Наращивание производства подшипников оказалось нерешаемой задачей для России

7,3K прочитали
В советское время 34 завода ежегодно выпускали 1 млрд подшипников всех типов. Многие предприятия были оборудованы лучшими на тот момент зарубежными станками и технологиями.

В советское время 34 завода ежегодно выпускали 1 млрд подшипников всех типов. Многие предприятия были оборудованы лучшими на тот момент зарубежными станками и технологиями. В том числе термостатическими цехами, в которых датчики определяли, сколько пылинок в данный момент находится в помещении. Доходы госбюджета от экспорта подшипников составляли сотни миллионов долларов. Склады в Дубае, Малайзии, Испании были забиты ими под завязку.

С началом СВО национальная подшипниковая индустрия получила хороший шанс выйти из затяжного кризиса. Однако ожидаемого прорыва не случилось. В 2023 году российские заводы выпустили 37 млн подшипников, это на 20,8% больше, чем в 2022-м, но сравните с временами не столь давними – каких-то 30 лет назад речь шла совсем о других показателях.

А Китай в 2021 году выпустил 23,3 млрд подшипников, отгрузив за рубеж около 3 млрд комплектов. Львиная доля экспорта идет в Россию, невзирая на качество и требования контролирующих инстанций. Нашли китайцы лазейку для обхода и антидемпинговых пошлин: стали поставлять не готовую продукцию, а заготовки. 

Российские же металлурги сейчас не горят желанием выпускать в необходимых объемах сложные качественные сплавы для подшипниковых заводов. Программы господдержки по-настоящему не сработали, нарастает технологическая отсталость российских производителей подшипников, для которых нужны целевые программы. При этом качество российских подшипников хорошее, но очевидно, не хватает более масштабных и системных мер госсподдержки для того, чтобы цена была конкурентоспособной, и была возможность обновлять оборудование, и протекционистских заслонов от недобросовестного экспорта.

"Качество российских подшипников нас удовлетворяет, оно выше, чем у импортных аналогов, — говорит заместитель директора ассоциации "Росспецмаш" Вячеслав Пронин.— Но в соотношении цена—качество картина другая. Сегодня доля отечественных подшипников при производстве специализированной техники в среднем составляет 20%". При этом, с его слов, по ряду номенклатур российский производитель удовлетворяет спрос машиностроителей в полном объеме, а какие-то виды подшипников в РФ вообще не выпускаются.