О седьмой заповеди Декалога
В соответствии с христианским вероучением брачный союз есть установление Божие. Как закон он положен в самом устройстве человека: „И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа" (Быт. 2, 18, 22, 23). Но грехопадение исказило человеческую природу, мы стали во всем подвержены соблазнам, которые проникли также в отношения между мужчиной и женщиной.
Поэтому, когда на Синайской горе Господь возвестил избранному Им народу Свой Декалог, среди положений был и запрет: „Не прелюбодействуй" (Исх., гл. 20; Второзак., гл. 5). Эта седьмая заповедь в первую очередь осуждает супружескую неверность и освящает институт брака.
Контракт на любовь
Истинное высокое значение брачного союза и вся тяжесть греха его разрушения открывается падшему человечеству после прихода Христа и основания новозаветной Церкви. В языческом дохристианском обществе и даже в среде ветхозаветных евреев о святости брачных уз люди имели весьма неполное представление.
Во второй половине I тыс. до Р. X. в цивилизованном мире начинает доминировать Римская республика, впоследствии ставшая могущественной империей. Юридические нормы этой супердержавы древности легли в основу законодательств всех современных государств. С римским взглядом на институт брака пришлось столкнуться и новозаветной Церкви.
В понимании римлян брак в первую очередь был договором между двумя свободными в своем выборе сторонами. Целью этого соглашения было достижение максимально возможного благополучия в жизни. Мужчина и женщина, вступая в брачный союз, заключали обычный юридический контракт, и потому брак не нуждался в какой-либо третьей стороне, в гаранте его юридической действенности. Государство выполняло функцию регистрации брачных договоров, что давало возможность следить за их законностью и обеспечивало материалами суд, если на него выносились споры, связанные с брачными отношениями.
Римское право предусматривало возможность расторжения брачного контракта. Условия, необходимые для развода, были весьма разнообразными. И среди них прелюбодеяние было далеко не самым важным обстоятельством. Например, закон никак не преследовал внебрачные связи, если вступивший в них человек не заключал тайного супружеского союза. Кроме того, в Древнем Риме встречается такое явление как конкубинат — внебрачное сожительство, в котором нередко находились и женатые мужчины.
Далеко от идеала
Взгляд ветхозаветных евреев на брак и супружескую неверность существенным образом отличался от римского. Сущность и цель брака древний Израиль видел в воспроизводстве рода. Для евреев рождение детей было самым очевидным знаком Божиего благословения. Вспомним, что послушание Авраама воле Божией даровало ему обещание именно обильного потомства: „Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего" (Быт. 22, 17—18). Это торжественное обетование Господа также объясняет, почему евреи считали бесплодный брак проклятием, тяготеющим над супружеской четой, и в особенности над женщиной.
Следует заметить, что такой „репродуктивный" подход к брачному союзу был во многом обусловлен отсутствием у древних евреев ясного учения о посмертном существовании человека. Бытие после смерти мнилось неким призрачным „мертвенным" прозябанием в так называемом „шеоле" (что лишь очень условно можно перевести как „ад"). Поэтому вечная жизнь для ветхозаветного еврея представлялась достижимой только через продление своего рода.
Нормальным явлением для Израиля был не только моногамный брак, но и многоженство. Кроме того, существовал институт „левирата" (Быт. 38, 8). Он предусматривал обязанность мужчины „восстановить семя" своему умершему бездетному брату, а именно женитьбу на его вдове ради продления „крови" покойного в потомке. Что же касается седьмой заповеди „Не прелюбодействуй", то таковым грехом считалась только связь с замужней женщиной. Этот проступок карался очень строго: прелюбодея и прелюбодейку выводили за пределы города и побивали камнями. Интересно, что первым нанести удар должен был обвинитель, а за ним свидетели — таким образом они брали свершившееся на свою совесть. Если же женатый мужчина вступал в близкие отношения со свободной женщиной, то на нем лежал грех меньшей тяжести — любодеяние, за которое достаточно было принести очистительные жертвы в храм и покаяться. Моногамия, основанная на вечной любви мужа и жены, существовала при этом в сознании древних евреев как некий идеальный образ, заключенный в истории творения, в книге „Песни Песней", в различных метафорах пророков, говоривших о любви Бога к Своему народу. Но этот идеал не был абсолютной религиозной нормой или требованием.
Тайна великая
В христианском учении ветхозаветное понимание брака претерпело коренные изменения. Различия тем более явственны, что ветхозаветные категории в Новом Завете наполняются иным содержанием.
Так, например, нигде в Евангелии не упоминается о том, что деторождение является оправданием брака. В послании святого апостола Павла говорится, что деторождение является средством спасения лишь тогда, когда оно сопровождается „верой, любовью и святостью" (1 Тим. 2, 15).
Особенно ясно изменение ветхозаветных норм жизни видно на примере отношения Иисуса Христа к левирату (см.: Мф. 22, 23-32; Мк. 12, 16-27; Лк. 20, 27-37). В синоптических Евангелиях есть следующий рассказ. Саддукеи — религиозная партия Израиля, принявшая эллинистический образ жизни и отрицавшая воскресение мертвых,— спрашивают Господа, кто из семи братьев, последовательно женившихся на одной и той же женщине, будет иметь ее женой „в воскресении". На что Иисус дает ответ: „В воскресении не женятся, не выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах". Эти слова Господа зачастую неверно трактуются в том смысле, что брак есть чисто земное установление, действительность которого уничтожается смертью. Такое понимание, например, преобладает в Католической Церкви, которая не только разрешает вдовцам вступать в новый брак, но и никак не ограничивает число этих союзов. Однако „западное" толкование слов Иисуса входит в противоречие с восточным православным богословием. Согласно Клименту Александрийскому, в Своем ответе „Господь не отвергает брака, но избавляет умы саддукеев от упования, что в воскресении будут плотские страсти" („Строматы", III, 12, 87). Ответ Христа—это отрицание наивного понимания сути брака как возобновления человеческого бытия путем воспроизведения потомства и материалистических представлений о жизни в Небесном ангельском Царстве.
Приведенный пример ясно показывает, что Новый Завет создает новое понятие о браке. Христианин призывается Господом уже в этом, земном мире воспринять новую жизнь, стать гражданином Небесного Царства. И идти по этому пути люди могут в целомудренном одиночестве или в брачном союзе. Святой апостол Павел называет брак „тайной великой" (см.: Еф. 5; 32, 33), имея в виду, что в супружестве человек не только удовлетворяет потребности своего мирского существования, но и делает шаг на пути к цели, для которой он был сотворен, то есть к вступлению в Царство вечной жизни.
Вдохновляемый Святым Духом апостол Павел говорит, что муж становится единым существом, единой „плотью" со своей женой (см.: Еф. 5,22—24). Подлинно христианский брак должен быть единством супругов не только в полном исполнении седьмой заповеди (верность, взаимная любовь и уважение), но и в следовании рука об руку по пути духовного совершенства. Христианский брак — это единственный в своем роде союз, в котором люди поднимаются над своей человеческой природой и становятся едиными не только „друг с другом", но и „во Христе".
Обличенное несовершенство
Согласно законам ветхозаветных евреев, муж мог потребовать развода с супругой по любому поводу, достаточно было только отослать от себя жену при свидетеле. Однако Господь защищает прочность брака, указывая лишь на одну возможную причину его расторжения — вину прелюбодеяния (см : Мф. 19, 9). Супружеская измена уничтожает саму основу союза любви, поэтому впадение в этот грех расторгает брачные узы.
В Нагорной проповеди Иисус Христос называет прелюбодеянием не только фактическую измену супругу, но и всякое незаконное чувственное влечение. „Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ",— говорит Господь (Мф. 5:27-28). То есть половая распущенность в любом ее виде и форме является нарушением седьмой заповеди. Как видим, это касается даже „нечистых помыслов", мысленных переживаний любовной страсти.
И тем более, по учению святых отцов, под Божиим повелением „Не прелюбодействуй" следует понимать такие грехи как: добрачные связи, многоженство, сожительство, мужеложство и женоложство (гомосексуализм), скотоложство, онанизм, садизм, мазохизм и т. п. О разрушительных последствиях для человека этих видов разврата лучшим образом свидетельствует предостережение святого апостола Павла: „Избегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" (1 Кор. 6: 18—20).
Особого внимания заслуживает и то, что на страницах Евангелия противники Христа—фарисеи— именуются как „род лукавый и прелюбодейный " (Мф. 12: 39). Конечно же, здесь имеется ввиду не половая распущенность фарисеев, речь идет об их неверности Богу.
К сожалению, в мире, подверженном греху, расторжение христианских браков — обычное явление и происходит это не только по причине прелюбодеяния. На сегодняшний день Церковью объективными причинами для развода признаются 14 случаев, среди которых: сумасшествие, насилие над членами семьи, долгое отсутствие или многолетнее заключение по уголовной статье, вдовство, наконец, просто упорное оставление одного супруга другим. Более того, Православная Церковь допускает возможность второго и даже третьего брака. Означает ли это, что этим нарушается дух евангельской проповеди?
Разумеется, нет. „Смягченное" отношение к разводу и второбрачию вызвано пониманием тех жизненных ситуаций, в которых могут оказаться духовно несовершенные люди. Церковь учит, что брак, как таинство, является не каким-то магическим действием, а даром по благодати Святаго Духа. Участники супружеского союза, будучи подвластными греху, могут ошибаться и просить о благодати брака, когда они еще не готовы принять ее и сделать плодотворной. Православная Церковь никогда не провозглашала Евангелие системой принудительных юридических предписаний человечеству. Благая Весть должна быть принята обществом осознанно и добровольно как абсолютная необходимость, как залог наступления всеми желанного Божиего Царства.
В защиту семьи и целомудрия
Современная мировая статистика разводов представляет удручающую картину: две трети брачных союзов распадаются. И одной из основных причин является грех прелюбодеяния, развратное состояние человеческой души. Действительно, современный человек настолько интенсивно подвергается пропаганде „безопасного секса", что при отсутствии традиционного морального воспитания ему практически невозможно удержаться от предлагаемых соблазнов.
Именно поэтому в содержании утвержденной в 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором Социальной концепции РПЦ важное место уделяется защите духовных и нравственных ценностей. „Добродетель целомудрия, проповедуемая Церковью, является основой внутреннего единства человеческой личности, которая должна пребывать в состоянии согласия душевных и телесных сил,— говорится в этом документе,— Блуд неизбежно разрушает гармонию и целостность жизни человека, нанося тяжкий урон его духовному здоровью. Распутство притупляет духовное зрение и ожесточает сердце, делая его неспособным к истинной любви. Счастье полнокровной семейной жизни становится недоступным для блудника. По этой причине Церковь неизменно осуждает проституцию и проповедь так называемой свободной любви, совершенно отделяющей телесную близость от личностной и духовной общности, от жертвенности и всецелой ответственности друг за друга, которые осуществимы лишь в пожизненной брачной верности".
Подписывайтесь на канал "Шанс человека", ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы.
статья на Избе-Читальня https://www.chitalnya.ru/work/1156495/