Тема языческой Руси интересует пользователей интернета. По просьбе подписчиков мы в качестве эксперимента предлагаем статью в рамках альтернативной истории. Напомним, что наш канал научный и базируется он исключительно на проверенных исторических фактах, добытых из обследованных исторических источников. Тем не менее, принцип альтернативности существует в научном арсенале исторической науки.
Применяется он в качестве иллюстративного метода, чтобы наглядно показать историческое явление. Однако данный принцип не следует путать с полетом буйной фантазии одаренного писателя. Историк вправе использовать принцип альтернативности, только внимательно изучив закономерные тенденции общественного развития. Итак, какой бы была Русь, оставшись языческой? Какие международные отношения сложились бы у наших предков?
Как развивалась бы экономика? Какие бы изменения претерпела социальная и политическая система? Изменилась бы нравственность русичей? Сумела бы Русь оградить себя от монгольского завоевания? Существовала бы письменность, литература, искусство? Ответы на эти и другие вопросы вы сегодня можете прочитать в статье.
Какие международные отношения сложились бы у наших предков?
Итак, предположим, что языческая реформа князя Владимира 980 – 988 годов не прервалась принятием христианства, а благополучно завершилась утверждением язычества в качестве государственной религии. Как отреагируют на это соседние государства? Византия и Европа будут смотреть на Русь как на второстепенное государство, управляемое монархом-дикарем.
Международные договоры, подписанные князем-язычником просвещенной Европой рассматриваются так же, как договоры Белого отца в Вашингтоне с индейскими вождями, то есть их будут постоянно нарушать. На каждое такое нарушение, Русь отвечает войной, как ранее случалось в 941 и 943 годах, когда князь Игорь был вынужден организовать походы против Византии, нарушившей Русско-Византийский договор 911 года.
Но таких войн будет больше, и Русь вынуждена обороняться по всем фронтам. Кроме того, киевские князья лишаются такого мощного дипломатического приема, как создание себе союзника при помощи междинастического брака. Православные императоры и католические короли не захотят породниться с язычником, так как это противоречит канонам христианства.
Русь не состоит ни в каком суперэтносе, ни в православном, ни в католическом, ни в исламском. Везде она чувствует себя чужаком и, что главнее, все страны смотрят на нее, как на чужака. Фактически, Русь обрекает себя на международную изоляцию, так как в Средневековье роль религии была достаточно сильной.
Как развивалась бы экономика?
Русь периода язычества являлась сельскохозяйственной страной с пашенным и подсечно-огневым типами земледелия. В принципе, религия не оказывает большого воздействия на развитие экономики, но изменившееся международные отношения могли косвенно повлиять. Князьям, в условиях постоянной борьбы против враждебных государств, нужны ратники.
Одной княжеской дружины недостаточно, чтобы бороться и против степняков, и против европейских монархов, которые организовывают один крестовый поход за другим с целью обращения язычников в веру Христову. Князь вынужден собирать ополчения.
Взрослые мужчины уходят в походы, а брошенные земледельческие посевы, оставшиеся женщины и дети не в состоянии содержать в надлежащем порядке. Кроме того, в постоянных войнах будут погибать больше ратников и все меньше мужчин возвращается с войны. Все это отрицательно влияет на развитие экономики.
Какие бы изменения претерпела социальная и политическая система?
Крестьянская община по-прежнему являлась бы основой социальной системы Руси. Единственное изменение касается типа семьи. Она, как и ранее, является патриархальной и многоженство разрешено законом. В условиях демографического кризиса, из-за большой смертности мужчин погибавших в войнах, многоженство усиливается.
Политическая система остается в рамках раннефеодальной монархии. Однако Перун, возвеличенный князем Владимиром, нравится не всем славянским племенным союзам. Некоторые племенные вожди, как, например, племенной князь древлян Мал в 945 году, поднимаются на восстание против киевского князя. И таких племенных вождей в Древней Руси было полтора десятка. Они не считают князей Рюриковичей своими князьями.
Более того, славяне враждебно относятся к пришлым варягам с возвеличенным Перуном. Начинается постоянная междоусобная борьба славянских племен с киевским князем. Язычество не укрепляет власть монарха, а наоборот, ослабляет. Киевские князья вынуждены, как во времена князя Олега, вновь и вновь завоевывать славянские племена, что становится делать все труднее в условиях ухудшения международной обстановке.
Кроме того, процесс формирования древнерусской народности прерывается, поскольку языческие культы у разных племенных союзов разные. Где-то в лесной зоне больший культ Велеса, так как он считается покровителем охоты, а в лесостепной и степной зонах большее значение имеют Сварог, Ярило и Даждьбог, так как от них зависит земледельческий урожай.
Фактически это разные религии и приверженцы того или иного языческого бога относятся друг к другу как католики к мусульманам или иудеям. Поляне и так относились свысока к тем же древлянам, а про вятичей еще во времена Святослава писали, что последние жили в лесах звериным образом. Язычество разъединяет племена, и едва сформировавшаяся древнерусская народность вновь распадается на отдельные племенные союзы.
Процесс формирования государства замедляется, так как власть киевского князя слабеет. Постоянные войны с соседними государствами, борьба с восставшими племенными славянскими князьями, религиозная рознь приводит к замедлению экономического развития, и значительно ослабляют власть Рюриковичей. У них элементарно не хватает княжеской дружины, чтобы регулярно собирать дань с покоренных племен.
Государственная казна опустошается, что также ослабляет государственную власть. В итоге, Древнерусское государство, на радость соседним странам, распадается на полтора десятка племенных союзов. Русь возвращается в догосударственное политическое образование.
Вооруженные силы Руси ослабевают, что в условиях постоянного международного давления, приводит к потере независимости. Славянские племенные союзы начинают платить дань соседним государствам и к тому же испытывать последствия разорительных ежегодных набегов со стороны половцев и черных клобуков.
Изменилась бы нравственность русичей?
Среди части современных пользователей ютуба почему-то распространено мнение о негативном влиянии христианства на нравственность языческих славян. Это очевидно связано с духовным кризисом России в связи с падением Советского Союза. Но давайте посмотрим, какие черты нравственности развивало язычество. Может быть доброту и великодушие?
Но вспомним летописное описание жестокости войска князя-язычника Святослава, когда дружинники для забавы бросали младенцев покоренных народов на копья. Может быть верность супружеской любви? Но о какой верности может идти речь в условиях многоженства. Например, князь Владимир по летописи имел порядка двухсот жен и наложниц. Может быть, стремление к справедливому суду?
Но весь суд заключался в кровной мести, по принципу соразмерного наказания за преступление «око за око, зуб за зуб». Можно посмотреть на традиции современного Кавказа, чтобы увидеть это. Естественно в язычестве нет слов о рабах божьих, призыва к смирению и почитания верховной власти. Поэтому язычество и не подходит для формирующегося государства.
Нравственность языческих славян формировалась бы по принципу «помогай своим и уничтожай чужаков». Внутри своего рода славянин чувствовал себя как мы сейчас в семье, то есть принципы взаимопомощи, бескорыстной поддержки доминировали. Но как только славянин приходил в чужой род или племя, или, не дай бог, в город, то там его могли обмануть, обокрасть, убить, в конце концов.
И все эти действия считались нравственными с точки зрения другого рода. Это все равно, если вы сейчас попытаетесь прийти в цыганский табор. Хорошо, если выберетесь оттуда живым. Так же беззащитным, с нравственной точки зрения, будет чувствовать себя славянин в чужом племени.
Сумела бы Русь оградить себя от монгольского завоевания?
Ко времени монгольского нашествия, то есть к тринадцатому веку Русь, в лучшем случае, представляла бы из себя территорию с проживающим на ней славянским населением, объединенных в племенные союзы. Вооруженные силы этого общественного, не могу сказать политического, конгломерата были бы крайне ослаблены.
Естественно, они были не в состоянии организовать сколь какого-нибудь серьезного сопротивления монголо-татарам. Все попытки к сопротивлению напоминали бы безнадежную борьбу североамериканских индейцев против бледнолицых. Монголо-татары прокатились бы лавиной, а в европейских хрониках записали бы про гибель славян, как уже было во времена нашествий гуннов и аваров.
Существовала бы письменность, литература, искусство?
И, в заключение, про письменность, книги, искусство, каменное зодчество, живопись славянам-язычникам придется надолго забыть, так как все это принесло христианство. Конечно, славяне могли создать свою письменность, но для этого нужно государство. А государственность при язычестве перестанет существовать, как это мы с вами уже рассмотрели ранее.
Если вам было интересно, ставьте лайк, пишите комментарий, и я обязательно напишу новую увлекательную статью. А еще подпишитесь на этот канал, чтобы не пропустить следующую статью. С вами был канал «Почему в Истории»?