Англичанин Стив Хиетт был одним из легендарных фотографов 1970-х/80-х годов. И прежде всего — фэшн-фотографом. Но, в отличие от фотозвёд
Хельмута Ньютона, Криса ван Вангенхайма и Ги Бурдена Хиетт никогда не был запредельно откровенен в своих фото: он был сдержаннее, интравертнее. Впрочем, в его работах все же был тот же отчаянный, угрюмый семидесятнический заряд; иногда они напоминают стоп-кадры из тогдашних криминальных кинодрам. Кто-то из критиков заметил, что его моделями могли быть героини Альфреда Хичкока; пожалуй, это правда, ну, разве что с поправкой на десятилетие. Сам же Хиетт говорил о своем творчестве, что ему «интересно фотографировать странных красивых девушек в странных красивых местах и при странном красивом свете». И ему это удавалось.
Стив Хиетт родился в 1940-м; в 22 года он поступил в школу графического дизайна Королевского колледжа искусств. «Мне всегда нравилось заниматься графикой, я до сих пор занимаюсь графическим дизайном. Меня всегда восхищали шрифты», — рассказывал он позднее. Впрочем, в 26 он, бескомпромиссный, как герой Микеланджело Антониони в Blow-Up внезапно обнаружил в себе ещё одну страсть: музыку, и немедленно присоединился к группе The Pyramids в качестве гитариста. Кстати, в ней вместе со Стивом начинал Ян Мэтьюз, один из участников Fairport Convention и основатель Matthews Southern Comfort.
Время было бурное, звезды еще не успели стать звездами, все варились примерно в одном котле - начинающие и великие, те, кому суждено было кануть в безвестность и те, кто взлетит к звездам. Так Хиетт познакомился с великим гитаристом Джими Хендриксом. Говорят, что именно в этом году Стива во время концерта ударило током, и он всерьёз задумался о том, чтобы бросить сцену — так это или нет, мы не знаем. Но знаем, что чуть позже, в 1970-м, на фестивале, проходившем на острове Уайт, Стив присутствовал, как зритель, и у него был с собой фотоаппарат. Там он снимал прежде всего Джими Хендрикса. Серию удачных фото опубликовал журнал Rolling Stone, и в этот момент Хиетт-музыкант уступил дорогу Хиетту-фотографу.
Два года спустя наш герой, не успевший ещё стать музыкальным репортёром, переквалифицировался в модного фотографа. «Редактора звонили мне дни напролёт, и в какой-то момент я сдался», - вспоминал он, едва ли не извиняясь. Хиетт дебютировал в британском глянце Nova, а в 1972-м переехал в Париж, и его работы стали регулярно публиковаться в Marie Claire, Vogue и Elle. Впрочем, на съёмки Хиетт предпочитал ездить в Майами; во время этих поездок он разработал свой фирменный стиль, благодаря которому и прославился: он снимал со вспышкой при дневном свете на открытом воздухе, цвета на его фотографиях были максимально насыщенными, а взгляд его создавал волшебство из обыденности. «Собственно говоря, я ищу в кадре воплощение того, что уже существует в моей голове», — признавался Хиетт.
Помимо модных фотосетов Стив снимал и то, что называют «фотоискусством» — время от время в арт-издательствах выходили его фотоальбомы с удивительной красоты работами, а выставки собирали публику в Милане, Шанхае, Париже и Лондоне. Впрочем, музыка не отпускала его — с ним всегда была гитара. Хиетт записывал гитару для саундтрека к рекламе на французском телевидении — просто, чтобы играть. А в 1983-м он сделал серию фотографий, связанных с летом, пляжем, берегом моря; они должны были быть показаны на специальной выставке в Токио. Серия называлась Down on the Road by the Beach.
Выставкой Хиетт не ограничился: в Токио у него родилась идея о записи музыкального альбома, сопровождающего фотосерию. Так он оказался в студии вместе с именитыми японскими музыкантами, участниками групп Moonriders и Sadistic Mika Band. Впрочем, устав от их сверхпрофессионализма, Стив позвонил в Нью-Йорк старинному другу, сессионному гитаристу Эллиотту Рэндаллу (мир знает его прежде всего по потрясающему соло в песне Reelin' in the Years группы Steely Dan) — так складывалась атмосфера создания сольного альбома Стива Хитта, ставшего культовым среди меломанов и коллекционеров.
Альбом вышел в только в Японии. На нем почти не было песен, а в тех, что были, вокал играл подчиненную роль. Мягкий, обволакивающий гитарный звук погружал в расслабленную атмосферу лета и ускользающего счастья; эмбиент в нем мешался с серфом и отчасти с ранней психоделией 1970-х. К виниловой пластинке прилагалась книжка-альбом с фотографиями с той самой выставки.
…Хиетт продолжал снимать, публиковаться, выставляться; он продолжал жить в Париже, где периодически записывал новую музыку. В 1990-х, впрочем, он почти бросил фотографию и переехал в Нью-Йорк, где занялся графическим дизайном и типографикой. Однако уйти от судьбы невозможно: там он встретил знаменитую Карлу Соццани, редактора Vogue Italia, которая предложила ему вернуться в Париж и работать на её журнал. «Я тогда понял, что начался совершенно новый мир модных журналов. И моя карьера модного фотографа, казажется, началась заново. Мой стиль, конечно, менялся вместе с освоением новых цифровых технологий, но… я думаю, он остаётся почти что тем же».
Его последний фотоальбом вышел в 2015-м; последняя выставка, на которой были представлены только полароидные снимки, состоялась в 2017-м. А два года спустя Стива Хиетт умер; ему было 78 лет.
Но его музыка и его фото остались. Альбом 1983 года Down on the Road by the Beach был предметом вожделений виниловых коллекционеров до тех пор, пока австралийский лейбл Efficient Space испортил жизнь продавцам редких японских пластинок, перевыпустив его во всех возможных форматах. Но австралийцы пошли ещё дальше: они нашли записи, которые Хиетт делал в конце 1980-х — начале 1990-х по субботам в домашней студии своего парижского друга арт-директора Саймона Кентиша, и выпустили их как альбом под названием Girls In The Grass. Это хорошая музыка, но ей все же недостает той радостной расслабленности, смешанной с непередаваемым отчаянием, которая была в музыке фотографа Стива Хитта летом странного, нервного, счастливого 1983-го.
«Помните книги-руководства типа «Как сделать идеальную фотографию?», — говорит сегодня Саймон Кентиш. «Там всегда было написано что-то вроде: «Никогда не ставь девушку перед телеграфным столбом, никогда не позволяй ей смотреть на солнце». И что же делал Стив? Он ставил девушку перед телеграфным столбом или заставлял её смотреть на солнце. Он делал всё, что нельзя было делать. Как-то он сказал мне: «Знаешь, если я всё буду делать правильно, как положено, буду выглядеть как все. А если я буду делать неправильно и контролировать то, что делаю, могу стать кем-то».
Ну вот, он им и стал».
В Школе дизайна НИУ ВШЭ студенты направления «Фотография» получают уникальные знания в области взаимодействия фотографии с дизайном, видеоартом, инсталляцией. Впрочем, здесь есть и направление «Саунд-арт и саунд-дизайн», где успешно учат всему, что связано с музыкой и её записью.