Тормозная система является ключевым элементом безопасности вашего автомобиля. От ее исправности напрямую зависит, насколько уверенно и безопасно вы себя чувствуете за рулем. А ведь именно тормозные диски играют важнейшую роль в этой системе.
Со временем диски подвергаются неизбежному износу. Но как определить, когда пришла пора их заменить? Некоторые признаки могут быть скрытыми и неочевидными для многих автолюбителей поэтому важно знать, на что обращать внимание.
Вибрации при торможении
Одним из первых сигналов о неисправности тормозных дисков становится вибрация, ощущаемая на руле или педали тормоза во время замедления. Причиной тому – искривление или деформация дисков, возникающая из-за:
- Перегрева с последующим резким охлаждением (например, при наезде на лужу).
- Серьезных ударных нагрузок.
- Длительной эксплуатации в условиях запыленности, грязи или бездорожья.
В результате на дисках образуется характерная "восьмерка" – осевое биение. Иногда его можно устранить проточкой дисков (рекомендуется выполнять на станции техобслуживания), но чаще всего приходится полностью менять диски на новые.
Стук и вибрации при торможении
Другой возможный симптом износа – стук при торможении, сопровождаемый ощутимыми колебаниями передней части автомобиля. Такое случается, когда степень деформации дисков становится критической.
Если вы заметили подобные признаки, лучше срочно обратиться в автосервис. Дальнейшая эксплуатация в таком состоянии может привести к полному отказу тормозной системы.
Проверьте толщину диска
Толщина тормозного диска – главный параметр, определяющий степень его износа. Для каждого производителя и модели существуют свои нормативные значения допустимого минимума.
В среднем диски требуют замены, если их толщина уменьшилась более чем на 2-3 мм относительно первоначальной. На некоторых изделиях выполняются специальные проточки-ориентиры, указывающие на предельный износ. Пока они видны – диск можно эксплуатировать, исчезли – необходимо заменить диск.
Чтобы измерить толщину, достаточно воспользоваться простым штангенциркулем или даже линейкой. Замеры лучше производить в нескольких точках по кругу диска для выявления неравномерного износа.
Не игнорируйте следы коррозии
Коррозия также может стать причиной деформации и выхода дисков из строя. Чугун, из которого они изготовлены, подвержен окислению, особенно в условиях повышенной влажности.
Если после дождя вы замечаете следы ржавчины на поверхности дисков, не стоит пренебрегать этим сигналом. При длительном простое автомобиля без движения коррозия разрастается, разъедая материал и деформируя геометрию деталей.
Следы перегрева – повод насторожиться
Высокие температуры также крайне негативно сказываются на состоянии тормозных дисков. Перегрев может привести к:
- Размягчению и "размазыванию" фрикционного материала колодок по поверхности
- Потере первоначальных свойств самого материала диска
- Образованию сквозных радиальных трещин (особенно на перфорированных дисках)
Обычно перегретый диск меняет цвет, приобретая характерный синеватый оттенок. Если вы заметили следы сильного нагрева, лучше заменить детали – слишком велик риск их внезапного разрушения.
Механические повреждения требуют замены диска
Угроза преждевременного износа подстерегает и при механических воздействиях на тормозные диски. Особенно уязвимы к ним углеродо-керамические диски, устанавливаемые на спортивные и эксклюзивные модели авто.
Удары об неровности дорожного покрытия, наезды на крупные камни, попадание гравия и абразивных материалов под колеса – все это чревато сколами, трещинами и разрушением дорогостоящих компонентов.
При каком пробеге необходима замена?
Однозначного ответа на этот вопрос не существует. В среднем ресурс тормозных дисков составляет порядка 100 000 км пробега. Но это весьма приблизительная цифра.
У некоторых водителей первые симптомы износа проявляются уже на отметке 70 000 км, а у кого-то диски служат и за 200 000 км. Все зависит от манеры езды, нагруженности автомобиля, стиля вождения, климатических условий и ряда других факторов.
Поэтому более правильным ориентиром для замены дисков будет не пробег, а визуальная оценка их состояния и соответствие регламентным нормативам. При первых же признаках предельного износа лучше не затягивать с посещением станции техобслуживания.
Кстати, многие перекупщики нередко пытаются скрутить реальные пробеги, вводя в заблуждение покупателей. Дополнительно можно их проверить по несоответствию износа тормозных дисков заявленному пробегу.
Если у автомобиля с пробегом 70 000 км толщина дисков составляет всего 20 мм (при изначальных 25-26 мм), то, скорее всего, реальный пробег машины - около 200 000 км. Осматривая подержанное авто, обязательно обращайте внимание на степень износа дисков.
Можно ли ездить с одним новым диском?
Ситуации, когда требуется замена только одного диска, встречаются крайне редко. Чаще всего износ затрагивает обе детали на одной оси. Поэтому рекомендуется менять тормозные диски исключительно парами – иначе неизбежно возникнет дисбаланс в тормозной системе.
Разные толщина тормозных дисков на колёсах одной оси приводят к:
- Снижению эффективности торможения и увеличению тормозного пути.
- Вибрациям и биениям на руле при замедлении.
- Повышенному износу "свежего" диска из-за перераспределения нагрузки.
- Ухудшению устойчивости и управляемости автомобиля.
Рекомендуется одновременно заменять и тормозные колодки, чтобы обеспечить оптимальное притирание пар трения.
Факторы, влияющие на долговечность тормозных дисков
Ресурс тормозных дисков зависит от множества факторов. Понимание того, как различные условия эксплуатации влияют на их износ, позволяет более рационально подойти к обслуживанию и своевременной замене деталей.
Стиль вождения
Частые интенсивные торможения с максимальными усилиями неизбежно приводят к ускоренному износу тормозных механизмов. Равно как и слишком "вялая" езда без резких замедлений, когда колодки постоянно находятся в легком контакте с дисками. Оптимален размеренный, плавный стиль с минимумом резких замедлений.
Условия эксплуатации
Езда по заснеженным, грязным, песчаным дорогам значительно сокращает ресурс дисков из-за попадания абразивных частиц в область трения. Негативно влияют и частые наезды на глубокие лужи, когда горячие диски резко охлаждаются.
Качество компонентов
Применение некачественных аналогов, как правило, приводит к преждевременному выходу систем из строя.
Своевременное ТО
Не менее важен и регулярный контроль состояния всех элементов тормозной системы на специализированной станции. Истёртые направляющие, повреждённые пыльники или неравномерное рабочее усилие суппортов становятся причинами ускоренного износа дисков. Поэтому профилактический осмотр – обязательная процедура.
Заключение
Пренебрежение очевидными признаками критического износа тормозных дисков может закончиться непредсказуемо. Поэтому при первых же симптомах сильного износа или деформации дисков – вибрациях, стуках, посторонних звуках – не затягивайте с посещением профильной СТО. Доверьте диагностику и замену столь ответственных узлов опытным профессионалам.
Помните: безопасность на дороге не терпит компромиссов и половинчатых решений. И стоимость новых тормозных дисков – сущий пустяк по сравнению с возможными издержками при ДТП из-за отказа тормозов. Берегите себя и своих близких!
Больше материалов по уходу и обслуживанию тормозной системы автомобиля, читайте в подборке:
Друзья, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные советы для автолюбителей!