Найти в Дзене

ЛЕНИНГРАДСКАЯ АРТЕЛЬ "ПЛАСТМАСС"

Артель «Пластмасс» располагалась в строениях 1-3 по Калашниковской (с декабря 1952 года – Синопской) набережной Ленинграда. Была создана в начале 1946 года. Совместно с артелью «Минерал», известной еще с довоенного времени, в 1947-1949 годах выпускала пластинки с записями ленинградского Дома радио, копиями с московских и зарубежных пластинок. К 1948 году тиражи артели «Минерал» резко сокращаются, а в 1949 году выпуск прекращается вовсе.

В 1949 году артель «Пластмасс» создала собственную студия звукозаписи, был организован законченный производственный цикл. В течение почти 10 лет фабрика печатала пластинки только по записям, произведенным в собственной студии.

В 1947-1949 годах артельные пластинки имели хождение только в Ленинграде. В 1950 началось налаживание связей с артелями на местах и заработала система пересылки матриц. Наладить такую сеть производств, не делясь прибылями, было бы просто невозможно.

В 1947-1952 году выпускаются пластинки формата «суперминьон» (диаметром 16,2 см). С 1950 года появились пластинки формата «миньон» (19,6 см, с 1953 года – 20,2 см). В 1954 году увидели свет диски формата «гранд» (25 см).

В 1955 г. студия полностью реконструирована. Улучшена акустика и приобретена усовершенствованная аппаратура. Скорее всего, тогда же на студии стала внедряться магнитная запись.

-2

В 1958 году переписью ряда зарубежных пластинок (производства ГДР и Польши) собственные записи артели «Пластмасс» (которая с 1957 года стала фабрикой) прекращаются. С этого момента фабрика тиражировала записи с московских матриц и некоторых собственных, пользующихся большой популярностью. Исключение было сделано только в 1959 году. В связи с пуском атомного ледокола «Ленин» фабрика «Пластмасс» по спецзаказу переписала с пленок Ленинградского радио «Песню об атомном ледоколе» и «Адмиралтейский наш завод». Пластинка не предназначались для продажи, матричные номера для них были использованы из ранее занятых.

В первые годы работы фабрика артели «Пластмасс» изготовляла 300000 – 350000 пластинок ежегодно. В 1957 году выпуск превысил 2000000 экземпляров. Кроме того, матрицы (главным образом, формата «миньон») широко распространялись по всему СССР, пластинки с них печатали различными полукустарными предприятиями местной промышленности.

На момент первой половины 1958 года фабрика имела фонотеку, в которой хранились первые матрицы выпущенных пластинок.

За период 1947-1958 год фабрика издала множество записей ленинградских артистов и коллективов (О. Нестеровой, Л. Кострицы, Т. Кравцовой, Ю. Хочинского, Е. Флакса, О. Кравченко, А. Райкина и др.). Были записаны голоса и популярных деятелей искусств, посетивших Ленинград во время гастролей (Л. Утесов, К. Шульженко, В. Бунчиков, В. Нечаев, М. Бернес и др.).

-3

Оркестром студии (на 1957 год он состоял из 18 человек) в разные годы руководили Михаил Ветров, Юрий Шахнов, Ефим Заблоцкий, Георгий Дониях, Анатолий Бадхен.

В начале 1957 года артель «Пластмасс» получает название Фабрика «Пластмасс» .В дни Всемирного фестиваля молодежи и студентов фабрика «Пластмасс» делает первые записи никому еще не известной Эдиты Пьехи. На первых пластинках ее имя писали ЭДЫТА ПЬЕХА. А Николай Никитский становится широко известным, благодаря записям на пластинках именно этой фабрики. Исполненные им песни «Пчелка и бабочка» и чешское танго «Где ты», разлетались по стране миллионными тиражами. Ведь, фабрика «Пластмасс» имела уже давно и хорошо налаженные связи со многими местными производствами в разных городах Советского Союза, куда посылались матрицы, записанные в Ленинграде.

В те годы когда ленинградская артель "Пластмасс" наводняла страну своими изделиями, спрос на граммофонные пластинки был очень высоким. На государственных предприятиях производственных мощностей не хватало, в то же время в начале пятидесятых годов был значительно увеличен выпуск патефонов, которые, постепенно переставали являться для многих людей недоступной роскошью. В этих условиях производители артельной продукции не только помогали удовлетворять насущный спрос на пластинки, но и старались дополнительно привлекать покупателей разноцветными этикетками с портретами исполнителей или изображением различных достопримечательностей. Портреты печатались на обычной фотобумаге в самых примитивных условиях и самым примитивным способом - чаще всего путем фотокопирования из журналов, книг или газетных статей. И несмотря на то, что по качеству звучания артельные пластинки, как правило, уступали пластинкам государственных фабрик, их внешний вид и более вольный репертуар этот недостаток с лихвой компенсировал.

Одним из грустных итогов этой полулегальной деятельности оказалось то, что в 1959 году, незадолго до своего ареста, директор артели уничтожил все финансовые документы предприятия, в том числе описи и тетради изданных произведений, которые могли раскрыть следствию истинные масштабы допущенных злоупотреблений. В результате мы можем с большой долей уверенности говорить о том, что полного списка номеров артельных матриц, равно как и полного состава артельных исполнителей мы никогда уже не узнаем. Хотя есть информация, что в Питере, в Публичной библиотеке лежит печатный каталог артели "Пластмасс". Но в нем нет матричных номеров, имеются только названия и исполнители!

К 1961 году был освоен выпуск долгоиграющих пластинок. С образованием фирмы «Мелодия» выпуск дисков на «Пластмасс» прекратился".

Понравилась публикация? Не забудьте подписаться!)