Найти тему
Приди в Себя!

5.1 Потребности (1 часть)

Что я делаю без охоты и из необходимости, того не могу делать долго и со старанием. Марк Туллий Цицерон
У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может. Жан-Поль Сартр

В этом разделе мы поговорим о том, что интересует каждого из нас больше всего – об удовольствии.

Простое наблюдение за любым человеком, включая самого себя, быстро убеждает в том, что существует одна-единственная цель, к которой стремятся все. Все без исключения ищут положительных эмоций и избегают отрицательных. Положительные эмоции могут извлекаться отдельными индивидами причудливым способом, но сути дела это не меняет.

То же самое наблюдение покажет нам, что удовольствие всегда сопровождает удовлетворение какой-либо потребности или интереса. Даже когда порой говорят о «беспричинной радости», особенно свойственной детскому возрасту, то это лишь означает, что ребенок (или взрослый человек, испытывающий удовольствие «на пустом месте») доволен целой совокупностью обстоятельств, событий и параметров, которую ему недосуг ранжировать и подвергать анализу.

С психологической точки зрения принцип удовольствия формулируется таким образом, что сознание человека всегда стремится к понижению напряжения до минимального уровня. Может возникнуть иллюзия, что человек якобы стремится к бездействию и достижению некоего неизменного и неподвижного состояния. Конечно же, это не так.

Попробуем рассмотреть технологию получения удовольствия.

Из самой сущности жизни следует, что всякий живой организм является системой обособленной и всегда дефицитной, нуждающейся (не обеспеченной неизменным и равномерным поступлением извне необходимых энергии, вещества и информации). Нужда –реальное состояние организма, которое выражает необходимость определенных изменений для своего носителя, т.е. всегда нужда для себя.

В этой связи говорят о том, что у любого живого организма, включая человека, всегда наличествуют потребности.

Потребность – объективная необходимость во внешнем благе, имеющая определенный объем и представленная в сознании в форме эмоций, желаний и т.д. Эти блага могут иметь практически любое предметное содержание: быть физическим или идеальным предметом, представлением, состоянием. Таким «благом» может быть другой человек или ожидаемое событие.

Потребность естьсостояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его.

Первая и главная потребность человека - потребность жить. Но жизнь – это сложнейшая совокупность из потребностей, мотивов, целей, действий, состояний. Посмотрим, как конкретно раскрывается «потребность в жизни».

Для описания базовых, присущих всем людям потребностей достаточно удобна так называемая пирамида А. Маслоу, американского психолога.

Физиологические потребности

Исходная, базисная потребность человека – это потребность в самосохранении. Вряд ли кто-нибудь возьмется оспорить тот факт, что физиологические потребности — самые насущные, самые мощные из всех прочих потребностей, что они первичны по отношению ко всем остальным. На практике это означает, что человек, живущий в крайней нужде, обделенный всеми радостями жизни будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, или, например, демократии, то все-таки в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональную пустоту и политическую нереализованность.

Если в организме доминируют физиологические позывы, то все остальные потребности могут вовсе не ощущаться человеком. . В ситуации, когда сознание практически полностью захвачено голодом, структура и взаимодействие возможностей организма определяются одной-единственной целью. .. Все рецепторы и эффекторы организма, его ум, память, привычки — все превращается в инструмент утоления голода. Те способности организма, которые не приближают его к желанной цели, до поры дремлют или отмирают. Желание писать стихи, приобрести автомобиль, интерес к родной истории, страсть к желтым ботинкам — все эти интересы и желания либо блекнут, либо пропадают вовсе.

В качестве еще одной специфической характеристики организма, подчиненного единственной потребности, можно назвать специфическое изменение личной философии будущего. Человеку, измученному голодом, раем покажется такое место, где можно до отвала наесться. Ему кажется, что если бы он мог не думать о хлебе насущном, то был бы совершенно счастлив и не пожелал бы ничего другого. Саму жизнь он мыслит в терминах еды, все остальное, не имеющее отношения к предмету его вожделений, воспринимается им как несущественное, второстепенное.

Приведенный пример относится к разряду экстремальных, и хотя еще не так давно он имел прямое отношение реальности, сегодня это скорее исключение, нежели правило.

Мы подробнее остановились на этом с единственной целью – показать, как действует любая доминирующая потребность, и в том числе –материального порядка. Например, нужда в одежде или жилище.

Что происходит с желаниями человека, когда он сыт, одет и обут? Ответ очевиден: у человека тут же обнаруживаются другие, более высокие потребности, и уже они овладевают его сознанием, занимая место голой физиологии.

Человеческие потребности организованы иерархически. Такая постановка вопроса имеет понятные последствия. Если физиологические потребности постоянно и регулярно удовлетворяются, если достижение связанных с ними целей не представляет проблемы для организма, то эти потребности перестают активно воздействовать на поведение человека. Они переходят в разряд потенциальных, оставляя за собой право на возвращение, но только в том случае, если возникнет угроза их удовлетворению.

Удовлетворенная страсть перестает быть страстью. Энергией обладает лишь неудовлетворенное желание, неудовлетворенная потребность. Например, удовлетворенная потребность в еде, утоленный голод уже не играет никакой роли в поведении индивидуума.

Потребность в безопасности

Это вторая ипостась потребности в самосохранении. После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в защите, в стабильности, в зависимости,, в структуре, порядке законе и ограничениях, в свободе от страха, тревоги и хаоса и т.д. ). Почти все, что говорилось выше о физиологических позывах, можно отнести и к этим потребностям, или желаниям. Подобно физиологическим потребностям, эти желания также могут доминировать в организме. Они могут узурпировать право на организацию поведения, подчинив своей воле все возможности организма и нацелив их на достижение безопасности.

Так же, как в случае с физиологическим позывом, мы можем сказать, что рецепторы, эффекторы, ум, память и все прочие способности индивидуума в данной ситуации превращаются в орудие обеспечения безопасности. Так же, как в случае с голодным человеком, главная цель не только детерминирует восприятие индивидуума, но и предопределяет его философию будущего, философию ценностей.

Для лучшего понимания потребности в безопасности имеет смысл понаблюдать за детьми, у которых потребности этого круга проявляются проще и нагляднее. Дети тянутся к постоянству, к упорядочению повседневной жизни. Ребенку явно больше по вкусу, когда окружающий его мир предсказуем, размерен, организован. Всякая несправедливость или проявление непоследовательности, непостоянства со стороны родителей вызывают у ребенка тревогу и беспокойство. Вопреки расхожему мнению о том, что ребенок стремится к безграничной свободе и вседозволенности, детские психологи, педагоги и психотерапевты постоянно обнаруживают, что некие пределы, ограничения внутренне необходимы ребенку, он нуждается в них. Или, если сформулировать этот вывод более корректно, — ребенок предпочитает жить в упорядоченном и структурированном мире, его угнетает непредсказуемость. Это в полной мере относится и ко взрослым людям.

Потребность в безопасности и стабильности обнаруживает себя и в консервативности поведения, в самом общем виде. Большинство людей склонно отдавать предпочтение знакомым и привычным вещам, людям, местам.

Потребность в безопасности редко выступает как активная сила, она доминирует только в ситуациях критических, экстремальных, побуждая организм мобилизовать все силы для борьбы с угрозой. Критическими или экстремальными ситуациями принято называть войны, болезни, стихийные бедствия, вспышки преступности, социальные кризисы, неврозы, поражения мозга, а также ситуации, отличающиеся хронически неблагоприятными условиями.

Логично ожидать, что неожиданно возникшая угроза хаоса у большинства людей вызывает регресс мотивации с высших ее уровней к уровню безопасности. Естественной и предсказуемой реакцией общества на такие ситуации бывают призывы навести порядок, причем любой ценой, даже ценой диктатуры и насилия.

В порядке лирического отступления можно вспомнить в этой связи 1990-е годы в России. Тогда на фоне серьезных затруднений с удовлетворением простых материальных потребностей у огромного числа людей и резкого обострения вопроса физической безопасности политическое руководство и СМИ наперебой рекламировали демократические свободы и плюрализм мнений – ценности, не имеющие никакого значения в условиях, когда подорваны сами основы жизнеобеспечения населения. Это до сих пор вспоминается как период натурального умопомрачения и необыкновенного по своей откровенности лицемерия тысяч политиков и медийщиков.

Потребность в принадлежности и любви

Человек – существо, обособленное от остального мира. Видимо, по этой элементарной причине в нем живет сильнейшее стремление эту обособленность преодолеть. Избавиться от пугающего одиночества.

После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная спираль начинает новый виток.

Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей. Он жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека. Он может уже не помнить о том, что когда он терпел нужду и был постоянно голоден само понятие «любовь» не вызывало у него ничего, кроме презрительной усмешки. Теперь же он терзаем чувством одиночества, болезненно переживает свою отверженность, ищет свои корни, родственную душу, друга.

Человеку крайне важно знать, что он живет на родине, у себя дома, рядом с близкими и понятными ему людьми, что его окружают «свои», что он принадлежит определенному клану, группе, коллективу, классу.

Невозможность удовлетворить потребность в любви и принадлежности, как правило, приводит к дезадаптации, а порой и к более серьезной патологии. В современном обществе сложилось неестественное отношение к любви и нежности, почти всегда их проявление почему-то наталкивается на то или иное табу или ограничение. Кому и зачем это нужно – не совсем понятно.

Было бы серьезной ошибкой выводить любовь из сексуального влечения, этой сугубо физиологической потребности. Любовь связана с потребностью быть абсолютно понимаемым и принимаемым.

Не меньшим заблуждением явилось бы и замещение любви известным процессом, называемым «устройством личной жизни». Обычно это формальный или неформальный контракт о совместном ведении хозяйства и материальном содержании.

Потребность в признании

Каждый человек (что бы он при этом ни говорил) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств.Каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя.

Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку нужно ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, чувство уверенности, независимости и свободы.

Во второй класс можно включить потребность в репутации или в престиже («уважение окружающих»), в завоевании статуса, внимания, признания, славы.

Удовлетворение потребности в оценке и уважении порождает у индивидуума чувства уверенности в себе, собственной значимости, силы, адекватности, ощущение, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает чувства униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы.

Познавательная потребность

Одна из сквозных, основополагающих потребностей человека –потребность в движении. Познание является формой «информационного движения».

Отличительной характеристикой этой потребности является ее ориентация не только на результат познания, но и на сам процесс. В познавательном стремлении человека направленность на процесс познания и его результат как бы слиты. Положительные эмоции при познавательной деятельности возникают в большинстве случаев уже в самом процессе ее осуществления.

Познавательная деятельность в том случае, если она вызвана именно познавательной потребностью, может быть не связана с конкретно-практическими целями человека (возможностью награды, социального успеха и т. д.), и в этом смысле она «бескорыстна».

Из направленности субъекта познавательной потребности не только на результат, но и на процесс познания вытекает и факт принципиальной ненасыщаемости познавательной потребности, неоднократно отмечаемый в литературе. Познавательная деятельность только усиливает познавательную потребность.

Если в динамике ряда других потребностей положительные эмоции связаны главным образом с моментом достижения цели деятельности, то познавательная потребность сопровождается своеобразным эмоциональным подъемом уже в самом процессе познавательной деятельности, т. е. сам процесс познания несет частичное удовлетворение.

Имеются экспериментальные данные о связи познавательной деятельности и центров положительных эмоций. Иначе говоря, сам процесс познания физиологически обеспечивает индивиду положительные эмоции. По всей вероятности, наличие связи между этими центрами в мозге служит своего рода биологической предпосылкой направленности познавательной потребности на процесс познания.

Психологические исследования «реакции на новизну», проблем интереса и склонностей позволяют выделить по крайней мере три этапа в развитии познавательной потребности. Так как каждый последующий представляет собой усложнение и обогащение предыдущего, то их можно представить и как уровни познавательной потребности.

На первом этапе, или уровне познавательной потребности главную роль играет так называемая потребность во впечатлениях, которая выражается в стремлении индивида к новым стимулам и в его реакции на новые впечатления, поступающие извне. Потребность во впечатлениях, вероятно, представляет собой наиболее ранний, элементарный уровень познавательной потребности. Познавательная активность на этом уровне еще мало дифференцирована. Строго говоря, на начальном уровне познавательной потребности еще нет стремления к получению нового знания — это потребность именно в новых стимулах. Наиболее ярко уровень потребности во впечатлениях выражен у младенцев и детей раннего дошкольного возраста.

Следующий уровень — любознательность. Здесь наблюдается уже личностный отбор той информации, которая поступает к человеку и которую он сам способен получить. Познавательная активность на этом уровне гораздо более целенаправленна, возникают и укрепляются интересы, разнообразные формы личностного отношения к знанию. Только на этом уровне появляется собственно потребность в знании.

Особенно ярко выражена любознательность у подростков, однако не будет преувеличением сказать, что весь школьный возраст является, по сути, возрастом любознательности. В эту пору любознательность формируется, переживает «расцвет» и сменяется следующим этапом познавательной потребности.

Третий уровень развития познавательной потребности — это уровень целенаправленной познавательной деятельности. Сама потребность уже не стихийна, а отражает жизненные ценности личности, закрепленные ею в соответствующих «ролях» и подвергшиеся рефлексии.

Есть определенные основания считать, что предыдущие уровни познавательной потребности не утрачиваются полностью, а как бы снимаются последующим, включаясь в него в качестве одного из компонентов.. Эксперименты по так называемой сенсорной депривации свидетельствуют о наличии потребности во впечатлениях и у взрослых людей, причем настолько выраженной, что лишение соответствующей стимуляции приводит к психическим нарушениям.

Хорошо известно, что исходная, или реактивная впечатлительность — будем называть этим термином отзывчивость человека на новые стимулы, - с возрастом заметно снижается, однако неизвестно, как это снижение соотносится с развитием познавательной потребности.

Эстетические потребности

Окружающий нас мир исключительно гармоничен и красив. Красота – норма нашего мира. Неудивительно, что в человеке существует изначальная настроенность на красоту и гармонию.

Между тем теория и практика человеческого поведения, как ни странно, часто игнорирует тот факт, что у людей есть инстинктивная потребность в красоте. У очень многих индивидов данная потребность настолько глубока, что столкновение с уродливым делает их поистине больными. Эксперименты того же А.Маслоу показали, что эффекты от встречи с уродливым могут быть отупляющими, сводящими на нет активность. В «строгом биологическом смысле», Подобно тому, как говорят о необходимости кальция в диете, так человек нуждается и в красоте: она помогает ему быть здоровее.

Эстетические потребности тесно связаны с образом своего Я. Те, кому красота не помогает стать здоровее, отличаются низким уровнем самооценки, отражающимся в этом образе. Так человек в испачканной одежде чувствует себя неловко в шикарном ресторане: он ощущает, что как бы "не заслужил такой чести".

Потребность в красоте почти обязательна у здоровых детей.

Из сказанного следует, что «создание красоты», «создание гармонии» - это один из наиболее достойных и осмысленных видов деятельности вообще. Скажем больше: и созерцание гармонии –исключительно богоугодное занятие, никак не менее подобающее человеку, чем, например, вытачивание изделия на станке, работа в поле на тракторе или управление портфелем ценных бумаг.

Потребность в самоактуализации

Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности человека удовлетворены, мы вправе ожидать, что вскоре он вновь почувствует неудовлетворенность - оттого, что занимается совсем не тем, к чему предрасположен. Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт — сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой.

Человек обязан быть тем, кем он может быть.

Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации или стремлением к идиосинкразии, идентичности. Очевидно, что у разных людей данная потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. На этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно.

Как правило, человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности нижележащих уровней.

С потребностью в самоактуализации тесно переплетена тема доминанты, превалирующей потребности всей жизни человека.

Сама постановка такого вопроса может показаться какой-то вычурной и неестественной в нашем вполне рациональном повествовании, отдающей теософией и уходом в иррациональность. Но так это выглядит лишь на первый взгляд. Наше рассмотрение базисных потребностей еще не закончилось. Мы подошли, можно сказать, к самым экзистенциальным из них. Как пишут словари, это «специфические человеческие потребности, вырастающие из попыток раскрыть смысл существования, избежав при этом помрачения рассудка».

2 часть статьи, 3 часть статьи

Telegram-канал "Приди в себя!"