Найти в Дзене
Стиль и детали

Артемизия Джентилески: художница, отомстившая своему насильнику посредством искусства

Итальянская художница эпохи барокко Артемизия Джентилески, жившая в 17 веке, завещала нам необычные произведения, в которых она неоднократно изображала акты мести, совершенные женщинами за перенесенные страдания. Ее работы не фокусировались на красоте и нежности, темах, которые обычно считались «женскими». Смелая Артемизия создавала картины, в которых явно выражалось ее негативное отношение к женскому положению в обществе.

«Автопортрет в Образе Аллегории Живописи» Дата создания: 1638-1639 годы
«Автопортрет в Образе Аллегории Живописи» Дата создания: 1638-1639 годы

В эпоху, когда жила Артемизия, женщины страдали от бесправия и являлись всего лишь «вещью» для своих мужей. Однако Артемизия стало исключением из этого правила. Ее отец вынужден был организовать брак Артемизии с посредственным художником по имени Пьерантонио Стиатесси после того, как его дочь была обесчещена. В то время женщинам в Европе было запрещено владеть имуществом и заботиться о своих детях. Интересно, что Стиатесси даже писал приветственные фразы любовнику Артемизии в их переписке. К 1623 году, все документы и письма, связанные с мужем, исчезли, и биографы предположили, что Артемизия оставила своего "нахлебника" мужа и решила жить самостоятельно с дочерью. Это было редкостным и смелым решением для того времени.

"А я пока превращу в искусство.."

Менее известная деталь: эта тема страдания и насилия была вдохновлена ее собственной историей. В 18 лет художницу изнасиловал учитель. После ареста и суда нападавший был освобожден, а Артемизия направила свое разочарование и боль от пережитого в искусство.

«Эсфирь Перед Агасфером» Дата создания: 1628-1635 годы
«Эсфирь Перед Агасфером» Дата создания: 1628-1635 годы

Артемизия Джентилески родилась в Риме 8 июля 1593 года и училась художественному делу своего отца. Родившись в плодотворной среде Италии, девочка выросла, наблюдая за драматическим творчеством мастера барокко Караваджо, который дружил с ее отцом и даже давал ей некоторые указания в ее собственных произведениях. Ее отец нанял художника по имени Агостино Тасси, чтобы тот давал уроки дочери, но он никогда не предполагал, что тот просто изнасилует его дочь, в следствии чего Артемизии была нанесена непреодолимая травма.

Артемизия пыталась сопротивляться: она бросила нож в агрессора, но ему удалось этого избежать. Однако во время суда её вновь унизили и назвали ненасытной девушкой легкого поведения. Папа Иннокентий X вмешался в защиту художника, и таким образом он был освобожден.

Освободив насильника, Артемизия Джентилески нашла еще один способ отомстить: она посвятила остаток своей карьеры рисованию женщин, борющихся против насилия, от которого они пострадали. Одна из великих картин Артемиды была создана в результате изучения библейской истории Юдифи и Олоферна, в которой рассказывается о случае вдовы, которая пробралась в шатер Олоферна, полководца ассиро-вавилонского императора Навуходоносора. Напоив его, Юдифь обезглавливает Олоферна, чтобы освободить свой народ. Эта история хорошо известна и породила несколько художественных версий, таких как картины Караваджо и Гойи. Работа «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» Артемизии Джентилески, максимально ясная, датируется 1620 годом.

«Сусанна и Старцы» Дата создания: 1610 год
«Сусанна и Старцы» Дата создания: 1610 год

Артемизия Джентилески создала жестокий и кровавый портрет, отличный от представлений других живописцев. В отличие от работ Караваджо, на лице Юдифь нет и следа колебания. Напротив, она кажется спокойной и решительной.

В другом известном произведении под названием «Сусанна и старцы» Артемизия подчеркивает тоску молодой женщины, за которой следуют двое стариков. Она приближается к другому библейскому сюжету, представленному и другими художниками, которые, в отличие от Артемизии, показали кокетливую и даже многозначительную Сусанну. На картине Артемизии женщина явно в ужасе от домогательств мужчины.

-4


На протяжении всей своей карьеры Артемизия Джентилески продолжала изображать женщин-убийц. Она описала Джаэлу, женщину, которая уничтожила Сисару, чтобы освободить Израиль, и Лукрецию, которая покончила жизнь самоубийством после изнасилования. Артемизия также написала Клеопатру, Марию Магдалину и Деву Марию и сделала несколько автопортретов.

В 17 веке Артемизия считалась самой известной художницей во всей Европе. В 1616 году ее пригласили в Академию дель Дизеньо, самое престижное объединение художников Флоренции. Она была первой женщиной, которая гордилась таким достижением.

В 1615 году Микеланджело Буонарроти-младший обратил свое внимание на творчество Артемизии. Он решил приукрасить свой дом полотнами-аллегориями, посвященными великому Микеланджело, и для этого привлек самых талантливых художников своего времени. Артемизии было поручено создать "Аллегорию таланта".

Художница изобразила величественную обнаженную деву, сидящую на небесах и держащую в руках компас. Однако оригинальная картина просуществовала недолго. После смерти Микеланджело-младшего его дом перешел в наследство его племяннику Леонардо, который оказался смутить такой "откровенный" талант. В начале 1680-х Леонардо заказал известному художнику позднего барокко Вольтеррано покрыть фигуру девы синими драпировками. Именно такая картина дошла до наших дней. Реставраторам впоследствии удалось отменить цензуру и восстановить первоначальный вид произведения.