Вадим Авершин, ведущий аналитик НИЦ «Аэроскрипт» выступил в роли спикера на XI Евразийском Международном форуме «Беспилотная авиация – 2024», где рассказал о предпосылках для цифровых полетов, системах наблюдения в новых эксплуатационных окружениях.
Предпосылки для цифровых полётов – новые эксплуатационные окружения (ЭО).
Первый момент – понятие ЭО не является нормативным в отечественной практике применительно к авиации. Это понятие пришло из англоязычных документов, но и там оно не формализовано (нам по крайней мере не известно об этом), т.е. нет конечного и четко специфицированного перечня свойств и числовых характеристик.
Традиционное ЭО ОрВД состоит из ВП (и соответствующих операций), традиционно используемого пилотируемой авиацией: контролируемое ВП (классы А и С) и неконтролируемое ВП (класс G). С точки зрения реализации цели «Интеграции БАС» в этом ВП стоит задача обеспечения равного доступа в ВП и реализации полетов БАС наравне и совместно с пилотируемыми ВС.
Дальнейшее масштабирование существующей системы ОрВД на операции БАС (особенно с высоким уровнем автономности) в условиях новых ЭО невозможно.
Правила визуальных полетов напрямую не применимы к БАС по определению, так как предполагают визуальную оценку ситуации пилотом из кабины ВС. Особенно это касается BVLOS и автономных полётов.
Интеграция в систему беспилотных аппаратов. Оцифровка наземных рисков.
Системы наблюдения в новых ЭО целесообразно строить на основе риск-ориентированного подхода, в котором затраты на разработку и развертывание инфраструктуры наблюдения соразмерны рискам.
Наименее затратным можно считать передачу данных телеметрии по линиям С2 и затем трансляция их от наземных станций управления. Учитывая, что для формирования данных о местоположении используется штатная навигационная система и высотомер, качество таких данных соответствует АЗН-В, но не требует установки дополнительного оборудования на борту. Аэроскрипт разработал комплекс протоколов для интеграции эксплуатанта в цифровую платформу НЕБОСВОД, включая и протокол передачи полетных данных. Данное решение проходит тестирование с участием ведущих производителей БАС РФ (Геоскан, Финко, Радар ммс, Транспорт Будущего и др.).
Что для этого делает НИЦ «Аэроскрипт»
Цифровая платформа (ЦП) информационного обслуживания полетов (ИОП) «Небосвод» постепенно наполняется сервисами, направленными на смягчение рисков, в том числе связанными с безопасностью.
На слайде продемонстрированы некоторые элементы ЦП ИОП – слои с данными АНИ, метео и т.д., все что требуется внешнему пилоту/эксплуатанту для предполетной подготовки и авторизации полета.
Помимо APIБВС/С2/НСУ/ЦП Небосвод может получать данные наблюдения от: мобильного приложение НЕБОСВОД (для БВС DJI); данные дистанционной электронной идентификации с LTE-транспондера (протокол eID); данные от наземных станций АЗН-В и МПСН (протокол ASTERIX Cat20, Cat21); данные от первичного радиолокатора (ПРЛ) (протокол ASTERIX Cat 62).
Авершин⌘Аэроскрипт