Найти тему

«Полуособняк» дядюшки Сезара

 

Вообще этот симпатичный дом на Кирочной улице принято именовать особняком. Внешне действительно очень похоже, но мне кажется, что некогда придуманный Александром Николаевичем Бенуа, который частенько бывал в этом доме у «дяди Сезара», термин «полуособняк» - более точно отражает исторические реалии. Скорее всего изначально здание действительно строилось как особняк, просто жизненные обстоятельства внесли свои коррективы…

 

Строительство двухэтажного дома с мансардой продолжалось три года и было закончено в 1867-м. Автором проекта, да собственно и владельцем фешенебельного здания, был академик архитектуры Цезарь Альбертович Кавос. Надо отметить, что в целом карьера Цезаря Альбертовича складывалась очень удачно и подобную стройку он вполне мог себе позволить. Удивительного в этом мало. Он был сыном знаменитого «строителя театров» тайного советника Альберта Катериновича Кавоса (и внуком известного композитора Катерино Камилло Кавоса) «унаследовав» от отца «архитектурные» должности в Почтовом ведомстве, Пажеском корпусе и Обществе воспитания благородных девиц. При этом, не брезговал Цезарь Альбертович и частными заказами, и участием в различных акционерных обществах, которые в ту пору входили в моду. Активная практика позволила ему к сорока годам заработать уже собственное имя в архитектурном мире столицы и довольно приличное состояние, дававшее возможность сделать такой своеобразный юбилейный «подарок» самому себе…

 

Стоит сказать, что собственные вкусы Кавоса явно не ориентировались на входившее тогда в моду «декоративное буйство». Фасад собственно дома – очень сдержанная но очень стильная и пропорциональная эклектика. Въездные ворота, парадные двери – солидно, но без излишеств.

-2

-3

Парадная сделана в лучших традициях Петербургских особняков. Просторный и светлый сводчатый холл.

-4

-5

-6

Сдвинутая в сторону широкая и пологая парадная лестница с изящными лестничными ограждениями и непременной хозяйской «выемкой» на лестничной площадке между этажами.

-7

-8

-9

-10

-11

Переход к мансарде (которая только в средине прошлого века стала полноценным этажом) имеет вид более простой, но собственно это и не играло изначально принципиальной роли.

-12

-13

По странной причуде автора-владельца, хорошее естественное освещение здесь имел только холл. Зато именно это освещенное пространство всегда было обильно декорировано живыми цветами, к которым питал слабость Цезарь Альбертович.

 

-14

По большому счету это был действительно собственный особняк, но в какой-то момент Кавос решил, что сам он займет только первый этаж здания. На втором поселилась семейство его хорошего знакомого – надворного советника и обер-секретаря Уголовного кассационного департамента Сената Андрея Александровича Сабурова. «Доходная» часть дома и дворовые флигели (в глубину участок был весьма приличным) будут еще перестраиваться в дальнейшем, но не самим владельцем, а его сослуживцем Петром Сергеевичем Самсоновым и даже маститым академиком Александром Константиновичем Бруни. Впрочем по «красной линии» все останется по старому. Интересно, что поселившись на Кирочной и будучи еще человеком, далеким от преклонного возраста, Цезарь Альбертович практически прекратил частную практику, сосредоточившись на делах общественных (коих у него было не мало) и задачах служебных. В 1871-м он приобретет и перестроит еще и собственный, уже вполне стандартный, доходный дом, но это будет его последним реализованным проектом. Скончается Цезарь Альбертович в 1883-м в возрасте 58 лет. Наследником состояния и новым владельцем дома на Кирочной станет его приемный сын – выпускник математического отделения Императорского университета ставший инженером знаменитых Демидовских заводов на Урале Евгений Цезаревич Кавос. Ранее, будущий наследник уже имел собственную квартиру на «полуподвальном» этаже «полуособняка», а вот теперь стал его полноправным владельцем. 

 

В принципе этот дом вполне устраивал Евгения Цезаревича, но в 1888-м он женился. Его избранницей стала начинающая художница Екатерина Сергеевна Зарудная «акварельные четверги» которой, первоначально собиравшиеся именно в этом доме, станут со временем местом встречи самых известных художников Петербурга. Не сложно предположить, что именно Екатерина Сергеевна стала инициатором строительства совершенного нового семейного дома, более отвечавшего современным модам и ее потребностям в «рабочем художественном пространстве». В результате в 1897-м на Каменноостровском проспекте появился первый в Петербурге особняк в стиле модерн который был спроектирован сводным двоюродным братом и хорошим приятелем Евгения Цезаревича - Леонтием Николаевичем Бенуа…

 

Тут стоит сделать небольшое отступление о достаточно тесных семейных связях во всей этой истории. Как известно, отец большого «архитектурного семейства» Бенуа – Николай Леонтьевич Бенуа был женат на родной сестре Цезаря Альбертовича Кавоса Камилле. Но этим родственные переплетения не ограничивались. Сестра Цезаря Альбертовича уже по второму браку отца – Софья – была замужем за известным юристом Митрофаном Ивановичем Зарудным. А старший брат Митрофана Ивановича – тоже очень известный юрист, сенатор и тайный советник Сергей Иванович Зарудный был отцом уже упомянутой Екатерины Сергеевны – супруги Евгения Цезаревича Кавоса. Впрочем эта очень интересная тема повод для отдельного рассказа.

 

В результате описанных выше событий дом на Кирочной в 1896–м обрел нового собственника, которому он и принадлежал уже вплоть до 1917-го. Приобрела сию недвижимость баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильденбанд. Личность не менее интересная. Варвара Ивановна, урожденная Лутковская - «генеральская дочь», которая умудрилась в 16 лет выйти замуж, сбежать в Париж, попробовать там начать собственную литературную карьеру, заняться переводами на французский романов Достоевского, развестись и вновь выйти замуж за русского посла в Риме – барона Карла Петровича Икскуля фон Гильденбанда. Вернувшись в Петербург эта оригинальная дама организовала собственный литературно-художественный салон и собрала там без приувеличения все «сливки» столичного общества – от министров до самых знаменитых литераторов. Купив дом Кавосов на Кирочной Варвара Ивановна поселилась в апартаментах второго этажа и ее салон продолжил свои собрания уже по новому адресу. Хотя, надо отдать справедливость, Варвара Ивановна занималась не только литературой и светскими собраниями, но и довольно активной общественной и благотворительной деятельностью, которая была засвидетельствована и описана в мемуарах и письмах современников довольно подробно. В 1917-м ей было уже 67. В 1918-м ее арестовали как заложницу, а отпустив просто выселили из этого дома. Она смогла бежать во Францию и через 10 лет скончалась в Париже. А «полуособняк» ждала уже совсем другая, типичная для советского времени участь…

 

Такая вот история.