Найти в Дзене
Легкое касание

“Короткие встречи” людей друг с другом. Немного о фильме Киры Муратовой.

Кира Муратова способна рассказать о глубоких, сложных вещах через простые, старые как мир истории. Кинокартина “Короткие встречи” именно такая - размышление о людях и случающейся с ними жизни, но без морализаторства и назидательного посыла. Более того, зритель по воле режиссера остается немного отстраненным наблюдателем, ведь реальность в кадре лишена яркой эмоциональной оценки. Мы не знаем кто прав, кто виноват, кто больше достоин любви и сопереживания, а кто осуждения. Видеоряд Муратовой словно вырванный кусок из жизни, и кажется, что она намеренно избегает обозначать свое отношение к происходящему, оставляя для тех, кто касается ее произведения, открытое пространство для размышления.

Смещения композиции кадра дает эффект подглядывания за происходящим между двумя.
Смещения композиции кадра дает эффект подглядывания за происходящим между двумя.

В центре истории две женщины и мужчина, но мы не увидим привычного драматизма и страстей любовного треугольника, Кира Муратова скорее предлагает смотреть за его грани или вовсе не обращать на них внимания. Истинное значение приобретает пересечение судеб людей и их интимные переживания. И не смотря на харизматичную фигуру геолога Максима, сыгранную Владимиром Высоцким, его роль будто второстепенна по отношению к двум женщинам - Нади и Валентины Ивановны. Мы знакомимся и узнаем этого героя опосредованно - через мысли и воспоминания о нем. В кадре Максим не совсем “реальный человек”, если так можно выразиться говоря о кино, а два образа, построенных в сознании женщин, с которыми у него возникли отношения. Поэтому и картинки из прошлого, и запомнившиеся фразы - это рассказы о них самих. Не случайно Валентина Ивановна сказала Максиму: “Ты каждый раз так быстро уезжаешь, что я не успеваю тебя узнать толком, потом я тебя всё придумываю, придумываю…”.

Во внимании к деталям раскрывается поэзия и значимость простой повседневности.
Во внимании к деталям раскрывается поэзия и значимость простой повседневности.

Но еще меньше заезжего геолога знает Надя, которая знакомится с ним в придорожном буфете, куда девушка случайно устроилась работать. Максим - идеальная кандидатура для объекта первой любви - обаятельный мужчина с гитарой, так не похожий на тех, кто обычно окружает Надежду. Его образ воплотил в себе для неё дух свободы, смелости, человеческого достоинства и творческой энергии. Стоит вспомнить по какой причине Надя стала работницей захолустного общепита - она шла с подругой в город из родного дома, но увидев по дороге объявление о поиске буфетчицы, решила не идти дальше. Для меня этот момент очень символичен. Девушка в том возрасте, когда пришло время покинуть родительский дом и перейти во взрослую жизнь. Город - это образ взрослого состояния героини, её зрелой личности. Она отправляется туда, но бессознательно не готова к этой новой жизни. И Надя останавливается на полпути в буфете, где, как выразился водитель грузовика, “счастливое место, неделю поработаешь - замуж берут”. Иными словами, буфет - перевалочный пункт для девушек, где выйдя из под опеки родителей, они через какое-то время попадают под крыло, заботу и ответственность мужчин. Такая же судьба, очевидно, ждала и Надю, но появление Максима изменило этот сценарий.

-4

Нельзя даже определенно сказать что было между девушкой и мужчиной, Муратова покажет лишь поцелуй в ночной тиши, похожий на мимолетную слабость Максима от тоски по мягкому женскому теплу. Но для Нади это событие обретает особенное значение, и когда геологи уезжают, она отправляется в город искать мужчину. Таким образом девушка оказывается в доме Валентины Ивановны. Это этап столкновения с реальностью, с её неидеальными сторонами, так отличными от иллюзий. У Максима оказывается есть своя жизнь и женщина, с которой его связывает нечто, что пока недоступно для понимания Нади. Строительство жилья и расселение людей в новые квартиры полностью лишено агитационного лоска. А яркий эпизод фильма - рассказ старика о своих погибших в войну детях, то, что хотелось бы видеть как чьи-то фантазии, наоборот есть ничто иное как правдивое свидетельство прошлого.

-5

Под крылом Валентины Ивановны, в её доме, Надя словно дорастает как личность перед первым её жизненным экзаменом. Максим присылает героине Муратовой магнитофон с сообщением-поздравлением, обещая вскоре приехать. Этот эпизод поставил перед выбором Надежду - уйти или остаться. Нам как отстраненным зрителям кажется таким очевидным правильное решение. Конечно, встреча Максима и Нади в доме Валентины Ивановны создало бы напряжение, возможно даже скандал и не привело бы к чему-то хорошему. Но в то же время не стоит забывать как может быть искусна в искажении реальности слепота влюбленных. Но Наде хватило силы духа, чтобы не уйти в мир иллюзий и понять как ей следует поступить. В день приезда Максима она накрывает стол и покидает дом Валентины Ивановны.

-6

На карте жизни людей всегда существуют такие события и точки, которые требуют от них внутренних усилий, и именно такие моменты, в зависимости от сделанного выбора, определяют последующий жизненный вектор. Можно пойти на поводу своих эгоистических желаний, повторяя вновь и вновь тот же сценарий, проживая знакомые чувства. Но всегда есть выход, другая дверь, открыть которую необходимо мужество. Надя предпочла второе и так начался её индивидуальный путь. Роль Максима в её судьбе сыграна полностью - благодаря ему она дошла в город-взрослость и, решив оставить мужчину и Валентину Ивановну, она выбрала не разрушать чужую жизнь, а творить свою.

-7

Этот фильм не только об этом, он о много много еще чем, в этом гений Муратовой. Её кино для меня всегда о человечности, о возможности посмотреть на мир, на людей так, чтобы научиться в них верить и любить.