Найти тему

Свет в конце тоннеля

Прочитала «Тоннель» Яны Вагнер. Как говорится, все побежали – и я побежала. У романа хорошее продвижение, его активно ждали, про него все пишут и говорят. Права на экранизацию уже проданы, что не удивительно после «Эпидемии», похваленной самим Стивеном Кингом, да и антураж «Тоннеля» прекрасно располагает к сериальному воплощению.

Роман-катастрофа – не самый популярный жанр в литературе (в отличии от кино). «Тоннель» еще называют триллером и герметичным романом. Сюжет известен из аннотации и не является спойлером: автомобильный тоннель внезапно закрывается с обоих сторон бетонными перекрытиями и около пятисот человек со своими автомобилями и тараканами в голове остаются запертыми в условиях жары, нехватки воздуха, отсутствия воды и еды, а главное в полной неопределенности. Внимательные читатели отмечают, что хронометраж событий укладывается в 28 часов, хотя мне субъективно показалось, что ближе к двум суткам.

Все отмечают любопытный приём автора – большая часть персонажей не имеет имен и обозначаются по маркам автомобилей – Кабриолет, Патриот, мамочка-Пежо, женщина-Мерседес или по профессиям – таксист, газелист, капитан, старлей, стоматолог. В интервью Яна Вагнер рассказала, что подрезала приём у Кортасара. Тем интереснее момент, на который обратил внимание кто-то из читателей: условно главные герои имеющие имена – Митя и Саша, к концу книги становятся инженером из Тойоты и женой инженера. Интересно – почему?

«Тоннель» тот случай, когда можно и, наверное, даже нужно закрыть глаза на реалистичность происходящего. Нет смысла задаваться вопросами – а есть ли у таких тоннелей гермодвери, так или не так на самом деле работает система вентиляции и энергоснабжения в подобных сооружениях, какова вероятность нахождения в тоннеле газели с питьевой водой или загадочного чиновника высшего уровня, знающего о тоннелях то, чего не знают рядовые люди. Всё это – технические моменты, обеспечивающее главное. А главное в книге – люди в сложной ситуации: поведение, взаимоотношения, манипуляции, формирование группировок, превращение в толпу.

И вот тут я испытываю противоречивые чувства. Персонажи то ужимались до типажей чуть ли не карикатурных, то вдруг выходили за рамки стереотипов и становились очень живыми и настоящими. Меня всё время кидало от «верю» к «не верю» и обратно. И, конечно, шло бесконечное примеривание ситуации на себя.

Сколько времени надо, чтобы поделиться на своих и чужих по религиозному, национальному или социальном признаку? Неужели и я бы на это повелась, вся такая умная и адекватная?

Как быстро частное станет общим в такой ситуации? А я готова была бы отдать свои лекарства, воду, еду в общий котел?

Кто должен иметь приоритет в спасении при ограниченности ресурсов? И как бы я повела себя, естественно не попав в этот список?

Как бы то ни было, читать «Тоннель» интересно. Яна Вагнер умело нагнетает обстановку. Отрицание, гнев, торг, депрессия – всё присутствует в нужных количествах. Провокации одних уравновешиваются подвигами других. Люди остаются людьми со всеми достоинствами и недостатками, а старый домашний кот вспоминает об инстинктах и учится есть дохлых птиц вместо сухого корма, чтобы выжить.

У меня остались вопросы к книге. Кем был тот странный арестант? Случаен ли образ бункерного деда? Неужели надо обязательно быть юной и длинноногой нимфой, чтобы выходить без потерь из сложных ситуаций? Почему грузовики с арбузами, свет и цивилизация бывают только в других тоннелях?

Но всё это, в сущности, не важно…