В 1988 году при железнодорожной станции "Владивосток" было построено здание - дом связи, в котором расположился пост ЭЦ Владивостокской дистанции сигнализации и связи, а в последствии расположился информационный вычислительный центр и ряд других структурных подразделений Дальневосточной железной дороги, а также линейный отдел внутренних дел на транспорте.
Само здание являет собой типичное позднесоветское административно-производственное здание без излишеств, а вот встроенное в него защитное сооружение гражданской обороны несколько поинтереснее.
Имеет оно ряд особенностей и странностей. Стоит начать с того, что снаружи сооружение читается не сильно явно, хотя определенные признаки и есть, его многие запросто могут спутать с подвалом. Вентиляционных оголовков как таковых нет, скорее вентиляционные отверстия, выведенные прямо в подпорную стену. Имеет оно два входа, один из которых портальный по центру сооружения. Второй же располагается в середине подпорной стены здания, и для того, чтобы попасть через него в сооружение, сначала необходимо подняться по наружной лестнице к внешнему пустому проему, а уже потом спускаться по наклонному спуску с лестницей вниз к входной группе.
Следующей особенностью является то, что входной тамбур оснащен только одной гермодверью - внутренней, при этом на внешнем проеме даже нет следов ее монтажа/демонтажа. Из этого же тамбура осуществляется вход в обособленное помещение с уровнем пола ниже уровня полов всего сооружения с постаментом под некое оборудование, и это помещение защищено герметической дверью. Еще одной особенностью сооружение является то, что все 6 герметических дверей в нем модели МД-3 (с 1964 года получившие обозначения ДУ-IV-1). Это устаревшая и откровенная модель двери, которую можно встретить в стары ЗС ГО, в которых они были сохранены про модернизации, либо там, где модернизация не проходила вообще. Изредка их также можно встретить в более свежих сооружениях, где они установлены (видимо из старых запасов) на тамбурах помещений дизель-генераторной установки, но устанавливать их в сооружении 1988 года - весьма странное решение. Второй вход оснащен сразу четырьмя такими дверями. Две из них образуют классический тамбур, после которого человек попадает в еще один тамбур, фактически являющимся часть коридора, идущего из края в край через весь объект, эта часть коридора отгермляется с двух сторон от правой и левой частей убежища. Таким образом получается своеобразный Т-образный тамбур. Для понимания см. схему объекта (помещения № 11, 12).
Еще одно необычное решение - установка в сооружении целых двух дизель-генераторных установок, на данный момент это современные установки. К большому сожалению фотографий дизельной у меня нет в силу определенных обстоятельств.
Само сооружение имеет площадь 293 кв.м., два входа, две вентиляционных установки. Одна расположена ближе к торцевому входу с наклонным спуском (оснащена двумя электровентиляторами - приточным и вытяжным, фильтрующие элементы демонтированы), другая в противоположном конце сооружения (оснащена одним электровентилятором приточным).
В объекте один зал для укрываемых со стоящими в нем двухярусными нарами и лавками, медицинский пункт, два санитарных узла (один на один унитаз и один умывальник, второй на два унитаза и один умывальник), несколько складских помещений разного назначения и помещение дежурного по станции. Почти все помещения либо пусты, либо закрыты. Рассчитан объект на укрывание ориентировочно 150 человек.
Вот такое странное убежище мне однажды довелось посетить, до новых встреч!