Найти в Дзене
Songwriting101

Сонграйтинг, ко-райтинг и гострайтинг в контексте музыкального бизнеса

Несмотря на то, что тема роялтис поднимается все чаще, а написанных статей про авторское право довольно много, я сталкиваюсь с тем, что людям творческим это все ещё сложно для понимания (иначе не было бы огромного количества вопросов по правовой части). 

В своё время мне очень хотелось, чтобы мне перевели с юридического на сонграйтерский, но поскольку этого не произошло, я решила, что могу сделать это самостоятельно и попыталась описать важные темы максимально доступным языком. Я перелопатила кучу кейсов (наших и зарубежных), проинтервьюировала нескольких гострайтеров (по очевидным причинам имена просили не раскрывать) и предлагаю вашему вниманию материал про авторов в музыкальном бизнесе. 

сонграйтинг (я — автор)

Здесь, кажется, все понятно. я писала об этом в посте про авторские и смежные права. Но, на всякий случай повторюсь: вы написали песню — она ваша. Каждая написанная песня делится на авторскую и издательскую долю авторских прав (или роялтис). Если вы не работаете с издателем, вы, как автор, имеете 100% доли авторских прав или роялтис. Если вы состоите в отношениях с паблишером, вы шэрите долю роялтис. Каждый случай частный, но обычно это 70/30% для сонграйтера и издателя, соответственно. 

Приведу пример для дошкольников: 

Вы выпустили трек. Предположим, вы написали его полностью самостоятельно, а продюсер сделал вам аранжировку, записал ваш вокал и свёл трек. За работу вы ему не платили (то есть, work for hire не было), но и песню он вашу не редактировал. Чтобы максимально упростить задачу: создание трека лежит на ваших с продюсером отважных плечах, плеча — четыре, вас, соответственно, двое. 

Представим, что продюсер принёс яблоки 🍎 (100% смежных прав), а вы — апельсины 🍊(100% авторских). В результате вашей совместной работы получился яблочно-апельсиновый фреш (200%). 

В нашем мире для простоты понимания принято все округлять до 100, поэтому будем считать, что ваш фреш — это 100%, и стоит он 100 рублей. Прибыль с каждого проданного фреша вы делите пополам (50% — вам, 50% — ему). продюсер не претендует на выручку с апельсинов, а вы — с яблок. И несмотря на то, что за вами закреплены 100% авторских прав, вы получаете 50% от проданного трека (прослушивания), которое, к сожалению, стоит примерно в 100 раз меньше.

🍊Если вы сами себе продюсер (запаслись и яблоками, и апельсинами) — вы получаете 100% выручки за каждый проданный фреш. 

🍊Если вы заплатили продюсеру за работу (work for hire), то вы становитесь продюсером записи, и смежные права так же принадлежат вам. Но это отдельная тема, которую в этой статье мы затрагивать не будем. 

🍊Если вы автор и дальше углубляться не хотите, а деньги зарабатывать все таки хочется, пожалуйста, запомните основное: сонграйтинг = авторские права. 

Ко-райтинг/ко-райт (мы — авторы)

Подробно о том, что это такое я писала здесь. Изучите и возвращайтесь. 

Итак, вы написали песню, в создании которой принимало участие несколько сонграйтеров. Если вы считаете, что приняли равное участие в процессе, то вы делите 100% авторских прав между собой поровну на каждого из участников. 

🍊🍊Если кто-то сделал объективно бОльший объём работы, то его процент будущих роялтис, соответственно, больше. Однако, объективности в этом плане вы скорее всего не получите, поскольку каждый искренне склонен считать, что вкладывается больше других. В спорных ситуациях я рекомендую делать следующее: уберите результат своей работы из песни и посмотрите, работает ли она без вашего вклада. Если да — скорее всего, вы сделали меньше 50%. Если нет, она звучит по-другому и сильно отличается от финального результата — поздравляю, вы выложились на славу. 

Таким образом, если вы, например, написали маленькую строчку, и она стала хуком, без которого песня не тянет на хит, — по % доле это может быть равносильно трём куплетам. 

🍊 🍊Если кто-то из участников ковырял в носу и лишь физически присутствовал на сонграйтинг-сессии — долю он не получает, имейте это, пожалуйста, в виду.

🍊🍊Если ваш продюсер пишет песню вместе с вами — вы становитесь ко-райтерами и делите авторские (!) права. Однако эта история работает только в том случае, если это не work for hire. 

🍊🍊 Если вы купили бит/заплатили продюсеру за аранжировку/ в песню, написанную вами, не привнесено никаких значительных изменений — это work for hire. И, кстати, смежные права в таком случае также принадлежат вам. 

Аналогичная история с доработкой текста. 

🍊🍊 Если вы пользуетесь услугами лирик доктора, и это work for hire — он не претендует на ваши авторские. Если же в процессе работы ваша песня переписывается более чем на 50%, то, на мой взгляд, это уже полноценный ко-райт (да-да, даже несмотря на то, что вы заплатили за работу). 

Ко-райтинг = авторские права, следовательно, возвращаясь к развёрнутой метафоре из первой части, вы делите апельсин.

гострайтинг (я автор, но это неточно)

Это отдельная большая (и больная) для многих тема. Больная по огромному количеству причин, начиная, например, с того, что в России гострайтинг до сих пор считается чуть ли не единственным способом взаимодействия между автором и артистом. Для того, чтобы прочувствовать глубину проблемы, давайте все-таки разберёмся: что есть гострайтинг и чем он таки отличается от сонграйтинга itself.

По факту, вы — сонграйтер, который отчуждает все свои авторские права, что формально незаконно, поскольку легально моральные права передать нельзя. 

Изначально гострайтинг появился в Соединённых Штатах Америки в контексте публичных выступлений (в политике) и рэпа. Как вы думаете, почему? 

В политике, как и в рэпе, речь исполнителя неотрывно связана с его образом. Условно, если вы, будучи преданным поклонником Эминема (или Рузвельта), узнали о том, что тексты для него пишет домохозяйка из Массачусетса, что бы вы о нем подумали? А перестали бы вы слушать Рианну, зная, что песню «Diamonds» для неё написала Сиа? 

Иными словами, гострайтинг уместен в некоторых конкретных кейсах, и абсолютно необоснован для большинства исполнителей популярной музыки, поэтому к нему (гострайтингу) в Штатах прибегают сравнительно редко, а сонграйтеров, пишущих для поп-исполнителей, можно легко нагуглить. 

— «Вот видишь, все так делают, Аняяяяя, даже в омерике, артист просто не хочет ломать образ а чего ты тогда говоришь, что авторские права это важно аааааа?»

История следующая: гострайтеры в Штатах за работу получают 10.000-20.000$ в среднем. Это если домохозяйки. Рэперы с именем периодически гострайтят друг для друга, и там совсем другой порядок цен — примерно от 50.000$ за куплет. И это, в первую очередь, идеология. Поэтому когда ко мне приходит менеджер подающей надежды поп-звезды из Усть-Каменска и говорит, что 100 тысяч российских рублей за трек с ПОЛНЫМ отчуждением (хихи) — это дорого, потому что в Штатах дешевле, мне хочется засмеяться ему в лицо.

Повторюсь, причина гострайтинга не в том, что вам не хотят платить или хотят за копейки прибрать к рукам вашу интеллектуальную собственность. Люди сознательно выписывают себя из кредитсов в определённых ситуациях, прекрасно понимая, зачем они это делают. Поверьте, в Штатах на подписание договора каждый приходит со своим юристом. 

— «Но Аняяяя им же много платят»

Им да, а вам — нет. А ещё, если вы написали хитовую песню в Штатах, будучи сонграйтером, получающим авторские отчисления, вы можете обеспечить себя и будущие поколения на годы вперед. Это несопоставимо с 50,000$ — что равно среднему годовому доходу в США. 

Все ещё готовы гострайтить за копейки?

Подытожим: гострайтинг был придуман не для того, чтобы не платить вам за работу или платить меньше. Это конкретный момент, где все условности между сторонами соблюдены и каждая сторона удовлетворена условиями договора. 

Перечитываем ещё раз. 

Гострайтинг нужен не для того, чтобы наебать вас на роялтис. 

— «Но тогда мне всегда нужно будет всегда связываться с автором, если я хочу песню где-то исполнить, поэтому гострайтинг — мой вариант» — оправдание и замануха для дебилов. 

Во-первых, это не такая большая проблема.

Вы удивитесь, но за всю музыку, которую вы слышите в публичных местах, нужно платить, и в Штатах, которые мне так любят приводить в пример, эта система давно налажена и отлично функционирует. 

Во-вторых, если уж вы решили отчуждать права, немножко углубившись в Конституцию США или Российский Правовой кодекс, вы выясните, что про гострайтинг там ни слова нет. Вы передаёте исключительные права, но личные моральные права остаются с вами, поскольку, ШОК КОНТЕНТ, они тесно связаны с вашей личностью. 

Передача исключительного права заключается в том, чтобы передать права на дистрибуцию, синхронизацию и лицензирование (публичное выступление, например), но при этом право авторства, право на имя, на обнародование, неприкосновенность и отзыв произведения остаются с вами. 

🍊 То есть, вопреки расхожему мнению, это ВЫ, как автор, решаете — указывать ваше имя везде, где только можно, или нет. 

🍊 ВЫ имеете право использовать произведение, например, для вашего портфолио. 

🍊 Только ВЫ можете вносить корректировки в ваше произведение (в случае с со-авторами, соответственно, вам придётся договариваться ещё и между собой).

🍊 И, наконец, право на обнародование произведения также является МОРАЛЬНЫМ правом, и заключается в том, что ВЫ даёте согласие на то, чтобы выше произведение впервые опубликовали/публично исполнили. 

🍊 ВЫ также можете передумать и отказаться от обнародования произведения. Если в вашем договоре сказано, что это не так, предлагаю сходить с ним в суд, поскольку, повторюсь, это противоречит не только здравому смыслу, но и закону. 

Так зачем люди занимаются гострайтингом в России?

Некоторые гострайтеры признаются, что писали с отчуждением, потому что нужно было как-то засветиться в тусовке. Предположительно, это окей, когда на первых порах ты пытаешься зацепиться в профессии. Однако почему в России авторы продолжают заниматься этим на протяжении всей своей карьеры и рассказывают другим, что это правильно, — для меня большой вопрос. К тому же, подавляющее большинство авторов практически не разбирается в правовом вопросе, потому что нет доступного образования в достаточном количестве, сложно, лениво, зачем. Легче ныть и говорить, что музыкой не заработать, правда?

Вообразите аналогичную ситуацию в любой другой сфере деятельности, когда человек говорит:

— «Вы знаете, я решил подмести улицы бесплатно ради тусовки дворников, они классные ребята!»

Или:

— «Вы знаете, я так люблю деньги, что работаю в банке абсолютно бесплатно!»

Звучит довольно бредово.

И ещё один момент. Многие думают: 

— «О, если личные права нельзя передать, значит я не гострайтер!».

Но если то, что ты работал над пластинкой неизвестно широкой общественности, а это скорее всего ей неизвестно, поскольку ТЫ не знаешь, что можешь кричать об этом на каждом углу, ты все ещё гост, то есть, призрак, просто потому что тебя никто не знает.

Поэтому, родные мои, позаботиться о своем заработке и сделать так, чтобы о вас услышали, даже если вы пишите для списка Форбс — ваша ответственность. И запомните, every time music gets played, somebody gets paid. И это можете быть вы. 

Надеюсь, теперь вы разбираетесь в теме авторских прав больше, чем свинья в апельсинах (pun intended). 

Запись на консультацию по сонграйтингу и смежным дисциплинам по-прежнему в телеграмм-канале NIA | Songwriting101 .

Обнимаю 💚

Каспер, ваше дружелюбное привидение