Найти тему
Литрес

Как мужчины на Руси колдовством внушали любовь

Принято считать, что магией на Руси занимались исключительно женщины. Однако статистика судебных дел прошлых веков показывает, что мужчин за колдовство судили чаще. Профессор Мичиганского университета Валери Кивельсон в своей книге «Магия отчаяния. Моральная экономика колдовства в России XVII века» на основе сохранившихся свидетельств о судах провела крупномасштабное исследование русских колдовских процессов. Она рассмотрела это явление с политической, гендерной, классовой и возрастной сторон и попыталась найти сходства и различия с европейской охотой на ведьм.

Оказывается, на Руси осуждённых за колдовство мужчин чаще всего обвиняли в применении или распространении рукописных заговоров. Причина выбора такого магического средства крылась в том, что мужчины были более образованны, чем женщины. На что же были направлены эти чудотворные тексты? Среди дошедших до нас документов можно найти заговоры на власть, на промысел (ими пользовались охотники, рыбаки и пастухи), на вражеское оружие (такие даже вшивались в одежду). Особую культурную ценность представляют любовные заговоры. О них подробнее и расскажем в этой статье.

Мужская и женская магия на Руси чётко разграничивались. Обычно женщины гадали, чтобы узнать свою судьбу, или с помощью чародейства «заколдовывали» мужей, чтобы те были добры к ним: не били, не пили и не гуляли. Чаще всего женщины подмешивали волшебные снадобья в еду своим супругам. Мужчины с помощью любовных заговоров хотели околдовать свою зазнобушку, чтобы стать в её глазах привлекательными и желанными. И не важно был ли у неё муж или сердечный друг. К таким крайним методам мужчины прибегали в исключительных случаях, то есть когда не могли жениться (например, уже состояли в браке) или чувствовали свою ущербность.

Магическая сила заговора основывалась на представлении о любви как о смертельной болезни. Все образы, входящие в структуру текста, подкрепляли это тождество. Как правило, любовь уподоблялась тоске, которая нередко персонифицировалась и воплощалась в образе существа без конечностей и головы, которое билось в истерике. Тоска либо придавливала своим грузом женщину, либо вселялась в неё, провоцируя припадки и ощущение замкнутости, как в гробу.

Кроме этого, на женщину насылалась бессонница, из-за которой та не могла ни наесться, ни напиться. Она отчуждалась от родных и переставала общаться с ними и возлюбленным, если таковой у неё был. После на неё падала лихорадка, в которой женщина плавилась, как воск, или горела, как трава в печи. Некоторые исследователи видят в этом огне адское пламя, которое истязает грешника. Нередко женщину в заговоре уподобляли какому-нибудь животному, например, обезумевшей без быка корове.

Все эти образы должны были подавить волю женщины и полностью подчинить её разум мужчине. Спастись от «болезни» она могла одним способом – найти его и отдаться ему. По своему ритуалу любовные заговоры больше напоминают порчи. Существует немало описаний случаев, когда человеком овладевало внезапное сильное, неподконтрольное чувство. Такие «помешательства» всегда объяснялись магическим воздействием. Если девушка вдруг сходила с ума и бредила одним мужчиной, ей говорили: «Порчу на тебя навели». После ей советовали обратиться к знахарю, который мог излечить любовный недуг.

Вот пример заговора на любовь девицы из следственного дела против ротмистра Семена Васильевича Айгустова:

«Встану раненько, взойду на высок шолом, ускричу, взвоплю своим громким голосом: Ой вы, Сотона со дьяволи со малы, со великими, вылести с окияне-моря, возмити огненую тоску мою, пойдити по белу свету, не зожигайти вы не пенья, не колодья, ни сырые деревья, ни земни тровы, зажгити у рабы по мне рабу душу. На море акияне, на острове на Буяне стоит тут мыльня, в той мыльне лежит доска, на той доске лежит тоска. Пришол я, раб имярек: Что ты, таска, тоскуешь и гарюешь? Не таскуй, таска, не гарюй, таска, поди, таска, уступи, таска, рабу имерек, чтобы она тоскавала и горевала по мне, по робу имерек; как тот огонь горит, в году и в полугоду, днем и полудни, и часу и в получасу, так бы та раба по мне, по робу, горела с белое тело, ретивае серцо, черноя печень, буйная голова з мозгом, ясными очами, черными бровями, сахарными устами. Сколь тошно, сколь горько рыбе без воды, и так бы рабу имерек тошно, горько по мне по робу и дня и полудня, и часа и получаса, в году и полугоду, и неделе и полнеделю, и об ветху мне и об молоду, и о перекрое… На што загодал, на то и стань».

Несмотря на то, что церковь осуждала народное колдовство, наши предки всё равно занимались магией. Они с большой охотой покупали отдельные листки с заговорами и печатные сборники с описаниями обрядов, суеверий, примет и советами на все случаи жизни. Грамотные люди переписывали из таких сборников магические тексты и зарабатывали на продаже. Если такую литературу находили у кого-то дома, её изымали и уничтожали. Но, как показывает история, магия была неистребима, поэтому многие документы дошли до наших дней.

Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

-2