Довольно меланхоличное повествование, тем не менее под завязку наполненное страстями и эмоциями. Весь фильм продираешься через ватное облако, а в конце получаешь удар по лбу. Что это? Зачем? Почему?
Однозначного ответа нет. Думаю, каждый увидит в таком решении режиссера что-то своё.
Интересно и странно тут всё, даже выбор названия. В международном прокате «Nina», по имени главной героини. Но вообще фильм называется «Джонджоли».
Так в Грузии называют цветочные бутоны кустарника клекачки колхидской. Но не просто бутоны, а бутоны в виде блюда - маринованные или квашенные. Такая пикантная закуска, которую можно использовать как самостоятельно, так и в качестве дополнения к другим блюдам. Джонджоли – не повседневная еда. Скорее лакомство.
Что хотела сказать Оксана Бычкова (которую вы наверняка знаете по фильму «Питер FM»), выбрав это название для фильма? Нину используют в качестве дополнения её мужчины? Нина – деликатес, доступный не каждому? Переработанная, законсервированная, а не настоящая жизненная жизнь?
🎬Нина (2022)
Джонджоли
Нине (Юлия Пересильд) сорок. И на первый взгляд она счастлива. Дом – полная чаша, успешный и заботливый муж Боря (Кирилл Кяро), любимый сын Ваня. Нина занимается в частном порядке с детьми – что-то вроде развивашек и подготовки к школе (речь, мелкая моторика и т.д), и работу свою тоже ценит.
Неожиданно ей звонит бывший. Руслан (Евгений Цыганов) якобы смертельно болен. Якобы – потому что Нина не уверена, что это не вранье, как мне показалось. Немного помявшись-посомневавшись, она принимает решение лететь к Руслану в Тбилиси. Чтобы что?
Они не виделись двадцать лет, но когда-то были влюблены и очень счастливы. Потом что-то произошло (видимо, жизнь), нам не говорят, что именно, и теперь Нина «в шоколаде» в Москве, а Руслан пропивает последние крохи здоровья в Грузии, где им некогда было так хорошо вдвоем. Короче, Руслан – это такой уже ставший клишированным образ Цыганова в кино. Обаятельный мерзавец и циник, любимец и любитель женщин, демонстративно закуривающий на смертном одре.
Самое оригинальное, что муж вообще не был против. Он снисходительно позволяет лететь, а потом все время намекает в разговорах по телефону, а не поддалась ли она чувствам и не изменила ли ему?
Нина планировала задержаться в Тбилиси на несколько дней. Так, закрыть гештальты и обратно. То есть её мотив – не переспать с бывшим, а наконец расставить точки над i. Возможно, посмотреть на Руслана с позиции прожитых лет (ну вот это, знаете, когда иной раз встречая одноклассника/одногруппника, с кем состоял в отношениях дцать лет назад, дивишься, как это тебя тогда угораздило). Плюс, как оказывается, Руслан действительно болен, то и дело хватается за сердце, но его пренебрежительное отношение к жизни – раздражает ужасно. Ах, да, я умираю, но не будем говорить об этом, давай лучше выпьем. Он давит на жалость, пытаясь вызвать сочувствие (и это получается – Нина все бросила и примчалась), при этом никаких положительных эмоций у зрителя не вызывая.
Он просто хочет Нину. И её отказ провоцирует оскорбления, уязвленное мужское самолюбие - ярость. Бесит благополучная московская жизнь Нины, бесит, что от него самого ушла жена Маша, бесит всё.
Нина наконец прозрела? Руслан показал свое лицо. Гештальт закрыт? Она зачем-то оправдывается перед мужем, говоря, «я ничего не сделала», муж ожидаемо злится и не верит - и что, мол, тебе теперь поаплодировать за это надо? Устояла – значит, герой?
Нина хрупкая и сильная одновременно. Прошлое с Русланом в условной точке словно догоняет настоящее с Борисом. И чего ждать от будущего – непонятно. Грузия затягивает её, и возвращаться в Москву не очень-то уже и хочется. Знакомые места, узкие улочки, милые деревянные балконы, белье на веревках во дворе. Атмосфера Тбилиси не отпускает. Воспоминания о юном счастье не отпускают. И Нина делает еще один странный поступок – сближается с продавцом на рынке Лери (Андро Чичинадзе) и проводит с ним ночь. И снова те же вопросы. Что это? Зачем? Почему?
И в момент, когда ты ничего уже не ждешь, кроме этих метаний женщины, фильм переворачивает все вверх тормашками. Как малыши, которые научились ползать и открывать нижние ящики комода. Ты заходишь в еще недавно идеально убранную комнату и натыкаешься на ворох вещей, в которых сложно вот так просто разобраться, навести порядок.
Мы не знаем, что чувствовала Нина. Мы не знаем, чего она хотела. Мы просто пассажиры, которые оказались рядом и теперь вынуждены гадать. Что это? Зачем? Почему?