Если спросить кого-нибудь, кто застал советские времена, как в те годы использовался дерматин, то, наверняка, многие в первую очередь вспомнят обивку входных дверей. Действительно, чтобы придать двери привлекательный внешний вид, заодно позаботившись о звуко- и теплоизоляции, не было более доступного и дешевого материала, чем дерматин.
И хотя такое использование дерматина было одним из самых популярных, применение этого материала одними дверьми, конечно же, не ограничивалось. Промышленность выпускала несколько видов дерматина: патефонный, шторный, мебельный, автомобильный, переплетный, нитроцеллюлозный, шланговый и ряд других. По названиям можно понять, что этот вид искусственной кожи применялся во многих отраслях, в том числе и галантерейной, полиграфической, авиационной.
Так как этот вид искусственной кожи представлял собой х/б ткань с определенным покрытием, то для каждой разновидности дерматина требовался и свой вид ткани. Поэтому при производстве мог использоваться молескин, саржа, миткаль, бязь и даже башмачная ткань.
Грунты и покрытия тоже по своему составу сильно различались, равно как и технология их нанесения. Поэтому утверждать, что советский дерматин всегда имел какой-то один определенный вид и состав было бы в корне неверно. Но в общем и целом, способ производства дерматина можно подогнать примерно под одну схему.
Предварительно окрашенная ткань обрабатывалась пропиточным грунтом (нитромастикой) - это нужно было для того, чтобы материал хорошо схватился с нитроцеллюлозной пленкой, наносимой в качестве верхнего слоя. Иногда дерматин делали двухсторонним, тогда, соответственно, слой пленки наносили на обе стороны ткани.
Ткань пропитывали последовательно 10-12 тонкими слоями грунта: чем больше его нанесут, тем качественнее получался готовый материал. После высыхания всех слоев наносили отделочный грунт, который состоял из нитроцеллюлозы, пластификатора, растворителей и красителей. Ну а поверх отделочного грунта уже накладывали разбавленную нитромастику (глянец), которую обычно подкрашивали в тот же цвет, что и грунт.
На этом основной этап изготовления дерматина заканчивался и оставалось только придать ему красивый внешний вид. Так, например, он мог быть матовым или глянцевым, гладким или тисненным, одноцветным или двухцветным. Тиснение разными узорами делали на специальных станках; глянцевую поверхность получали добавлением в грунт нигрозина (лаковая краска).
Но интереснее всего была технология изготовления двухцветного материала. Для этого сначала делали тисненный дерматин определенного цвета, затем его покрывали отделочным грунтом контрастного цвета. Получалось, что фон имеет один цвет, а углубление тисненного узора - другой (разумеется, описание технологии сильно упрощено, чтобы не перегружать читателя техническими подробностями).
После всего этого дерматин упаковывался и отправлялся в торговые сети на реализацию. Правда вот обычному покупателю, как правило, доставались самые простые виды этого материала, купить дерматин с лаковой поверхностью было уже непростой задачей. Тот, кому приходилось искать красивый обивочный материал для своей двери, наверняка, припомнит небольшой ассортимент дерматина, лежащего в свободной продаже...
***************************************************************************************
Еще больше фактов о советской жизни:
****************************************************************************************
Советская бумага, которая умела петь и говорить