Современный рисунок. «Красноармеец сопротивляется злу силою». Намёк на известное сочинение Ивана Ильина «О сопротивлении злу силою»
Петиция против глорификации русского фашиста Ивана Ильина в РГГУ уже собрала около 25 тысяч подписей.
Между тем появилась любопытная статья «тов. Елены, активистки РКСМ(б)-Москва», которая рассказывает о впечатлениях участницы этого протеста.
Тов. Елена пишет:
«О создании Высшей политической школы имени Ильина (ВПШ), которую вроде как должен был возглавить А.Г. Дугин, стало известно ещё летом прошлого года. Правда, тогда руководство вуза стыдливо отмалчивалось.
Обычно, когда создаётся какое-то новое структурное подразделение в университете, об этом гордо заявляется и на сайте, и на официальных страницах в соцсетях. А тут как бы тишина, о создании такой новой институции общественность узнала, когда какие-то неравнодушные граждане порылись в документах и приказах РГГУ. Тогда я пересылала знакомым студентам, которые близки мне по взглядам, эту новость и мы обсуждали, мол, вот, А.Б. Безбородов (ректор нашей альма-матер, д.и.н. и далее по списку) со своим сверхпатриотизмом не знает уже, как выслужиться. Затем шумиха по поводу этого сошла на нет, т.к. никаких комментариев от руководства ни по поводу ВПШ, ни по поводу того, кто это возглавит, не было.
Иван Ильин (1883—1954)
В апреле этого года снова заговорили о ВПШ и слухи, что данное подразделение возглавит Дугин, подтвердились. Опять начались те же обсуждения, что и летом. Наверное, так бы и недовольные тихо шушукались, говоря «ну, все всё понимают», если бы не возникшая петиция, которая меньше чем за неделю стала настолько обсуждаемой, что проходя мимо какой-то компании студентов в курилке можно услышать отголоски дискуссий и обсуждений. Причину такой популярности, помимо очевидного распространения данной инициативы от практически всех публичных оппозиционеров и околоппозиционеров разных направлений, я лично вижу в том, что студенты, которые раньше обсуждали такие вопросы только с товарищами, в которых были уверены, да и то вполголоса, внезапно поняли, что они не одни такие, кто против Ильина, Дугина в частности и против насаждаемого с каждого утюга квасного патриотизма в целом.
Мне уже кажется, что нет студента, который не знает про эту петицию. Если в начале её обсуждали и распространяли только, чего уж греха таить, учащиеся, симпатизировавшие левым взглядам, то сейчас волей или неволей многие оказались втянуты в это обсуждение. Если честно, лично я не знакома ни с одним ярым консервативным рггушником, который готов «бить морды левакам» или какие там ещё угрозы пишут в комментариях. Думаю, и такие, конечно, есть, но они в сильном меньшинстве. Основная же часть окружающих меня людей либо не знали ничего про Ильина и не понимали смысл «шумихи», либо тоже были против, как оказалось.
Кстати, тем, кто не знал до этого события ни кто такой Ильин, ни кто такой Дугин, да и вообще политикой не интересовался, я объясняла на пальцах, что это такое, почему данных персон совершенно заслуженно называют фашистами. Следующий вопрос обычно от студентов, которые вне политики, но, естественно, совершенно искренне против фашизма, это: «А почему руководство вуза поддерживает откровенных фашистов?».
На каком основании в России глорифицируют автора подобных профашистских цитат?
Тогда выходит полноценный разговор на тему и происходящего в университете, и в стране, и в мире. Если раньше к этим людям подойти и начать рассказывать про то, куда нынешняя система нас всех тащит, что происходящее вокруг – последствия противоречий развитого капитализма, то они отмахивались, мол, нас это не касается, политика нам не интересна…
Так что лично для меня эта кампания полезна не только тем, что активные студенты начали объединяться, но и тем, что «пассивное большинство» стало чуть-чуть больше заинтересовано в происходящем. На мой взгляд, надо потратить все силы на личные разговоры и агитацию именно среди этих людей.
Но ведь глорифицируют...
Говорить за всех преподавателей сложно, могу сказать только о своём субъективном опыте. В структурном подразделении, где я учусь, от четырёх человек из научно-преподавательского состава в личных разговорах слышала осуждение создания ВПШ имени Ильина и привлечения Дугина в РГГУ, от интеллигентного «ну, Дугин спорный учёный, а Ильин, конечно, спорный философ…» до более эмоционально окрашенных отрицательных оценок. Эти люди сочувствуют студентам, которые выступают против Ильина публично или относительно публично, не поддерживают административных мер против них, однако не готовы сами присоединиться к кампании.
Причины очевидны – во-первых, кажущаяся бесполезность таких действий (ну, сам верховный же Ильина любит, конечно, всё оставят как есть), во-вторых, с публично выступившего преподавателя и спрос будет строже.
К слову о репрессиях. Троих людей, которые развешивали листовки, уже вызывали «на ковёр» к ректору, где обвиняли их чуть ли не в работе на иностранные силы. Обошлось пока что только написанием объяснительных. Нисколько не оправдывая действий руководства РГГУ, хочется отметить очевидную вещь – не надо вешать агитацию на общеуниверситетский стенд прямо под камерами наблюдения, тем более ради красивой фотографии в соцсетях.
А это вполне актуальная ныне карикатура 102-летней давности из журнала «Красные огни» на высылку из Советской России «философских пароходов» с Иваном Ильиным и другими его близкими единомышленниками. 1922 год. «Заграницу выслана группа белогвардейской интеллигенции» (Из газет). – Ты иди, иди, коровушка, домой!..»
Что же делать нам, студентам? Распространяйте печатную агитацию в неприметных местах – поточных аудиториях, туалетах, а лучше всего – в ненавязчивом разговоре со знакомыми.
Необходимо готовиться к долгой борьбе, которая замедлится, как только шумиха пропадёт. Без громких слов и пафосных статусов в социальных сетях нужно ненавязчиво разговаривать со своими одногруппниками, однокурсниками, знакомыми с кружков, научными руководителями, другими преподавателями, выяснять их позиции, при необходимости объяснять, а затем, когда соберётся хоть какая-то группа, продумывать план действий.
Да, хочется прямо здесь и сейчас громко заявить, поклеить листовку, репостнуть петицию и ждать, когда много-много таких же репостов что-то изменят. Однако, на мой взгляд, главное сейчас найти (и даже в какой-то степени создать) своих единомышленников, на которых можно будет опереться не только в борьбе против Ильина, но и в других событиях, которые могут произойти не только в вузе, но и в стране.
В любом случае, нет фашизму в стенах РГГУ!»