Найти тему
Шанс человека

Освящая брак и целомудрие

О седьмой заповеди Декалога


В соответствии с христианским вероучением брачный союз есть установление Божие. Как закон он положен в самом устройстве человека: „И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа" (Быт. 2, 18, 22, 23). Но грехопадение исказило человеческую природу, мы стали во всем подвержены соблазнам, которые проникли также в отношения между мужчиной и женщиной.
Поэтому, когда на Синайской горе Господь возвестил избранному Им народу Свой Декалог, среди поло­жений был и запрет: „Не прелюбодейст­вуй" (Исх., гл. 20; Второзак., гл. 5). Эта седьмая заповедь в первую очередь осуж­дает супружескую неверность и освящает институт брака.

Контракт на любовь

Истинное высокое значение брачного союза и вся тяжесть греха его разрушения открывается падшему человечеству после прихода Христа и основания новозаветной Церкви. В язычес­ком дохристианском обществе и даже в среде ветхозаветных евреев о святости брачных уз люди имели весьма непол­ное представление.

Во второй половине I тыс. до Р. X. в цивилизованном мире начинает доми­нировать Римская республика, впо­следствии ставшая могущественной империей. Юридические нормы этой супердержавы древности легли в основу законодательств всех современных государств. С римским взглядом на институт брака пришлось столкнуться и ново­заветной Церкви.

В понимании римлян брак в первую очередь был договором между двумя свободными в своем выборе сторонами. Целью этого соглашения было достижение максимально возможного благополу­чия в жизни. Мужчина и женщина, всту­пая в брачный союз, заключали обычный юридический контракт, и потому брак не нуждался в какой-либо третьей стороне, в гаранте его юридической действенности. Государство выполняло функцию регис­трации брачных договоров, что давало возможность следить за их законностью и обеспечивало материалами суд, если на него выносились споры, связанные с брач­ными отношениями.


Римское право предусматривало воз­можность расторжения брачного контракта. Условия, необходимые для раз­вода, были весьма разнообразными. И среди них прелюбодеяние было дале­ко не самым важным обстоятельством. Например, закон никак не преследовал внебрачные связи, если вступивший в них человек не заключал тайного супружес­кого союза. Кроме того, в Древнем Риме встречается такое явление как конкуби­нат — внебрачное сожительство, в кото­ром нередко находились и женатые муж­чины.

Далеко от идеала

Взгляд ветхозаветных евреев на брак и суп­ружескую неверность существенным обра­зом отличался от римского. Сущность и цель брака древний Израиль видел в вос­производстве рода. Для евреев рожде­ние детей было самым очевидным зна­ком Божиего благословения. Вспомним, что послушание Авраама воле Божией даровало ему обещание именно обильно­го потомства:
„Я благословляя благослов­лю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего" (Быт. 22, 17—18). Это торжественное обе­тование Господа также объясняет, почему евреи считали бесплодный брак прокляти­ем, тяготеющим над супружеской четой, и в особенности над женщиной.

Следует заметить, что такой „репродук­тивный" подход к брачному союзу был во многом обусловлен отсутствием у древ­них евреев ясного учения о посмертном существовании человека. Бытие после смерти мнилось неким призрачным „мер­твенным" прозябанием в так называемом „шеоле" (что лишь очень условно можно перевести как „ад"). Поэтому вечная жизнь для ветхозаветного еврея представ­лялась достижимой только через продле­ние своего рода.

Нормальным явлением для Израиля был не только моногамный брак, но и многоженство. Кроме того, существовал институт „левирата" (Быт. 38, 8). Он пре­дусматривал обязанность мужчины „вос­становить семя" своему умершему бездет­ному брату, а именно женитьбу на его вдове ради продления „крови" покойного в потомке. Что же касается седьмой запо­веди „Не прелюбодействуй", то таковым грехом считалась только связь с замужней женщиной. Этот проступок карался очень строго: прелюбодея и пре­любодейку выводили за пределы города и побивали камнями. Интересно, что пер­вым нанести удар должен был обвини­тель, а за ним свидетели — таким образом они брали свершившееся на свою совесть. Если же женатый мужчина вступал в близ­кие отношения со свободной женщиной, то на нем лежал грех меньшей тяжести — любодеяние, за которое достаточно было принести очистительные жертвы в храм и покаяться. Моногамия, основанная на вечной любви мужа и жены, существо­вала при этом в сознании древних евре­ев как некий идеальный образ, заключен­ный в истории творения, в книге „Песни Песней", в различных метафорах проро­ков, говоривших о любви Бога к Своему народу. Но этот идеал не был абсолютной религиозной нормой или требованием.

Тайна великая

В христианском учении ветхозавет­ное понимание брака претерпело корен­ные изменения. Различия тем более явс­твенны, что ветхозаветные категории в Новом Завете наполняются иным содер­жанием.

Так, например, нигде в Евангелии не упоминается о том, что деторожде­ние является оправданием брака. В посла­нии святого апостола Павла говорится, что деторождение является средством спасе­ния лишь тогда, когда оно сопровождает­ся
„верой, любовью и святостью" (1 Тим. 2, 15).

Особенно ясно изменение ветхозавет­ных норм жизни видно на примере отно­шения Иисуса Христа к левирату (см.: Мф. 22, 23-32; Мк. 12, 16-27; Лк. 20, 27-37). В синоптических Евангелиях есть сле­дующий рассказ. Саддукеи — религиозная партия Израиля, принявшая эллинистичес­кий образ жизни и отрицавшая воскресе­ние мертвых,— спрашивают Господа, кто из семи братьев, последовательно женивших­ся на одной и той же женщине, будет иметь ее женой „в воскресении". На что Иисус дает ответ: „В воскресении не женятся, не выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах". Эти слова Господа зачастую неверно трактуются в том смыс­ле, что брак есть чисто земное установле­ние, действительность которого уничтожа­ется смертью. Такое понимание, например, преобладает в Католической Церкви, кото­рая не только разрешает вдовцам вступать в новый брак, но и никак не ограничивает число этих союзов. Однако „западное" тол­кование слов Иисуса входит в противоре­чие с восточным православным богослови­ем. Согласно Клименту Александрийскому, в Своем ответе „Господь не отвергает брака, но избавляет умы саддукеев от упования, что в воскресении будут плотские страс­ти" („Строматы", III, 12, 87). Ответ Хрис­та—это отрицание наивного понимания сути брака как возобновления человеческо­го бытия путем воспроизведения потомс­тва и материалистических представлений о жизни в Небесном ангельском Царстве.

Приведенный пример ясно показы­вает, что Новый Завет создает новое поня­тие о браке. Христианин призывается Господом уже в этом, земном мире вос­принять новую жизнь, стать гражданином Небесного Царства. И идти по этому пути люди могут в целомудренном одиночест­ве или в брачном союзе. Святой апостол Павел называет брак „тайной великой" (см.: Еф. 5; 32, 33), имея в виду, что в суп­ружестве человек не только удовлетворяет потребности своего мирского существо­вания, но и делает шаг на пути к цели, для которой он был сотворен, то есть  к вступле­нию в Царство вечной жизни.

Вдохновляемый Святым Духом апостол Павел говорит, что муж становится еди­ным существом, единой „плотью" со своей женой (см.: Еф. 5,22—24). Подлинно хрис­тианский брак должен быть единством суп­ругов не только в полном исполнении седь­мой заповеди (верность, взаимная любовь и уважение), но и в следовании рука об руку по пути духовного совершенства. Христиан­ский брак — это единственный в своем роде союз, в котором люди поднимаются над своей человеческой природой и становят­ся едиными не только „друг с другом", но и „во Христе".

Обличенное несовершенство

Согласно законам ветхозаветных евре­ев, муж мог потребовать развода с супру­гой по любому поводу, достаточно было только отослать от себя жену при сви­детеле. Однако Господь защищает проч­ность брака, указывая лишь на одну воз­можную причину его расторжения — вину прелюбодеяния (см : Мф. 19, 9). Супружеская измена уничтожает саму основу союза любви, поэтому впадение в этот грех расторгает брачные узы.

В Нагорной проповеди Иисус Христос называет прелюбодеянием не только фак­тическую измену супругу, но и всякое незаконное чувственное влечение.
„Вы слышали, что сказано древним: не прелюбо­действуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ",— говорит Господь (Мф. 5:27-28). То есть половая распущенность в любом ее виде и форме является нарушением седьмой заповеди. Как видим, это касается даже „нечистых помыслов", мысленных пере­живаний любовной страсти.

И тем более, по учению святых отцов, под Божиим повелением „Не прелюбодействуй" сле­дует понимать такие грехи как: добрач­ные связи, многоженство, сожительство, мужеложство и женоложство (гомосексуализм), скотолож­ство, онанизм, садизм, мазохизм и т. п. О разрушительных последствиях для чело­века этих видов разврата лучшим образом свидетельствует предостережение свято­го апостола Павла:
„Избегайте блуда; вся­кий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему про­славляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" (1 Кор. 6: 18—20).

Особого внимания заслуживает и то, что на страницах Евангелия против­ники Христа—фарисеи— именуются как
„род лукавый и прелюбодейный " (Мф. 12: 39). Конечно же, здесь имеется ввиду не половая распущенность фарисеев, речь идет об их неверности Богу.

К сожалению, в мире, подверженном греху, расторжение христианских браков — обычное явление и происходит это не толь­ко по причине прелюбодеяния. На сегод­няшний день Церковью объективными причинами для развода признаются 14 слу­чаев, среди которых: сумасшествие, наси­лие над членами семьи, долгое отсутствие или многолетнее заключение по уголовной статье, вдовство, наконец, просто упорное оставление одного супруга другим. Более того, Православная  Церковь допускает возможность вто­рого и даже третьего брака. Означает ли это, что этим нарушается дух евангельской проповеди?

Разумеется, нет. „Смягченное" отношение к разводу и второбрачию вызва­но пониманием тех жизненных ситуаций, в которых могут оказаться духовно несо­вершенные люди. Церковь учит, что брак, как таинство, является не каким-то маги­ческим действием, а даром по благода­ти Святаго Духа. Участники супружеского союза, будучи подвластными греху, могут ошибаться и просить о благодати брака, когда они еще не готовы принять ее и сде­лать плодотворной. Православная Церковь никогда не провозглашала Евангелие сис­темой принудительных юридических пред­писаний человечеству. Благая Весть должна быть принята обществом осознанно и доб­ровольно как абсолютная необходимость, как залог наступления всеми желанного Божиего Царства.

В защиту семьи и целомудрия

Современная мировая статистика раз­водов представляет удручающую кар­тину: две трети брачных союзов распа­даются. И одной из основных причин является грех прелюбодеяния, разврат­ное состояние человеческой души. Дейст­вительно, современный человек настоль­ко интенсивно подвергается пропаганде „безопасного секса", что при отсутствии традиционного морального воспитания ему практически невозможно удержать­ся от предлагаемых соблазнов.

Именно поэтому в содержании утвержденной в 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором Социальной концепции РПЦ важное место уделяется защите духовных и нравственных ценностей. „Добродетель целомудрия, проповедуемая Церковью, является основой внутреннего единства человеческой личности, которая должна пребывать в состоянии согласия душев­ных и телесных сил,— говорится в этом документе,— Блуд неизбежно разруша­ет гармонию и целостность жизни чело­века, нанося тяжкий урон его духовному здоровью. Распутство притупляет духов­ное зрение и ожесточает сердце, делая его неспособным к истинной любви. Счастье полнокровной семейной жизни становит­ся недоступным для блудника. По этой причине Церковь неизменно осуждает проституцию и проповедь так называе­мой свободной любви, совершенно отде­ляющей телесную близость от личностной и духовной общности, от жертвенности и всецелой ответственности друг за друга, которые осуществимы лишь в пожизнен­ной брачной верности".

Подписывайтесь на канал "Шанс человека", ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы.

статья на Избе-Читальня https://www.chitalnya.ru/work/1156495/