Мысленно вернёмся в 2012 год. Тогда интернет ещё не превратился в алгоритмическую технополию, какой он является на наши дни, и в ту эпоху расцвета SoundCloud и относительно простого обмена файлами (мы видим тебя, DatPiff) рэп-музыка, казалось, распадалась на тысячи разных направлений.
A$AP Rocky, Danny Brown, Lil B, Odd Future и многие другие – все они ворвались в общественное сознание, и каждый из них по-своему представлял будущее хип-хопа. И всё же была одна группа, которая, как никто другой, отражала беззаконие рэпа в то время: Death Grips – сплав хип-хопа, индастриала, хардкор–панка и дикого хаоса. Трио из Сакраменто – вокалист MC Ride, барабанщик и сопродюсер Зак Хилл и аудиоинженер и сопродюсер Энди Морин – выпустили дебютный микстейп «Exmilitary» в 2011 году, а год спустя – официальный студийный альбом «The Money Store».
Новое звучание сразу же вызвало множество разногласий у слушателей: через 20 секунд после начала открывающей песни «Get Got» вы либо попадали на крючок, либо у вас начинала болеть голова. В то время как ярые фанаты жадно поглощали слои сэмплов и закодированных рифм, то, что захватывало с самого начала – большая амплитуда звука и свирепость их музыки. Бешеный вокал MC Ride звучит так, словно он хочет выползти из ваших динамиков, как Фредди Крюгер, и раздавить вас. В сочетании с опытом Зака Хилла в экспериментальной и нойз музыке – в частности, в качестве барабанщика группы Hella – звук, который они создавали, не был похож ни на что другое. Причудливые сэмплы и неистовая электроника переплетались друг с другом, когда Ride использовал свой неповторимый вокал – часто непонятный, но всегда завораживающий – поверх всего этого. И всё же, какой бы безумной ни была их музыка, в ней всегда присутствовал ритм. Их хаос всегда был тщательно просчитан.
Хотя MC Ride известен своими визгами, воплями и вокалом в стиле «DMX-с-инфекцией-в-груди», в «The Money Store» его диапазон гораздо разнообразнее. В треках «The Cage» и «Punk Weight» он переходит в недовольную монотонность, в то время как на «Hacker», самом недооцененном треке на пластинке, он начинает с проповеди о «беременных змеях» и «множестве маньяков», а затем переходит на более мелодичный распев, исполняя «I’m in your ArEuhhh». По правде говоря, вторая половина песни будет неплохо звучать, если её смешать с «212» Азелии Бэнкс или другим хип-хаусом.
Песни на альбоме наглядно иллюстрируют, почему мнение о «The Money Store» как чисто «экспериментальном» хип-хоп альбоме кажется ограниченным. Во-первых, альбом был выпущен на лейбле Epic Records по просьбе импресарио поп-музыки и R&B-музыки LA Reid (*Антонио Рид – американский продюсер). И благодаря недолгим хорошим отношениям с Ридом, «The Money Store» – самая «мейнстримная» пластинка Death Grips с соответствующим продюсированием. Заглавный сингл «I've Seen Footage» – пожалуй, самая близкая к поп-песне работа группы – даже попал эфир BBC Radio One. И всё же, несмотря на этот успех, Death Grips сохранили свою любовь к редчайшим сэмплам. Переосмыслив монолог Чарльза Мэнсона в своём дебютном микстейпе, в «The Money Store» они в значительной степени использовали музыку из «Saharan Cell Phones» («Get Got», «Punk Weight», «Fuck That» и «Double Helix» содержат гипнотические отрывки из этого сборника), а также возгласы теннисисток Уильямс и звуки наземного метро Ванкувера для создания хаотичной «System Blower».
Даже выйдя из андерграунда, Death Grips наслаждались тем, что сбивали с толку всех, кто их окружал. Они мастерски создавали атмосферу непредсказуемости и загадочности вокруг себя, отказываясь от любых контактов с прессой, кроме нескольких неохотных интервью в начале своей карьеры. После выхода «The Money Store» Death Grips объявили, а затем быстро отменили турне в пользу работы над следующим альбомом «NO LOVE DEEP WEB». Позже в том же году они сами выпустили новую работу с очень специфичной обложкой: название альбома было написано фломастером на эрегированном пенисе Хилла.
Про наследие «The Money Store»: появившись за год до индастриал альбома Канье «Yeezus», где по грохоту «Black Skinhead» и напряжению «I'm In It», становится ясно, что кто-то в студии Канье слушал Death Grips. Точно так же трудно представить кибер-анархию 100 gecs и их сверстников из гипер-попа без влияния MC Ride и компании. На самом деле, 100 gecs недавно рассказали New York Times, что изначально дуэт стремился к звучанию «Nine Inch Nails +Death Grips + Beastie Boys». И это не считая таких значимых имен нойз-рэпа, как clipping. и JPEGMAFIA (который, следует отметить, высказывался против такого сравнения), или таких суперзвёзд, как Бьорк и Том Йорк, которые осыпали группу всяческими похвалами.
Если «Exmilitary» положил начало культу Death Grips, то «The Money Store» стал его «Новым Заветом», вторым актом, который оправдал все ожидания своего предшественника и укрепил ключевые догматы веры. До «The Money Store» Death Grips были любимыми музыкальными хулиганами-затворниками в Интернете. После же выхода альбома они стали самой захватывающей группой в мире, которая раздвигала границы возможного. Хотя последующие альбомы и были хорошо приняты поклонниками и критиками, группа так и не смогла повторить успех дебютного альбома.