Найти тему
Версия

Снизить градус

Росавиация и Ространснадзор потребовали, чтобы авиакомпании не допускали нахождения пассажиров в самолете, если в салоне держится высокая температура воздуха. На проблему обратили внимание после того, как пассажир «Аэрофлота», ожидавший вылета из Бангкока в Красноярск в духоте, впал в кому, а потом скончался. Более того, перевозчикам поручили не летать в жаркие районы на самолетах, где имеются дефекты, приводящие к снижению эффективности бортовой системы кондиционирования.

   Снизить градус
Снизить градус

Как сообщает газета «Известия» со ссылкой на письма, которые направили авиакомпаниям Росавиация и Ространснадзор, перевозчикам необходимо исключить из своей практики случаи пребывания пассажиров на борту воздушных судов при высокой температуре воздуха в салоне. Сейчас в авиационном законодательстве эти требования не прописаны, поэтому, как полагают в Ространснадзоре, перевозчики должны опираться на санитарно-эпидемиологические требования на транспорте. В соответствии с ними, температура воздуха на борту самолета должна держаться в диапазоне 20-25 градусов Цельсия. В ведомстве попросили, чтобы перевозчики зафиксировали эти нормы в своих внутренних документах. Помимо этого, перевозчикам следует не допускать посадки на борт пассажиров, если к этому моменту воздух в салоне уже прогрелся более чем до 25 градусов. Если посадка состоялась, но по тем или иным причинам невозможно поддерживать нормальную температуру, людей, согласно позиции Ространснадзора, необходимо высадить в терминал.

Росавиация дала поручение руководству авиакомпаний не использовать самолеты с неработающей вспомогательной силовой установкой (ВСУ) или дефектами, которые могут повлиять на эффективность системы кондиционирования, при выполнении рейсов в страны с жарким климатом. Наконец, от перевозчиков потребовали, чтобы они не сажали на борт людей, если в системах самолета возникла неисправность, из-за которой рейс не может быть начат, а в случае обнаружения таковой не заставляли пассажиров ждать в салоне в течение долгого времени.

Трагедия в Бангкоке

26 марта самолет A330 «Аэрофлота» должен был выполнить перелет в Красноярск, однако рейс пришлось отложить из-за поломки двигателя. Пока экипаж пытался устранить возникшую неисправность, почти три сотни пассажиров вынуждены были ожидать в душном салоне в течение двух часов. Система кондиционирования функционировала, однако это не спасало – под жарким тайским солнцем самолет нагрелся так, что температура воздуха превысила 30 градусов, поднявшись на 7 градусов выше нормы.

Известно, что «Аэрофлот» предписывает, чтобы бортпроводники устанавливали в передней и средней частях A330 23 градуса, а в хвостовой – 22 градуса. Но уже на момент посадки температура составляла 26 градусов, после чего продолжила подниматься.

В процессе руления A330 к взлетно-посадочной полосе произошел отказ электронного блока управления (EEC) первым двигателем. Командир принял решение вернуться на стоянку. Диспетчер назначил ему место без системы причаливания.

В аэропорту не оказалось свободного встречающего маршала для постановки авиалайнера на место стоянки – он прибыл только через 40 минут. Затем проблема возникла с перронными автобусами для пассажиров, которые оказались в дефиците – они освободились еще через 65 минут. Видя, что в салоне становится все жарче, командир экипажа вновь запустил ВСУ и переключился на забор воздуха от нее. Тогда же персонал аэропорта стал искать неисправность. Ее пытались устранить полтора часа, но безуспешно.

Сначала плохо стало мужчине, который, как заявила его жена, страдал аритмией. Он отказался вызывать скорую помощь, и бортпроводники предоставили ему кислород, воду и лед. Затем на свое состояние пожаловался еще один турист, который попросил вызвать врачей. Медики приехали к тому времени, как на перрон прибыли автобусы, и пассажиров стали высаживать из самолета. В этот момент экипаж вызвал еще одну бригаду, так как мужчине с аритмией стало хуже. Спустя пять минут он потерял сознание, пульс и дыхание пропали. Реанимационные мероприятия помогли привести туриста в сознание, после чего его увезли в госпиталь. Позднее он впал в кому, а спустя три дня умер.

Никто не застрахован

По факту случившегося Западное МСУТ СКР возбудило уголовное дело, расследование которого взял на свой контроль глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Через несколько дней после происшествия «Аэрофлот» попросил бортпроводников усилить контроль за температурой в пассажирском салоне.

Недавно крупнейший российский авиаперевозчик завершил служебное расследование случившегося. В «Аэрофлоте» подтвердили, что пассажиры действительно оставались в салоне 1 час 58 минут при температуре воздуха 30 градусов. Как пояснили в авиакомпании, такие условия возникли из-за малой производительности наземного кондиционера аэропорта. Как обратили внимание представители перевозчика, авиакомпании во многом зависят от того, насколько оперативно работают наземные службы аэропорта, и какими ресурсами они располагают. Там отметили, что ни один перевозчик не застрахован от ситуаций, когда температурный режим на борту самолета повышается на короткое время на этапе руления или стоянки, хотя система кондиционирования работает исправно.

В «Аэрофлоте» подтвердили получение письма от Ространснадзора, указав, что предложения ведомства приняты во внимание и назвав поддержание комфортных, в том числе температурных условий в салоне воздушного судна одним из обязательных элементов стандарта сервиса, которые обеспечивает компания. Тем не менее, как заявили представители перевозчика, в отдельных случаях могут иметь место обстоятельства непреодолимой силы, способные повлиять на производственные процессы.

При этом смерть пассажира, который почувствовал себя плохо из-за духоты – лишь наиболее резонансный эпизод. Даже в российских аэропортах во время ожидания вылета в самолетах не всегда работает система кондиционирования, и пассажиры жалуются на невыносимые условия, в которых им пришлось находиться.

Охлаждать нельзя экономить

Как уже упоминалось выше, сейчас ответственность авиакомпаний за несоблюдение температурного режима в салоне воздушного судна нигде не прописана. В Госдуме считают, что это пора исправить и прописать в федеральных авиационных правилах допустимые значения температуры воздуха в салоне самолета. Депутат Сергей Леонов, состоящий в думском комитете по охране здоровья, обратился с соответствующей инициативой к главе Минтранса Виталию Савельеву. Он отметил, что в жаре растет и концентрация углекислого газа, и для лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, повышаются риски приступа стенокардии.

Эксперты, комментарии которых приводит издание, указывают, что поддержание температурного режима в самолетах, которые находятся на земле, технически сложнее, чем делать то же самое во время полетов. Это сопряжено с дополнительными расходами, и, возможно, какие-то перевозчики пытаются на этом сэкономить, не подключая наземный источник кондиционирования, но делать этого нельзя, ведь речь идет о безопасности и здоровье пассажиров. По оценке специалистов, стоило бы продублировать фигурирующие в СанПиНах температурные значения в авиационном законодательстве, чтобы авиакомпании ориентировались на них как на обязательную норму, а не расценивали как рекомендацию. Возможно, верхнюю планку температуры стоит уменьшить и сделать ниже 25 градусов.