Найти тему

Усадьба Лобковой в Козицком переулке.

Генерал-майор Фёдор Матвеевич Шестаков в 1777 году перед своим увольнением поселился в тихом Сергиевском переулке (ныне Козицкий переулок). В деревянном тогда доме. В начале 1780-х годов, генерал Шестаков заказал архитектору Матвею Казакову построить каменный дом..

Фото с сайта pastvu.com
Фото с сайта pastvu.com

Фёдор Михайлович Шестаков прожил в новом доме совсем недолго. После его смерти в 1787 году участок перешел к его родственнику, провиантмейстеру Василию Дмитриевичу Лобкову. А в 1795 году владелицей усадьбы стала его вдова Анна Ивановна Лобкова. Внучка обер-коменданта Петропавловской крепости, дочь откупщика, урожденная Игнатьева, она владела большим состоянием. При ней была достроена вся усадьба и увеличен главный дом.

Козицкий переулок, 5.
Козицкий переулок, 5.
Козицкий переулок, 5.
Козицкий переулок, 5.
Генерал-майор Фёдор Матвеевич Шестаков в 1777 году перед своим увольнением поселился в тихом Сергиевском переулке (ныне Козицкий переулок). В деревянном тогда доме.-4
Генерал-майор Фёдор Матвеевич Шестаков в 1777 году перед своим увольнением поселился в тихом Сергиевском переулке (ныне Козицкий переулок). В деревянном тогда доме.-5

Сегодня имя Анны Ивановны Лобковой практически забыто, более известно имя ее сына, который до пятнадцати лет жил в этой усадьбе - Сергея Александровича Соболевского. Соболевский - известный библиофил, библиограф и друг Александра Сергеевича Пушкина.

Дом благополучно пережил пожар 1812 года.
Сохранились планировка дома и отделка некоторых интерьеров.

По парадной лестнице поднимаемся на второй этаж:

Генерал-майор Фёдор Матвеевич Шестаков в 1777 году перед своим увольнением поселился в тихом Сергиевском переулке (ныне Козицкий переулок). В деревянном тогда доме.-6

На лестнице нас встречают удивительные часы:

Часы.
Часы.
Часы.
Часы.

Попадаем в Зелёный зал. Каждый зал парадной анфилады имеет свое цветовое решение. Зелёный зал, соединял весь дом. Также он использовался в качестве картинной галереи.

Зелёный зал.
Зелёный зал.

Он освещён тремя окнами главного фасада, а проёмы на его противоположной стене увеличены особыми порталами, достигающими полной высоты зала.
Печь, расположенная между ними, превращена в камин, с огромным зеркалом, скульптурной композицией и фронтоном.

Камин Зелёном зале.
Камин Зелёном зале.
Камин Зелёном зале.
Камин Зелёном зале.
Подсвечник.
Подсвечник.
Балкончик для орккстра.
Балкончик для орккстра.

Далее проходим в Голубую гостиную. Здесь принимали гостей, устраивали торжественные приемы, балы, концерты. Основа композиции – чередование окон и простенков. На стенах без окон сделаны их имитации из зеркал.
Тканевые простенки носят не только декоративную функцию, но и служат для лучшей акустики в помещении.

Голубая гостиная.
Голубая гостиная.
Голубая гостиная.
Голубая гостиная.

Оба помещения богато украшены лепниной. Лепнина отреставрирована и предстает перед нами в том виде, в каком она была в начале 19 века.

В конце 19 века в усадьбе располагалась типография Московского городского общественного управления. С 1960 года в этом здании находится Государственный институт искусствознания.

Вход в институт.
Вход в институт.

К сожалению, самостоятельно Вы можете посетить только эти два зала. Экскурсии в настоящее время не проводятся. Без экскурсии можно зайти в особняк во время проведения там выставок. Вход бесплатный. Расписание выставок можно узнать на сайте института искусствознания: https://sias.ru/afisha/

Все фотографии в статье авторов канала.