Найти тему

Сокровищница Петергофа: Тайны и красота Большого императорского дворца

Оглавление

Величественный Большой дворец является жемчужиной и гордостью Петергофа. Этот грандиозный архитектурный ансамбль, возведенный по замыслу Петра Великого, не имеет равных среди объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Чтобы в полной мере ощутить масштабность и великолепие этого творения, непременно стоит посетить его лично.

Большой Петергофский дворец.
Большой Петергофский дворец.

Строительство величественных Нагорных палат в Петергофе было начато в 1715 году по замыслу Петра Великого. В течение последующих 11 лет возводилось двухэтажное здание, предназначенное для проведения праздничных балов, маскарадов и торжественных приемов.

Первым архитектором, работавшим над этим грандиозным проектом, был немец Иоганн Фридрих Браунштейн, курировавший стройку в 1715-1716 годах. Однако из-за допущенных ошибок и просадки грунта в фасаде образовались трещины. Браунштейна сменил главный зодчий Санкт-Петербурга Жан-Батист Леблон, укрепивший фундамент, построивший акведук для отвода грунтовых вод и расширивший оконные и дверные проемы. Завершающие работы в стиле петровского барокко были выполнены итальянцем Николо Микетти, спроектировавшим боковые галереи, парки и фонтанные зоны.

Изначальный вид Большого дворца в Петергофе.
Изначальный вид Большого дворца в Петергофе.

При правлении Елизаветы Петровны, дочери Петра I, дворец был перестроен под влиянием французского Версаля. Руководил масштабными работами итальянский архитектор Франческо Растрелли. Перед ним стояла непростая задача - сохранить отцовское наследие, но придать ему пышность и роскошь в духе просвещенной елизаветинской эпохи. Растрелли надстроил третий этаж, Гербовый и Церковный корпуса по бокам, оставив нетронутым Дубовый кабинет Петра I.

Гравюра Большого Петергофского дворца, перестроенного Растрелли.
Гравюра Большого Петергофского дворца, перестроенного Растрелли.

В XVIII веке Елизавета II вновь модернизировала дворец, придав ему более строгий классический облик. А в XIX веке по велению Николая I к восточному флигелю пристроили еще один этаж для великой княжны Ольги Николаевны.

Первая половина ХХ века стала для Петергофа непростым периодом. После 1914 года Романовы перестали посещать резиденцию. После Февральской революции планировалось собрать ценности из всех дворцов в Петергофе, но из-за наступления германских войск имущество было эвакуировано в Москву.

В 1921 году ценности вернули в Петродворец и расставили по своим местам. В 1922 году бывшие царские покои открылись как крупнейший музейный центр СССР.

В начале Великой Отечественной войны экспонаты пришлось эвакуировать вновь. За короткий срок сотрудникам музея удалось совершить грандиозную работу - рассортировать, упаковать и вывезти документацию, сервизы, люстры, мебель, полотна, ткани и даже дубовые панели из кабинета Петра I. Часть ценностей была спрятана в подвалах и закопана в Нижнем парке.

Сам дворец был подожжен и взорван, остались лишь внешние стены и часть перекрытий. Из более чем 31 тысячи экспонатов удалось спасти только 16 тысяч, остальное было уничтожено или разграблено.

Вид на разрушенный Большой дворец в Петергофе.
Вид на разрушенный Большой дворец в Петергофе.

После войны советское правительство приняло решение о восстановлении дворца. Первые отреставрированные интерьеры открылись в 1964 году, а полная реставрация завершилась лишь к 1985 году.

Главные помещения и залы Петергофского дворца

В Большом Петергофском дворце около 30 залов и других помещений. Рассмотрим основные.

Парадная лестница

Парадная лестница во дворце Петергофа.
Парадная лестница во дворце Петергофа.

Центральным элементом, открывающим путь в парадные залы Большого Петергофского дворца, является величественная лестница. Она соединяет торжественные вторые и третьи ярусы, в то время как нижний этаж выполнял вспомогательные функции. Благодаря обилию естественного света из восьми больших окон, посетители могут в деталях рассмотреть настенную живопись в технике темперы, искусную золоченую резьбу и кованые декоративные решетки. Скульптурные изображения молодых девушек, олицетворяющих осень, лето и весну, были воссозданы советскими мастерами. Единственная сохранившаяся в первозданном виде статуя символизирует зиму.

Эта величественная парадная лестница расположена в западном крыле дворца и открывает анфиладу представительских залов и покоев, выстроенных вдоль всего главного фасада здания.

Танцевальный зал

Танцевальный зал
Танцевальный зал

Одно из самых роскошных и экстравагантных помещений дворца - зал, известный также под названием Купеческий. Его площадь составляет около 270 квадратных метров, что делает его вторым по величине залом после Тронного. Ощущение простора и воздушности создается благодаря большому количеству настоящих и зеркальных псевдо-окон, заполняющих стены.

При оформлении этого танцевального зала, завершенного в 1752 году, архитектор Растрелли черпал вдохновение из Зеркальной галереи Версальского дворца. Паркет выложен сложным узором из клена, ореха и двухцветного дуба, формируя звездчатый рисунок. Стены покрыты обильным золоченым деревянным кружевом резных украшений в духе пышного барокко.

Голубая приёмная

Голубая приёмная
Голубая приёмная

В конце анфилады парадных залов находится небольшая комната вспомогательного назначения со стенами, отделанными голубым штофом. Первоначально здесь работали секретари, ведшие деловую переписку, документацию по хозяйственной деятельности дворца и учет его посетителей.

В наши дни интерьер этого кабинета воссоздан с использованием мебели XIX столетия, изделий Императорского фарфорового завода, а также картин известного мариниста Ивана Айвазовского. На его полотнах запечатлены виды самого Петергофа и Большого каскада со стороны Нижнего парка.

Чесменский зал

Чесменский зал
Чесменский зал

Данное помещение выполняет одновременно функции картинной галереи и мемориального салона. Екатерина II повелела увековечить здесь решающую победу российского флота над турецким в Эгейском море в 1770 году. Для этого художник Яков Филипп Хаккерт создал серию живописных полотен, запечатлевших сожжение вражеских кораблей.

Место для размещения этого батального цикла было определено заранее, еще до завершения работы над картинами. Аванзал, где ранее чиновники и иностранные послы ожидали церемонии приема, был преобразован в художественный зал.

Руководил переоборудованием интерьера архитектор Юрий Фельтен. Обстановка зала была серьезно изменена и выполнена в минималистичном стиле, чтобы ничто не отвлекало от созерцания произведений искусства.

Во время Великой Отечественной войны удалось спасти только сами полотна, остальная экспозиция сгорела. После реставрации в 1969 году этот зал стал одним из самых известных и узнаваемых помещений Большого Петергофского дворца.

Тронный зал

Тронный зал
Тронный зал

Центральным помещением дворца является обширный Тронный зал площадью 330 квадратных метров. Главным акцентом здесь выступает трон из позолоченного дуба, созданный в начале XVIII века. Именно в этом торжественном зале проходили наиболее значимые мероприятия и официальные приемы императорского двора.

В 1778 году зал был полностью перестроен в новом стиле, сохранив лишь исторический наборный паркетный пол. От прежнего "елизаветинского барокко" не осталось и следа. Стены получили сдержанную белую отделку и были декорированы объемной лепниной из дубовых и лавровых листьев.

Однако доминирующую роль в интерьере играет живопись. Здесь представлены полотна на сюжеты Чесменского сражения, портреты родственников Петра I, самого императора и Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. На центральной восточной стене висит огромный парадный портрет Екатерины II верхом в военной форме Преображенского полка. На этой картине запечатлен исторический момент государственного переворота, когда императрица въезжает в Петергоф для свержения своего супруга Петра III. Современники отмечали поразительное сходство этого портрета с оригиналом.

Аудиенц-зал

Аудиенц-зал
Аудиенц-зал

Аудиенц-зал относится к немногим помещениям, сохранившим свой первоначальный интерьер вплоть до 1941 года. Архитектор Растрелли использовал здесь характерные для него приемы визуального увеличения пространства - двухъярусные окна и зеркальные псевдо-окна на глухих стенах.

Этот зал служил местом для неформальных императорских приемов и торжественных обедов, во время которых столы расставлялись по всем парадным комнатам. Здесь также размещались кавалерственные дамы - придворные дамы, награжденные орденами, из-за чего зал иногда именовали Статс-дамским.

Белая столовая

Белая столовая
Белая столовая

В эпоху "елизаветинского барокко" этот зал отличался обильным декором из позолоченной лепнины и зеркал. Однако при Екатерине II от излишней пышности отказались в пользу более сдержанных тонов с преобладанием матового белого цвета. Белая столовая - единственное парадное помещение, полностью лишенное живописи, даже барельефы здесь выкрашены в тон стен.

Центральный экспонат современной экспозиции - знаменитый веджвудский сервиз, состоящий из 1500 предметов, изготовленный по заказу Екатерины II на протяжении 11 лет. Сервировка на столе рассчитана на 30 персон и включает 194 предмета. К столовой примыкают две вспомогательные комнаты - Буфетная и Подогревательная. Белая столовая замыкает анфиладу парадных покоев, за ней следуют уже приватные апартаменты с ограниченным доступом.

Главными украшениями столовой являются многоярусная люстра с аметистовыми подвесками в виде дубовых листьев и две высокие печи, отделанные поливными изразцами русского производства.

Китайские кабинеты

Китайские кабинеты
Китайские кабинеты

Самые необычные и экзотические интерьеры дворца представлены в двух симметричных комнатах, расположенных по сторонам от Картинного зала. Это старейшая часть петровской постройки, но из оригинального убранства сохранились лишь китайские лаковые ширмы. Именно они послужили основой для декора стен по велению Екатерины II - императрица распорядилась распилить их и использовать для отделки.

Аутентичных панно оказалось недостаточно, поэтому архитектор Валлен-Деламот принял решение дополнить их надставками-обрамлениями. Эти вставки были выполнены русскими мастерами в строгом соответствии с канонами лаковой миниатюры и технически ничем не уступали китайским прототипам.

Наборные паркеты в этих кабинетах являются одними из самых замысловатых во дворце и сами по себе произведениями искусства. Они выложены технникой "маркетри" - своеобразной мозаикой из шпона ценных пород дерева, врезанного в основной фон: платана, сандала, эбенового дерева, лимона, амаранта, ореха и палисандра.

Пятиугольные двери увенчаны солнечными дисками и обрамлены золотыми фигурками драконов. Печи облицованы разноцветной керамикой с изображениями людей в китайских одеждах и бытовыми сценами. Мебель XVIII века, созданная в Китае, инкрустирована перламутром и мрамором.

В Западном китайском кабинете экспонируется одно из главных собраний дворца - коллекция фарфора. В те времена в Европе он ценился настолько высоко, что даже осколки от разбитых изделий не выбрасывались, а оправлялись в золото и использовались в качестве украшений.

К сожалению, в годы войны эти кабинеты были практически полностью утрачены. Их воссоздание в 1970-х годах на основе тщательных научных изысканий под руководством Леонида Любимова стало колоссальным трудом мастеров-реставраторов.

Картинный зал

Картинный зал
Картинный зал

Это одно из старейших помещений дворца, частично сохранившее интерьер времен Петра Великого. Первоначально оно служило парадной комнатой. Из окон, выходящих на оба фасада, открываются виды на Морской канал, Нижний парк, Финский залив и бассейны Верхнего парка, которые можно наблюдать с единственных балконов дворца.

Современный облик зала сформировался в царствование Екатерины II. После смерти итальянского художника Пьетро Ротари императрица выкупила у его вдовы все оставшиеся полотна. Ротари работал в манере идеализированного портрета, создавая множество изображений кокетливых женских головок в стиле рококо. Именно этими картинами Екатерина II и украсила стены, создав беспрецедентную по тем временам монографическую картинную галерею.

В современной экспозиции в Картинном зале представлены фортепиано 1794 года и ломберные столики XVIII столетия - напоминание о том, что этот зал использовался для концертов и карточных вечеров в узком кругу придворных.

Куропаточная гостиная

Куропаточная гостиная
Куропаточная гостиная

Эта комната служила личным будуаром Екатерины II, где она принимала ближайшее окружение в утренние часы.

Название "Куропаточная" гостиная получила благодаря шелковым обоям серебристого оттенка с изображением колосьев и куропаток, которыми были драпированы стены. До переоборудования на месте нынешней гостиной находились две небольшие каморки, одна из которых, лишенная окон, в современной экспозиции занята диваном.

Ранее стены украшали портреты лучших выпускниц Смольного института благородных девиц, а сейчас здесь представлена копия портрета Екатерины Нелидовой и несколько полотен французского художника Жана-Батиста Греза середины XVIII столетия.

Вид с высоты на Большой дворец в Петергофе.
Вид с высоты на Большой дворец в Петергофе.

Большой дворец в Петергофе является уникальным архитектурно-художественным ансамблем, отражающим различные эпохи и стили в истории России.

Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!