Найти в Дзене

История вокзала в Канске

Оглавление

Через виадук и привокзальную площадь я прохожу чуть ли не ежедневно, а вот каким это место было раньше, задумался совсем недавно. Не так давно не существовало пешеходного перехода через железнодорожные пути, и пассажирам нужно было добираться к посадочной платформе не через теплый переход, а прямо под палящим солнцем или проливным дождем.

Зал ожидания также не всегда мог вместить всех желающих, заставляя людей стоять на улице в ожидании своего поезда.Для меня привычный вокзал предстал в новом свете, когда деда недавно сказал, что раньше здание было деревянным.

В 1897 году завершилось строительство канского вокзала. Для провинциального города с населением около 7500 человек появление первого пассажирского поезда стало настоящим событием. Большинство горожан оставили свои повседневные дела, чтобы лично увидеть диковинку.

Сам вокзал был деревянным, возведенным по типовому плану, но уже тогда отличающийся от зданий на других станциях железной дороги:

- внутри была особая теплая атмосфера;

- служащие вокзала стремились обеспечить максимальный комфорт пассажирам;

- внешне здание было украшено деревянной резьбой, придававшей ему одновременно праздничный и торжественный вид.

В здании был не только зал ожидания и билетные кассы, но и работал буфет. Позже появился даже ресторан, качество обслуживания в котором было выше всяких похвал. А о блюдах, что готовили там до сих пор с щемящей тоской вспоминают те, кому повезло там побывать.

 Вокзал Канска в 1970-е годы. фото с ресурса sanatoriikavkaza.com
Вокзал Канска в 1970-е годы. фото с ресурса sanatoriikavkaza.com

Шеф-повар нашего канского ресторана, размещающегося в здании вокзала, мог легко посоревноваться с именитыми поварами из столицы и выйти победителем. Даже классические пельмени в его исполнении превращались в произведение кулинарного искусства.

Здание первого вокзала в Канске прослужило почти 80 лет. На других станциях деревянные домики уже давно были заменены конструкциями из стекла и бетона. Многие пассажиры, прибывающие в Канск из крупных городов в 60-70х годах, несколько разочаровывались при взгляде на скромный деревянный вокзал.

Вокзал Канска. Вид со стороны ул. Ленина
Вокзал Канска. Вид со стороны ул. Ленина

Первое впечатление о городе получалось неудачным. Новое здание появилось на вокзале к 1980 году. Двухэтажный комплекс, предоставляющий возможность каждому пассажиру удобно приобрести билет и с комфортом дождаться своего поезда. Появление нового вокзала на месте снесенных старых деревянных построек стало настоящим праздником для горожан, а само здание первое время воспринималось, как сверкающее чудо.

И поезда-то подходили к Канску непростые

Первые поезда двигались медленно, например, путь от Красноярска до Канска пыхтящий черный красавец проходил за сутки! Все желающие могли рассмотреть поезд во всех деталях в момент, когда он подходил к станции.

Сейчас полюбоваться на старый паровоз можно на перроне в Иланском, где он стоит как памятник. Кстати депо, что расположилось в этом небольшом поселке и обеспечило ему стремительное развитие изначально должно было появиться в Канске.

Памятник паровозу в Иланском. фото с ресурса transsib.ru
Памятник паровозу в Иланском. фото с ресурса transsib.ru

Местная элита, к чьему мнению тогда прислушивалась городская администрация, опасалась появления в городе большого количества пролетариата, как возможного источника проблем, связанных с дебоширством, бунтами, забастовками.

Купцы и поддерживающие их люди составили прошение, значимость которого подкрепили крупной денежной суммой, с просьбой отказаться от строительства депо в Канске и перенести его в выселок Иланский. Когда стало понятно, что сохранить мирную жизнь и привычный уклад уже невозможно предпринимались попытки вернуть депо в город, но поезд уже ушел.

На перроне в Канске красуется вагон-храм, установленный здесь в 2018 году. Он напоминает о временах, когда по транссибирской магистрали курсировал поезд с таким вагоном, останавливаясь в населенных пунктах, где не было своей церкви, помогая обычным людям не утратить веру.

Перрон и виадук

Территория вокруг самого вокзала тоже постоянно менялась. С самых первых дней существования нашей железнодорожной станции пассажиры, не желающие ждать поезд внутри вокзала или не нашедшие там себе свободного места (что случалось достаточно часто) гуляли по перрону. Раньше он был обычным ровным участком перед вокзалом, где даже не было лавочек.

-7

После 1980 года и эта территория была облагорожена:

- появились аккуратные клумбы, где летом от цветов просто невозможно отвести взгляд;

- удобные лавочки гостеприимно приглашают пассажиров отдохнуть на свежем воздухе;

- ряды деревьев радуют глаз и создают приятную прохладу в летний зной.

-8

В стороне от вокзала разместился виадук, связывающий перрон с моей родной «Болоткой». Первый пешеходный мост через железнодорожные пути был деревянным. Эта была уникальная конструкция, способная выдерживать постоянные вибрации в течение нескольких лет и при этом сохранять прочность.

-9

Со временем первый виадук обветшал, в нем появились щели и даже небольшие ямы, превращавшие переход в опасный квест, особенно в темное время суток. Вот тогда и появился новый мост из металла, а установленные на нем фонари придают ночному переходу через железнодорожные пути определенный шарм.

Привокзальная площадь

Неотъемлемая часть каждого вокзала – привокзальная площадь. В начале 20 века эта территория представляла собой обычное поле, отделенное от города руслом протоки реки Кан. Оно проходило как раз там где сейчас находится светофор и парковка перед магазином «Батон».

На месте перекрестка раньше находилась протока и мостик через нее.
На месте перекрестка раньше находилась протока и мостик через нее.

Через канаву был сооружен мостик, под которым нередко прятались любители легкой наживы. На протяжении многих лет это место имело дурную славу из-за большого риска столкнуться с грабителями, особенно в темное время суток.

Со временем протоку засыпали, а вот решить проблему грунтовых вод на этом участке не получилось, поэтому даже после умеренного дождя здесь всегда появляются огромные лужи.

-11

Рядом с привокзальной площадью на участке за современным Автовокзалом почва была болотистая, этот участок земли на протяжении десятилетий горожане использовали для складирования навоза. Приезжих Канск встречал неповторимыми ароматами.

Перемены в жизни города, связанные с железной дорогой, заставили администрацию запретить вывоз отходов животноводства в эту зону, а также поставить на этом участке водонапорную башню.

-12

Облагораживание территории произошло в момент строительства нового вокзала в 1980-х. Тогда же на месте пустыря возникло и красивое здание современного Автовокзала. До этого ему приходилось ютиться в помещении, что сейчас отдано под ЗАГС.

В канских газетах того времени новый автовокзал назван «сверкающим дворцом». К 2020 году внешний вид привокзальной площади вновь изменился. Мрачный тяжелый бетон заменила плитка, придающая ощущение легкости. Появились удобные лавочки и радующие глаз газоны.

Вокруг автовокзала разместились клумбы, а добраться до автобусных остановок или такси теперь можно не перепрыгивая через лужи. Город гостеприимно встречает приезжающих.

Подписывайтесь на канал. Оставляйте свои комментарии.