Найти тему

Поэт-экзистенциалист. Отрывок из книги Глеба Шульпякова «Батюшков не болен»

Поэт Константин Батюшков — один из основоположников и важнейших авторов романтической традиции первой трети XIX века. Его жизнь совпала с эпохой великих перемен, а личная судьба была полна маленьких и больших трагедий. Ему посвящена новая книга Глеба Шульпякова «Батюшков не болен».

«Батюшков не болен» — художественное исследование судьбы и творчества Константина Батюшкова. В ней Глеб Шульпяков детально воссоздаёт обстоятельства личного, литературного и светского быта, в которых отражается жизнь поэта.

Глеб Шульпяков, автор книги «Батюшков не болен»
Глеб Шульпяков, автор книги «Батюшков не болен»

На страницах книги оживают друзья и близкие Батюшкова, любимые поэты и художники, а также литературные интриги и скандалы того времени. Здесь переплетаются судьбы Василия Жуковского, Николая Карамзина, Ивана Крылова, Николая Гнедича, «арзамасцев». Эта книга — слепок эпохи, клубок запутанных нитей, которые автор аккуратно распутывает и бережно сводит в одно русло.

Публикуем отрывок из книги:

«Батюшкову было два года, когда пала Бастилия и наступили великие 1790-е. На его отрочество пришлись “турбулентные” годы правления Павла с эскападами во внутренней и внешней политике. Батюшков перешёл в пансион Триполи в год цареубийства. Французская революция, на фоне которой жила вся Европа, принципиально изменила представление европейского человека об истории, обществе и его собственной социальной природе. Батюшков был современником триумфа и падения Наполеона, и даже участвовал в его разгроме. Он пережил декабрь 1825-го, и хорошо, что был не в уме, ведь в ссылку ушли многие из тех, кого он знал и любил с детства.

Как поэт и человек Батюшков состоялся в историческом промежутке между эпохой Французской революции и восстанием декабристов, поставившим эпохе кровавую точку в далёкой России; между закатом классицизма и зарёй романтиков с войной 1812 года в точке исторической кульминации. В каком-то смысле это было везением, поскольку обретать собственное, внутреннее время, а значит и собственный голос, в промежутке проще — когда история делает скачок, инерция традиции ослабевает и поэту нужно самому искать, на что опереться.

Жизнь Батюшкова — поиск такой опоры. В свете подобного поиска можно было бы назвать его поэтом-экзистенциалистом, недаром именно Паскаль со временем всё больше привлекает его читательское внимание. Правда, по мере нарастания болезни связи с внешним миром одна за другой обрываются; он всё чаще пасует, прячется в себя от времени и вопросов, которые оно ставит. Ещё в молодости приговор Истории он высокомерно произносит с позиции вечности, и в этом высокомерии — его слабость, ведь именно История заставит его радикально поменять представления о себе и мире. Точкой опоры для него станет собственный опыт, горький, но свой, и отвечать перед своей жизнью и Временем он будет тоже — сам».

Рекомендуем посмотреть:

Подробнее о книге