Найти в Дзене
Литератундра

“Служебный роман” Рязанова - жанровый ремейк “Грозы” Островского: когда “у природы нет плохой погоды”

Не очевидно? Согласен! Пусть количество перейдёт в качество.

Взято на Википедии
Взято на Википедии

- Вы уходите... По какой же причине вы уходите?

- А вы почитайте, там всё изложено.

- Вы уходите... Вы уходите, потому что директор вашего учреждения Калугина...

- Ну, ну, смелее, смелее.

- ...самодур?

- Самодура.

0) Вот и зацепка: а почему вдруг слово “самодур” всплыло в фильме Рязанова? Просто ли это дань уважения диалектно-купеческому языку А.Н.Островского или и в самом деле тут есть (без)сознательная смысловая отсылка к конкретной наиизвестнейшей драме XIX века? Как говорится, хэштег “совпадениенедумаю”.

0,7) Тут должен быть дисклеймер для тех, кто не только станет перечитывать “Грозу” (1859) и пересматривать “Служебный роман” (1977), но и заглянет в пьесу Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова “Сослуживцы” (1971), которая является предтечей для сценария фильма. Так вот: в пьесе таких совпадений (тем более смысловых) с драмой Островского почти нет и они так легко не считываются.

-3

1) Самодурой названа “директорша” учреждения, где работают все главные герои фильма, и зовут её Людмила Прокофьевна Калугина, поименованная однажды заикающимся Анатолием Ефремовичем Новосельцевым Прокофией Людмиловной. Мужчина она или женщина? “Родня” ли она кому-то в самом (но не единственном) самодурском произведении Островского “Гроза”?

Взято на Кинопоиске
Взято на Кинопоиске

В “Грозе” слово “самодур” не встречается, зато в статье Н.А.Добролюбова “Луч света в тёмном царстве” (1860) оно “канонизовано великим революционно-демократическим критиком” (как писал В.В.Виноградов) 46-кратным употреблением.

2) Открываем афишу “Грозы” и находим первого в списке:

“Савел Прокофьевич Дико́й, купец, значительное лицо в городе”.

И Калугина, которую именно как в афише представляют в фильме первой, - дочь Прокофия, да ещё и значительное лицо в городе. Самим её именем задаётся противоречивость, даже загадочность с возможными вариантами выбора жизненного пути, судьбы. Быть Люд-милой - людям милой - или одинокой одичалой самодурой Прокофьевной усреднённого социально-человеческого пола: “Она не женщина, она директор” и “самодур“.

-5

3) Фамилия Людмилы Прокофьевны Калугиной до странности созвучна с Кулигиным (в афише "Грозы" - “мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле”), единственным во всём городе Калинове, кто говорит о прощении и милосердии.

Взято на Кинопоиске
Взято на Кинопоиске

Милосердие и сочувствие Калугиной впервые открываются перед зрителями после скандала на званном вечере у Юрия Григорьевича Самохвалова.

Утром (отрезвлённая вчерашней ситуацией) Калугина изучает личное дело (похмельного от вчерашней ситуации) Новосельцева и недоумевает, как мать (“закрутившаяся” жена Новосельцева) могла оставить детей.

Взято на Кинопоиске
Взято на Кинопоиске

С сочувствием Калугина отнесётся и к Ольге Рыжовой, чьи любовные письма будут жестоко обнародованы. Вот такие переходы от самодура Дикого к филантропу-изобретателю Кулигину, от Прокофьевны к Людмиле, от директора к женщине (ещё раз вспомним нелестные слова Новосельцева о Калугиной в начале фильма: “Она не женщина, она директор”).

Взято на Кинопоиске
Взято на Кинопоиске

4) Юрий Григорьевич появляется в жизни героев-статистиков в прямом смысле слова прямо из-за границы ("последние два года работал в Женеве", курит и дарит "Мальборо", на столе в его доме "сыр швейцарский, маслины греческие").

Про Бориса (Григорьевича!) читаем ремарку: “Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски”. Можно было бы вести ещё одну линию перекличек - с "Евгением Онегиным".

5) Борис провоцирует замужнюю Катерину. Самохвалов - замужнюю Ольгу Рыжову. У обеих влюблённость особо вспыхивает в период отъезда мужей. И опять же у Островского всё серьёзнее и трагичнее, у Рязанова-Брагинского лирично и комедийно-разрешительно. Хотя у края перед бездной постоять приходится.

-9

6) На вечере у Самохваловых Юрий Григорьевич показывает Калугиной “мобиль”, разновидность кинетической скульптуры А.Колдера, в которой разнообразные по форме стальные пластины приводятся в движение при помощи электричества. Чем не завершившиеся через 100 лет поиски Кулигиным perpetuum mobile, приводимого в действие “елестричеством”?

-10

Раз “перпету-мобиль” найден, может, и трагического финала удастся избежать? В созерцающей мобиль Калугиной неосознанно начинает просыпаться нечто Кулигинское. И это прям перед самым скандалом, инициирующим в ней казалось бы уже невозможные перемены.

-11
-12

7) А ведь “прирученное” электричество появляется в самых первых кадрах фильма, где Калугина на крыше, куда есть выход прямо из директорского кабинета, поливает цветы, а на заднем плане - фрагмент гигантской, уходящей в небо вышки, по которой проходит высоковольтная линия электропередачи. Сослуживцы добираются до работы посредством электричек, метрополитена, трамвая! Цветочки поливаются, электричество приручено - грозы в мiре больше не будет?

-13

8) Цветочки фигурируют и в “Грозе”. Катерина, вспоминая своё житьё “в девушках” в родительском доме, говорит: “Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много”.

Взято на Кинопоиске
Взято на Кинопоиске

В фильме цветы (не)подарит Калугиной Новосельцев, цветы будут “дёргать” из венка неумершего Бубликова, даже Ольга сидит “в жутких розочках”, а своё заплаканное лицо Калугина будет умывать водой из лейки для полива всё тех же цветов на “директорской” крыше.

-15

9) Раннее вставание не чуждо и героям фильма: Ольге (ей ведь дальше всех добираться до работы) и Людмиле Прокофьевне (самая первая приходит на службу). С 6 утра будет безуспешно пытаться отмыть дверь от зелёной краски и Новосельцев, с радостью описывающий эту тяжкую бессмысленную процедуру, так как делал это после свидания с теперь уже невестой!

Взято: https://adme.media/articles/18-faktov-o-legendarnoj-komedii-sluzhebnyj-roman-posle-kotoryh-vam-zahochetsya-srochno-ee-peresmotret-2191015/
Взято: https://adme.media/articles/18-faktov-o-legendarnoj-komedii-sluzhebnyj-roman-posle-kotoryh-vam-zahochetsya-srochno-ee-peresmotret-2191015/

Для Катерины такая утренняя радость в прошлом, как и дозамужнее девичество. В фильме - жених и невеста только ещё намечаются, а в пьесе "Сослуживцы" в честь предстоящей свадьбы сдают по 50 копеек.

-17

10) В том же монологе про жизнь “в девушках” Катерина вспоминает походы в церковь, рассказы и песни странниц.

-18

Одно из лирических киноотступлений в “Служебном романе” - кадры церквей Москвы, Новосельцев цитирует стихотворение Пастернака с неожиданным евангельским образом: "Любить иных - тяжёлый крест".

-19

И как не вспомнить "благодать", "благодарность" и "благословить" в главном саундтреке фильма?! Песни в "Служебном романе" - вообще основная скрепляющая лирическая нить.

Много поют и в "Грозе".

11) Анатолий Ефремович по фамилии Новосельцев живёт в страхе перед Калугиной. Тихон Иванович Кабанов - перед матерью. Оба из-за своего страха “сомневаются” уже, что являются нормальными мужчинами. Новосельцев отвечает на предложение Самохвалова “приударить” за директоршей словами: “Нет, Юра, как к женщине я не могу к ней отнестись. Как мужчина, не могу. Нет, я... могу как мужчина…”

Взято на Кинопоиске
Взято на Кинопоиске

В другом эпизоде он меняется местами с Калугиной не только в креслах, но и в личностях, в полах: он - Калугина, она - Новосельцев; ну и слова секретарши Верочки: “Мать у них был Новосельцев - тихий, мягкий, безобидный человек…” Тихон, прощаясь с Катериной, выдаёт: “Да не разлюбил; а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина, всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?”

Оба недомужчины в конце концов выговаривают своим женским мучителям всё, что о них думают, но для Тихона это будет уже с умершей женой на руках, а для Новосельцева - со сладким чувством начала влюблённости.

Взято: https://adme.media/articles/18-faktov-o-legendarnoj-komedii-sluzhebnyj-roman-posle-kotoryh-vam-zahochetsya-srochno-ee-peresmotret-2191015/
Взято: https://adme.media/articles/18-faktov-o-legendarnoj-komedii-sluzhebnyj-roman-posle-kotoryh-vam-zahochetsya-srochno-ee-peresmotret-2191015/

12) Ещё один герой и в книге, и в фильме - это город. Нравы в городе Калинове “жестокие” (жестокость Самохвалова по отношению к Рыжовой, кстати, осуждается уже умягчившейся Калугиной), Москва в драме Островского упоминается как место суетное, где уже сам антихрист проявился.

-22

В фильме Москва - хоть и суетный и переполненный приезжими и машинами, но искренне любимый город не только в закадровом монологе Новосельцева, но и во всех документальных фрагментах: виды с высоты птичьего (подмигиваю) полёта, дождливая осень, толпа под сотнями зонтов, первый снег…

-23

Дождь не перейдёт в грозу, предвещающую погребение, а превратится в быстро тающие сугробы чистого белого снега цвета невинных брачных игр в снежки и свадебного платья.

13) И главная песня фильма проповедует: “У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать. Дождь ли снег, любое время года надо благодарно принимать”.

В летнем Калинове о том ведает только Кулигин, тщетно намекающий на слова из богослужения, на котором регулярно присутствует почти весь Калинов, но не Кулигин: “Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а благодать! Да, благодать!”

14) В “Грозе” всё напоминает о смерти: и народное представление о лиминальности невесты, и разрушенная часовня с изображением геенны огненной, и мистические хоррор-рассказики странниц-богомолок, и опасная река Волга, и сама гроза (во всех её человеческих и природных проявлениях), и странные попытки Катерины “превратиться” в птичку и полететь.

Взято на Кинопоиске
Взято на Кинопоиске

В “Служебном романе” наоборот все вести о смерти и трагедиях ложные и даже комичные: живой Бубликов взирает на свой “памятный” портрет в траурном венке, Анатолий Ефремович “падает с лошади” и зарабатывает шишку (вместе с вниманием возлюбленной),

-25

“Волга” - статусный автомобиль (у Самохвалова - личный, с дорогим электромагнитным “Филлипсом”,

-26

у Калугиной - директорский, у Новосельцев - случайное семейное такси, куда он “падает” для поцелуя с невестой),

Взято на Кинопоиске
Взято на Кинопоиске

а как светло звучат слова в песне “... дату своего ухода надо благодарно принимать”.

Принимать, а не торопить, не приближать. Да и кто влюбляется в фильме и готов начать новую жизнь? Те, про кого секретарша Верочка бросает: “Пенсия на пороге…”

15) Про конец света что ли добавить? Легко! В “Грозе” всё понятно: запугивающий сторителлинг от стендаперских странниц о сокращающемся времени, об антихристе и о земле, ”где все люди с пёсьими головами”.

В “Служебном романе” саранчой (гуглим "Апокалипсис") названы бестактные хабалистые ревизоры (комедия "Ревизор" Гоголя - о пришествии антихриста же, это всем известно). Слова из песни: “осень жизни” и “осень года” (осень мiра?) “надо не скорбя благословить” сюда же. А говорящие животные в кинокомедии обыграны так:

- Доброе утро.

- Ну как поживает кошка?

- Сказала, что лучше.

- Так и сказала?

- Да, так и сказала.

- Замечательная кошка. Самая лучшая кошка на свете. Правда?

16) Предчувствие конца, смерти, тяга к краю, бездне, обрыву проходят через весь текст Островского. В фильме - Калугина поливает цветочки на надёжно огороженной крыше. Рыжова представлена бесстрашно и оптимистично бегущей по виадуку над железнодорожными путями (проектированием арочных мостов, кстати, занимался известный изобретатель Кулибин). Новосельцев с Калугиной беседует о грибах на открытом балконе, с которого он едва не уронил бокалы с коктейлем. В итоге от падения пострадала только… кошка, её “мальчик и мальчик” Анатолия Ефремовича “спустили ... в водосточную трубу”, но и это за кадром.

-28

И лишь в конце Ольга, на фоне стихов о “застенчивом” (трусливом) как бы герое, замирает, стоя на виадуке над железнодорожным полотном… ОЛьГа, но не над вОЛГой. Пьеса сыграна (как и в стихотворении), боли много, но не до смерти. Ну и билеты в театр в итоге заменены на билеты в цирк. Не всё ж трагедии смотреть, нужно и посмеяться.

Что же спасает в фильме по сюжету (не только по жанру)?

17) Дети. Катерина сожалеет, что у неё нет детей: “Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: всё бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это”. В Калинове вообще нет детей! У Ольги Рыжовой - есть сын. У Анатолия Ефремовича “мальчик и мальчик”, Шура постоянно собирает по 50 копеек на подарок только что родившим мамочкам.

-29

И завершающие титры фильма: “Через девять месяцев у Новосельцевых было уже три мальчика” - мощный заключительный восклицательный громоотвод от трагического финала!

Последнее) Когда город - не преддверие ада, как Калинов, а любимая Москва, когда “у природы нет плохой погоды”, в том числе и грозы (вместо неё - очистительные дождь и первый снег), а заповедь о почитании родителей не исключает ответного чувства к детям, чьё рождение является приметой любви и благодати, когда, наконец, жанр - не драма с трагическим финалом, а лирическая комедия, то и happy end возможен, необходим, неизбежен как перпетуум мобиле, “что движет солнце и светила”.

Взято на Кинопоиске
Взято на Кинопоиске

PS) Рязанов ведь поставит Островского через несколько лет - “Жестокий романс” (1984) по “Бесприданнице” (1878). Служебный роман, жестокий роман-с… И Мягков с Фрейндлих там будут, и песни, и тяжёлые кони “на голову” героя-недотёпы Мягкова, и неравенство статусов, и женихи-невесты, и поползновения на измену, и цыганский цирк (Новосельцев танцует для Калугиной именно цыганочку!), и Волга, и дорогие тачки (пароходы), и три... девочки в семье.

Выводы:

Взято на Кинопоиске
Взято на Кинопоиске
  • Осознанно или неосознанно Эльдар Рязанов запараллелил свой фильм с драмой Островского не так уж и важно. С классической отечественной драматургией (в том числе Островского) советский режиссёр безусловно хорошо знаком. Он также мог начать неосознанно, а в процессе заметить и усилить эффект. Переосмысление литературной классики в кино явление весьма распространённое (вспомним хотя бы абсолютно современные режиссёру финские реалии в фильмах “Гамлет идёт в бизнес” и “Преступление и наказание” Аки Каурисмяки). Не всегда такие заимствования сделаны специально, они просто часть культурного кода, личного интеллектуального и художественного багажа режиссёра.
Постер к экранизации 1983 года. Взято на Кинопоиске
Постер к экранизации 1983 года. Взято на Кинопоиске
  • В таком сравнении множественных перекличек и, возможно, случайных совпадений хорошо видны законы жанра. Драма бездетна, в ней нет любви, нет будущего, в ней всё ведёт к гибели (моральной и физической) главных героев. Лирическая комедия - с постоянным умножением детей и приводит к разоблачению фарисеев (Самохвалов), а тех, кто способен и не боится любить и быть любимыми, - к счастью, к перерождению, к смелости брать ответственность за любимых и порождать новых и новых маленьких любимых существ, без появления которых сама жизнь бы остановилась, что и произошло в итоге в омертвелом Калинове.
Взято на Кинопоиске
Взято на Кинопоиске
  • Подобные разборы и теории сегодня заполонили Интернет и стали особым видом интеллектуально-творческого контента. Среди них есть более научные (например, на основе законов классической драматургии или привычного филологического анализа), более фантазийные и рассчитанные на кликбейтность, а есть и те, которые пытаются держать некий условный баланс между фактами и поэзией. Важно тут то, какую цель преследует автор исследования. Иногда это призыв к здравомыслию и развитию критического мышления, чаще всего - просто развлечение зрителя/читателя, но всегда - осознанная или неосознанная трансляция (или даже проповедь) создателем контента собственного мiровоззрения с определённым набором любимых и дорогих сердцу идей.
  • Можно сказать, что и наша работа сделана просто из любви к своей профессии, к киноискусству и словесности, а также ради творческого порождения целостного ребёнка-текста. Но, возможно, не только…

Бонус.

10 заповедей города Калинова. “Лес, братец”? “Гроза”...

  1. Перпетуум-мобиле невозможен в самодурском городе Калинове и не выведет на тот берег реки.
  2. Твори себе божества: “перпету-мобиль найти”; “а кто ж мне запретит? <...> что я, под началом, что ль, у кого?”; “уж я коли полюбил…”
  3. Не божись словами “да отсохни язык”, а божись перед матерью, что всё приказанное исполнишь.
  4. Праздники не для Бога, а чтобы “наряды показывать”.
  5. Почитай свекровь, как родную мать, и не груби.
  6. “Своих домашних едят поедом да семью тиранят”; “съедят, в гроб вколотят”; “в окно выброшусь, в Волгу кинусь”.
  7. “Делай что хочешь, только бы шито да крыто было”.
  8. Не забыть “ограбить сирот, родственников, племянников…”
  9. “Злостные кляузы строчат на ближних”. Без обмана нельзя, на этом весь дом держится. “Говорю, что разбойник, и конец”.
  10. Уж коли полюбил, так хоть бы и замужняя… “Он мой теперь…”, хоть я и “мужняя жена”. “Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти”.
Взято: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fproza.ru%2Fpics%2F2015%2F09%2F02%2F1313.jpg&lr=102443&pos=10&rpt=simage&text=%D0%94%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%82%D1%8C%20%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B9
Взято: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fproza.ru%2Fpics%2F2015%2F09%2F02%2F1313.jpg&lr=102443&pos=10&rpt=simage&text=%D0%94%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%82%D1%8C%20%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B9