруг стал глядеть на мир глазами импрессионистов и говорить так, словно сам стал одним из них.»
Поль Сезанн. Дом повешенного, 1873. Холст, масло. 55 х 66. Музей д’Орсе, Париж
Поль Сезанн. Дом повешенного, 1873. Холст, масло. 55 х 66. Музей д’Орсе, Париж
«Лучше взглянем на «Современную Олимпию»!
– Увы мне! Ну что же, идемте… И что же вы скажете об этой согнутой пополам женщине, с которой негритянка срывает последний покров, дабы представить ее во всем уродстве взору восхищенного брюнета-недотепы? Помните «Олимпию» г-не Мане? Так вот, по сравнению с работой г-на Сезанна это был шедевр рисунка, грамотности письма и законченности!»
Поль Сезанн. Новая Олимпия. 1873-1874. Холст, масло. 46 x 55.5. Музей д’Орсе, Париж
Поль Сезанн. Новая Олимпия. 1873-1874. Холст, масло. 46 x 55.5. Музей д’Орсе, Париж

Известно, что Эдгар Дега (1834-1917) долго колебался с выбором картин для выставки. В результате он показал десять картин, рисунков и пастелей на его любимые темы – прачки, скачки и танцовщицы. Учитывая то, что он часто давал своим работам одинаковые названия, сейчас можно лишь предполагать, какие именно картины выставлялись.
Возможно это были произведения 1873 года «Танцевальный класс» и «Репетиция».

Эдгар Дега. Танцевальный класс. 1873. Холст, масло. 47,6 x 62,2. Национальная галерея искусства, Вашингтон, США
Эдгар Дега. Танцевальный класс. 1873. Холст, масло. 47,6 x 62,2. Национальная галерея искусства, Вашингтон, США
Эдгар Дега. Репетиция. 1873. Холст, масло. 47,2 x 61,5. Музей Фогга, Кембридж, США
Эдгар Дега. Репетиция. 1873. Холст, масло. 47,2 x 61,5. Музей Фогга, Кембридж, США

А его «Прачку» Луи Леруа не забыл упомянуть в своей статье.

«Напрасно старался я вдохнуть жизнь в его угасающий разум. Все было напрасно. Он окончательно поддался чарам окружающего безобразия. «Прачка» г-на Дега, слишком грязная для прачки, вызвала у него бурю восторга.»
Эдгар Дега. Прачка (Гладильщица). 1873. Холст, масло. 24,9 x 19,2. Музей Нортона Саймона, Пасадина, США
Эдгар Дега. Прачка (Гладильщица). 1873. Холст, масло. 24,9 x 19,2. Музей Нортона Саймона, Пасадина, США

Три пейзажа на первой выставке представил и импрессионист Арман Гийомен (1841-1927), друживший с Писсарро и Сезанном. Особенно интересна его работа «Закат солнца в Иври», которая перекликается с картиной Клода Моне.

Арман Гийомен. Закат солнца в Иври. 1873. Холст, масло. 81 x 65. Музей Орсе, Париж, Франция
Арман Гийомен. Закат солнца в Иври. 1873. Холст, масло. 81 x 65. Музей Орсе, Париж, Франция

Единственной женщиной на выставке была Берта Моризо (1841-1895). Будучи ученицей Камиля Коро и Эдуарда Мане, она в своем творчестве следовала принципам импрессионистов – отражать то, что видишь, простую повседневную жизнь. Она выставила девять картин, акварели и пастели, изображающие быт женщин её круга. А злобный критик не пощадил и её.

«Иное дело мадемуазель Моризо! Эта юная дама не довольствуется простым воспроизведением кучи ненужных деталей. Если она пишет руку, то кладет ровно столько мазков, сколько на руке есть пальцев. Опля, и готово! Глупцы, которые придираются к тому, что рука у нее не похожа на руку, просто-напросто ничего не смыслят в искусстве импрессионизма. Великий Мане изгонит их из своей республики.»

Берта Моризо. Колыбель. 1873. Холст, масло. 56 х 46. Музей д’Орсе, Париж
Берта Моризо. Колыбель. 1873. Холст, масло. 56 х 46. Музей д’Орсе, Париж
Берта Моризо. Мать и сестра художницы. 1869-1870. Холст, масло. 101 x 82. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Берта Моризо. Мать и сестра художницы. 1869-1870. Холст, масло. 101 x 82. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Досталось и некоторым приглашенным художникам.

«– Буден, бесспорно, талантлив, – заявил он, остановившись перед полотном означенного художника, изобразившего пляж. – Но почему его марины выглядят такими законченными?
– Так вы полагаете, что его живопись слишком тщательно проработана?
– Вне всякого сомнения.»


Эжен Буден (1824-1898)
был одним из первых художников, кто начал работать на натуре. Это он посоветовал карикатуристу Клоду Моне обратится к жанру пейзажа. В выставочном каталоге его работа значилась как Le Toulinguet, cotes de Camaret (Finistére). С 1870 по 1873 год художник каждый год работал в Камаре в Бретани и создал там более 60 пейзажей. При этом названия этих картин разнообразием не отличались.

Сложность установить, какая именно работ того или иного художника была представлена на выставке заключается в том, что в каталоге не указывались размеры работ и год создания, а иногда и название, а лишь номер. Также художники во время прохождения выставки меняли свои полотна или предоставляли другие уже после выхода каталога.

Поэтому предположим, что Буден выставил один из пейзажей «Камаре, мыс Ле Тулинге» 1871 или 1872 года.

Эжен Буден. Камаре, мыс Ле Тулинге. Около 1871. Холст, масло. 40 x 65,4. Частное собрание / второй вариант этого пейзажа (50.4 х 89.5) находится в Художественном музее Филадельфии
Эжен Буден. Камаре, мыс Ле Тулинге. Около 1871. Холст, масло. 40 x 65,4. Частное собрание / второй вариант этого пейзажа (50.4 х 89.5) находится в Художественном музее Филадельфии
Эжен Буден. Камаре, мыс Ле Тулинге. 1872. Холст, масло, размеры неизвестны. Частное собрание
Эжен Буден. Камаре, мыс Ле Тулинге. 1872. Холст, масло, размеры неизвестны. Частное собрание

Ещё один живописец, которого критик упомянул в своей статье – Станислас Анри Руар (1833-1912).

«Между тем мы подошли к «Виду Мелена» г-на Руара. Так, это вроде вода, а в ней что-то такое… Ну вот, например, тень на переднем плане смотрится миленько…
– Я так понимаю, вас немного удивляет игра цвета…
– Скажите лучше, цветовая каша! О Коро, Коро! Какие преступления совершаются во имя твое! Ведь это ты ввел в моду эту вялую фактуру, этот поверхностный мазок, все эти пятна, которым любитель живописи сопротивлялся долгие тридцать лет и сдался наконец вопреки себе, побежденный твоим спокойным упорством! Капля, как известно, камень точит!»

Можем предположить, что речь идет о картине «На террасе рядом с Сеной в Мелене».

Анри Руар. На террасе рядом с Сеной в Мелене. 1874. Холст, масло. Музей Орсе, Париж, Франция
Анри Руар. На террасе рядом с Сеной в Мелене. 1874. Холст, масло. Музей Орсе, Париж, Франция

Более благосклонно Леруа отнесся к работам Станисласа Лепина (1835-1892) и Огюста Оттена (1811-1890).

«Я попытался его успокоить, показав ему «Канал Сен-Дени» г-на Лепина, «Холм Монмартра» г-на Оттена – обе эти работы представлялись мне довольно изящными по колориту.»

Но если работ Оттена с видами Монмарта этого периода не сохранилось, как и работ его сына, который тоже принимал участие в выставке. То картина Станисласа Лепина «Канал Сен-Дени близ Парижа», датированная 1870-ми годами известна.

Станислас Лепин. Канал Сен-Дени близ Парижа. 1870-е. 34 х 54. Гамбургский Кунстхалле
Станислас Лепин. Канал Сен-Дени близ Парижа. 1870-е. 34 х 54. Гамбургский Кунстхалле

И всё же герои сатирической статьи покинули выставку под большим ВПЕЧАТЛЕНИЕМ.

«И, охваченный непреодолимым желанием выразить обуревавшие его чувства, он принялся выплясывать перед ошеломленным охранником дикий танец охотника за скальпами, одновременно выкрикивая страшным голосом:
– Улю-лю-лю! Я – ходячее впечатление! Я – кинжал смертоносной палитры! Я – «Бульвар Капуцинов» Моне, я – «Дом повешенног» и «Современная Олимпия» Сезанна! Улю-лю-лю-лю!»


Первая выставка импрессионистов проводилась ровно месяц
с 15 апреля по 15 мая 1874 года. Её посетило три с половиной тысячи человек. Организаторы позаботились о тех, кто не мог прийти на выставку во время рабочего дня, устроив дополнительные вечерние сеансы с 20:00 до 22:00.

Но надо сказать, что для художников выставка стала убыточной, лишь «Впечатление» Моне было продано за 1000 франков, остальные картины уходили по значительно более низким ценам. А Сислею и вовсе не удалось продать ни одной картины. Он так и умер без признания и в бедности.

Не только критика, но и публика не приняла новой манеры письма. Часто люди приходили лишь для того, чтобы посмеяться над «цветовой кашей» и «поверхностными мазками».

Тем не менее импрессионизм стал частью мирового искусства, оказав влияние не только на западных живописцев, но и на русских художников.

И в эти дни во многих странах отмечают его 150-летний юбилей. Основные мероприятия, конечно, проходят во Франции. Так Париже в Музее д’Орсе, где хранится большая коллекция работ французских импрессионистов, открылась выставка «Париж 1874: изобретение импрессионизма». Проект сопровождается виртуальной реальностью.

А в России находится две картины, принимавшие участие в выставке 1874 года. И 28 апреля 2024 года они встретятся в Главном штабе Государственного Эрмитажа на экспозиции «К 150-летию Первой выставки импрессионистов», куда будет доставлена из ГМИИ им. Пушкина работа Клода Моне «Бульвар Капуцинок в Париже». Здесь в Зале Клода Моне (№ 403) её будет ждать полотно Камиля Писсарро «Городской парк в Понтуазе».

Камиль Писсарро. Городской парк в Понтуазе. 1873. Холст, масло. 59,5 х 73,3. Государственный Эрмитаж
Камиль Писсарро. Городской парк в Понтуазе. 1873. Холст, масло. 59,5 х 73,3. Государственный Эрмитаж

Как сказал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский: «В России оказались две картины с той знаменитой выставки. Замечательно, что картина Клода Моне очень похожа на те, которые потом писал Камиль Писсарро, а полотно Писсарро – почти типичный Моне. Это, действительно, было только началом».
Выставку можно посетить до 21 июля 2024 года.

И добавим немного поэзии. Надо сказать, что художников-импрессионистов и их картины часто упоминают поэты в своих произведениях. Но наиболее ярко высказал свое отношение к импрессионизму Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938):

Осип Мандельштам
Импрессионизм

Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст как струпья положил.
Он понял масла густоту, –
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст как спичка тухнет.
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель.
1932


Надеюсь любителям импрессионизма было интересно познакомиться с вернисажем, который проходил на бульваре Капуцинок 150 лет назад.

С любовью, ваша Света В.

Мой Телеграм-канал, где сейчас проходит голосование за лучшие картину и стихотворение про май, присланные читателями. Заходите и голосуйте в закрепленных сообщениях.

Света В Литературе и Искусстве