Найти тему

Трюки, которые хочется повторить, но можно сойти с ума

Фото wildimages-phototours.com
Фото wildimages-phototours.com

В Кот-д-Ивуаре танец заули исполняют мужчины народности гуро. Раньше он считался уместным только по праздникам (включая похороны, которые в Африке тоже праздник - воссоединение человека с предками). Сейчас его исполняют и для туристов, что не особо противоречит традиции. Один из ритуальных смыслов этого танца - повышать благосостояние деревни, а туристы в этом плане особенно хороши! Приехали - вот тебе и праздник, чего еще надо? К тому же участие туристов делает шоу еще более захватывающим: танцор обязательно вытащит кого-нибудь в круг, чтобы посоревноваться. Скучно в таких случаях не бывает никому!

Интересно, что танец заули появился только в середине ХХ века, именно поэтому традиционная одежда танцора трикотажная и выглядит вполне спортивной. Несмотря на свой молодой возраст, танец уже внесен в список нематериального наследия ЮНЕСКО! Благодаря ему, он народе гуро узнал весь мир.

От танцора заули требуются идеальное чувство ритма и физическая выносливость. Говорят, что лучшие танцоры способны обогнать автомобиль, едущий со скоростью 60 км/час. В среднем на обучение танцу уходит семь лет. Танцор держит свое тело неподвижным, пока его ноги выполняют множество различных движений. Повторять эти движения в течение одного выступления нельзя. Они могут выглядеть похожими из-за скорости, но это не так. Повторить их стороннему наблюдателю практически невозможно.

Движения ногами исполняются с очень высокой частотой, попутно танцор демонстрирует разнообразные акробатические номера. Ему обязательно помогает ассистент, который общается с публикой, следит за порядком, подает и убирает реквизит.

Как правило, в руках у танцора две метелки. Метелка - инструмент, который используется шаманами по всему миру, в любых культурах. Ею отгоняют злых духов. Такую метелку можно увидеть даже у глав африканских государств на официальных международных мероприятиях. Они важно перекидывают ее через плечо делового костюма, и смотрится это вполне органично! В мировом футболе частенько разгораются скандалы из-за присутствия шаманов на матчах, и в прессе появляются фото людей с теми же характерными метелками.

Фото Getty Image
Фото Getty Image

Перед началом выступления главного танцора может проявить себя молодежь - даже дети. Это горячо поощряется, детей приветствуют и после того, как они станцуют, многие подходят, чтобы их поблагодарить и дать чаевых. Поскольку дети только учатся, они выступают без масок.

Самое интересное: этот танец исполняется в честь женщин. Я уже рассказывала о подобных обрядах в Западной Африке, у народа йоруба. Танцоры выступают в головных уборах (маска + накидка на каркасе), которые изображают четвероногих животных - символ красоты и богатства - с веселыми женскими лицами. Иногда маска просто увенчивается рогами и другими анимистическими символами.

Фото eBay
Фото eBay

У каждой маски обязательно есть своя история - например, чьей красотой вдохновлялся мастер при ее создании. В отличие от йоруба, у гуро речь идет не о том, чтобы отвести гнев ведьм от деревни, а о том, чтобы повысить женскую плодовитость. Это тоже распространенная в Африке тема - некоторые народы в этих целях создают куклы фертильности, которые дарят молодым женщинам.

Маска нужна не только для прославления женщин, но и для их защиты: считается, что увидев танцующего мужчину без маски, они могут сойти с ума от его красоты. Вот и думай, чью красоту на самом деле прославляют танцоры - женскую или свою собственную! По окончании танца (не раньше) маска должна быть снята, чтобы люди видели: с танцором ничего не произошло, в него не вселился никакой дух, всё в порядке.

Интересно, что заули, как и многие другие африканские танцы, уже давно вышел за границы своего континента и подстроился под современность. Посмотрите: в африканской шоу-группе в Париже у танцора два ассистента - мужчина и женщина. Это общемировая тенденция: так, например, на Кубе недавно стали появляться женские музыкальные группы, играющие румбу на барабанах.

Это неоднозначное явление. С одной стороны, теряется изначальный ритуальный смысл, заложенный в музыку и танцы. С другой - любая живая традиция не может оставаться неизменной, она так или иначе развивается. Мне лично как женщине гораздо приятнее сидеть в партере, а мужчины пускай себе пляшут со скоростью 60 км/час. А вы бы что предпочли?

С вами была Олеся Кривцова, купить мои книги можно здесь :)