Кто такая Геката? Каковы ее функции? Как мы поклоняемся ей? Я вижу, как люди задают эти вопросы каждый день. Поскольку этот месяц я посвящаю Гекате, в серии статей я поделюсь своим пониманием этой древней и загадочной богини, тем, как я к ней подхожу и где можно узнать больше.Имейте в виду, что Геката – древняя женщина, и ей широко поклонялись. Ее культ имел местные вариации, а литература о Гекате насчитывает две тысячи лет. О Гекате написано много современных книг и статей. Моя цель здесь ограничена кратким изложением того, что, по моему мнению, является наиболее важным, что нужно знать об этой сложной богине, когда вы начинаете с ней знакомиться.Из-за долгой, сложной и разнообразной истории Гекаты, когда мы узнаем о ней сегодня, она может показаться огромной, как богиня всего. Это приводит к огромному разнообразию подходов в современных взглядах и поклонении.
Происхождение
Гекату обычно называют греческой богиней, но ученые-классики оспаривают ее происхождение. Возможно, она возникла во Фракии, географическом и историческом регионе Юго-Восточной Европы, который сейчас разделен между Болгарией, Грецией и Турцией.Другая популярная теория заключается в том, что Геката возникла в Карии, области западной Анатолии (на территории современной Турции), которую греческие племена колонизировали после прибытия примерно в 13 веке до нашей эры. Кария была важным центром ее поклонения, а в городе-государстве Лагина находился важный храм Гекаты, где каждый год проводились великие фестивали.
Литературная традиция
Первым произведением литературы, в котором упоминается Геката, является « Теогония» , поэма Гесиода, написанная в 7 веке до нашей эры, в которой описывается происхождение и генеалогия греческих богов.
Гесиод описал Гекату как доолимпийскую богиню. В греческом мифе о преемственности Зевс и олимпийцы свергли титанов, изгнав их и заключив в тюрьму в Тартаре. Но не все Титаны были побеждены. По словам Гесиода, Зевс «не сделал ей ничего плохого и не отнял ничего из всего, что составляло ее долю среди бывших богов-титанов».
Гесиод писал, что Геката «имеет привилегии» на земле, небе и море. Она сидит на суде рядом с почтительными королями, участвует в битвах и играх и дарует победу и славу. Геката стоит рядом с всадниками и дает большой улов молившимся ей рыбакам. Она увеличивает поголовье коз и овец, а также кормит молодняк.
Гомеровский «Гимн Деметре», пожалуй, самое известное литературное появление Гекаты. В гимне Геката и бог Солнца Гелиос услышали крики Персефоны, когда Аид похитил ее. Когда Аид вернул Персефону ее матери Деметре, Геката обняла ее и стала помощницей и спутницей Персефоны, а также важной богиней левсинских мистерий.
О Гекате мало мифов, но мы узнаем больше о ней из упоминаний других греческих и римских писателей, в том числе Эсхила, Аристофана, Софокла, Еврипида, Платона, Демосфена, Лукана, Вергилия, Страбона, Овидия, Плутарха и Плиния Старшего. Папирусы из греко-римского Египта и постхристианские духовные и философские тексты, известные как Халдейские оракулы, также являются важными источниками информации о Гекате. Они рассказывают нам больше о ее внешности, объеме ее божественных функций и ее культовых практиках.
Божественные обязанности
Геката ярка, наблюдает за родами, держит парные факелы и выступает в роли проводника. Ее также называют Черной Богиней и характеризуют как бледную богиню ночи и колдовства, связанную с колдовством, заклинаниями, ядами, травами, чарами, некромантией и магией смерти. Хтоническая богиня Геката направляет умершие души и сопровождается Лампадами , нимфами подземного мира.
Говорят, что Геката имеет три лица, три формы и три пути. Она ассоциируется с перекрестком, где люди приносили ей подношения, а также с границами, городскими стенами, воротами и дверными проемами.
Многочисленные эпитеты Гекаты позволяют нам лучше понять ее роли и качества. Некоторые из ее известных названий:
- Апотропайя (отворачивающаяся/защищающая)
- Хтония (земли/подземного мира)
- Дадушос (факелоносец)
- Энодия
- Клейдохос (держит ключи)
- Куротрофос (няня детей)
- Крокопеплос (шафрановый плащ)
- Фосфор (приносящая или несущая свет)
- Прополос (которая служит/посещает)
- Пропилеи (перед воротами)
- Сотейра (спасительница)
- Triformis (трехформенная)
- Триодитис (часто посещающий перекрестки)
Геката — пограничная богиня, пересекающая границы. Ее отец, Перс, — титан, имя которого означает «разрушитель». Ее мать — Астерия, дочь Титана, населявшего Олимп и чье имя означает «звездная». Астерия, возможно, также была богиней оракулов снов. Мы начинаем видеть, как единственная дочь Разрушителя и Падающих звезд унаследовала власть над небом, землей и морем.
Геката пересекла режимы Титана и Олимпийца, царства между смертным и божественным, живым и мертвым. Ее лиминальность проявляется в ее иконографии, многочисленных эпитетах и местах поклонения.
Как выглядит Геката?
Геката исторически изображалась молодой. Так называемая Бегущая Девушка из Элевсина примерно 480 г. до н.э., отождествляемая с Гекатой, носит одежду, характерную для девочек. В начале 20-го века растущая ассоциация тройных богинь с моделью Девы, Матери и Старухи привела к трансформации Гекаты из молодой в старую. Этот образ Гекаты как Старухи сохранился в современном язычестве.Ранние изображения изображают Гекату в уникальной форме, одетую в длинную одежду и держащую горящие факелы. Позже она появляется с тремя отдельными телами вокруг центральной колонны. В поздней античности она была единственной с тремя головами. В эзотерической литературе у нее три головы животных: собака, змея и лошадь.Я вижу Гекату молодой женщиной с темными волосами и бледной оливковой кожей.
Богиня перекрестка
Геката, по сути, является пограничной фигурой. Она пересекает границы и неоднократно ассоциируется с «между» государствами. Геката пересекла режимы Титана и Олимпийца, царства между смертным и божественным, живым и мертвым. Ее лиминальность проявляется в ее иконографии, множестве эпитетов и местах поклонения, таких как границы, перекрестки, городские стены и дверные проемы.
Лиминальность Гекаты – это средоточие моей преданности ей. Перекресток — мой любимый символ пограничных пространств, которые занимает Геката. Мне нравится тайна, и меня устраивает двусмысленность жизни. Может быть страшно стоять на пороге между предыдущей структурой и новым способом, но растворение создает текучесть, которая делает возможным новое строительство. Это подвижное пространство, полное возможностей, захватывает.
Если кажется, что присутствие Гекаты то усиливается, то ослабевает, то это не потому, что она отдаляется все ближе и дальше. Это потому, что мы входим и выходим из «промежуточного» пространства, в котором она обитает. Мы испытываем это больше, чем можем себе представить. Лиминальные переживания включают в себя обряды посвящения, такие как инициации; события, меняющие ход нашей жизни, такие как рождение, переезд, развод, потеря работы, болезнь, смерть; а также внезапные события и сдвиги в обществе, такие как стихийные бедствия, войны и политическая нестабильность. Некоторые люди, например иммигранты и представители религиозных, этнических, сексуальных и гендерных меньшинств, часто могут оказаться в пороговом пространстве.
Когда мы сможем увидеть ограниченность социальных, культурных и политических сдвигов и то, как меньшинства и другие маргинализированные люди регулярно пересекают границы, мы сможем понять, почему Геката берет на себя политическую роль для некоторых современных преданных. Ее место поклонения, перекресток, исторически было связано с бедностью. Греческий государственный деятель и оратор Демосфен (384–322 до н.э.) писал: «Раз в месяц, во время новолуния, вечером Гекате в местах пересечения трех дорог выставлялись блюда с едой; и предложенную таким образом еду нередко ели бедняки».
Геката — богиня места, где становится возможным новое направление.
Богиня подземного мира
Одна из границ, которую пересекает Геката, — это граница между живыми и мертвыми. Эпитет Геккаты «Хтония» (земли/подземного мира) отражает эту ассоциацию.
У Гекаты мало мифов. Гомеровский «Гимн Деметре» , пожалуй, самое известное ее литературное произведение. В гимне Геката и бог Солнца Гелиос услышали крики Персефоны, когда Аид похитил ее. Когда Аид вернул Персефону ее матери Деметре, Геката обняла ее и стала помощницей Персефоны. Неся свои двойные факелы, Геката сопровождает Персефону в ее путешествии в Подземный мир и обратно. Геката была важной богиней Элевсинских мистерий. Говорят, что Геката хранит ключи от врат подземного мира.
В роли психопомпа, сопровождающего мертвых, Геката меняет облик. Лукан, Плутарх, Теокрит и другие писатели описывают Гекату как истощенную, бледную, ужасную, окровавленную, ужасную на вид, призрачную, ночную, устрашающую, пирующую среди могил и Черную Богиню.
Гомер писал, что мертвым не хватает силы и полного владения своими способностями, но безопаснее уважать их нужды и устроить им надлежащие похороны. Хотя греческие мертвые обычно не считались опасными или злонамеренными, они были сварливыми, а отношения между живыми и мертвыми были договорными, и Геката могла быть посредником.
Мой взгляд на мертвых отличается от гомеровского, но я признаю роль Гекаты как проводника беспокойных мертвецов. Когда мы соблюдаем Дейпнон, вечернюю трапезу, и готовим ее для Гекаты, мы делаем то же самое и для этих беспокойных мертвецов и уходим, не оглядываясь.
Богиня колдовства
Мы видим связь Гекаты с колдовством в известных историях о волшебнице Цирцее, которую иногда называют дочерью Гекаты, и Медее, которая является племянницей Цирцеи и называет себя жрицей Гекаты. Оба они демонстрируют значительные познания в магии трав и ядов.
Геката неоднократно ассоциировалась с магией трав и ядов. В рассказе Овидия об Арахне богиня Минерва использует «экстракт трав Гекаты», чтобы превратить Арахну в паука.
Платон писал: «Фессалийские женщины были очень искусны в колдовстве и отравлениях. Они стояли в тесной связи с богиней ночи Гекатой; поэтому люди приписывали им способность снимать луну с небес».
В «Идиллии 2» Феокрит рассказывает историю влюбленной молодой женщины, которая прибегает к магии, чтобы связать своего возлюбленного:
Но теперь я свяжу его магией. Луна, свети ясно;
Послушай мою песню; Я пропою ее тихо для тебя
И для окровавленной Гекаты, твоего земного двойника,
От которого собаки съеживаются, пока она бродит среди могил.
Будь со мной, Геката, царица ужасов; помогите мне
Сделать эти снадобья такими же сильными, как любые, сваренные
Цирцеей, Медеей или желтоволосой Перимедой.
Учитывая хтоническую силу Гекаты и ее роль лидера беспокойных мертвецов, ее магия включает в себя некромантию. Отношения к колдовству и некромантии были противоречивыми, но древние греки и римляне искали знаний у мертвых и призывали их на помощь. Они спали на могилах, носили одежду умерших, адресовали призракам таблички с проклятиями, создавали чучела и пытались реанимировать трупы.
Сообщения о некромантии в греческих мифах появляются в рассказах о Цирцеи и Медее, в рассказах о колдовстве антимузы Горация Канидии, о фессалийской ведьме Эрихто и других. Ассоциация Гекаты с колдовством и некромантией продолжалась на протяжении веков и остается с нами сегодня.
Геката Сотейра
В греческой мифологии Сотер был мужским олицетворением духа спасения. Его женским эквивалентом была Сотейра. Это были также титулы нескольких божеств, таких как Зевс Сотер и Афина Сотейра, а также людей, совершивших необычайные дела, таких как Птолемей I Сотер, греческий полководец и соратник Александра Великого, который стал фараоном Египта и основателем Птолемеевского Египта. Граждане Родоса даровали Птолемею этот титул за помощь во время осады Родоса (305–304 гг. До н. э.). Сотер и Сотейра выражают силу божеств и лидеров освобождать людей и спасать их от опасности. Сотейра — один из титулов Гекаты.
Роль Гекаты как Спасителя исходит из Халдейских оракулов, собрания магических текстов неопределенного происхождения, вероятно, II века, которые сохранились во фрагментах. Он состоит в основном из цитат и комментариев к поэме-загадке, предположительно возникшей в Вавилоне. Халдейские оракулы выходят за рамки этой записи в блоге, но без них эта статья о Гекате была бы неполной.
Это еще не все, но это основная метафизическая основа халдейских оракулов относительно Гекаты. Трансцендентная фигура Бога-Отца-Разума созерцает форму, а вторая фигура Бога, подобная ремесленнику, моделирует материальный мир. Барьер между чисто интеллектуальным первым Богом и вторым Богом-творцом олицетворяется Гекатой. Она — мембрана, разделяющая и опосредующая между божественными идеями и творением чувственного мира. В этом контексте Геката упоминается как Спасительница и Мировая Душа. Как божественная фигура, ранее ассоциировавшаяся с пограничностью и промежуточными состояниями, Геката подходит на эту роль. В этом контексте Геката держит ключи от космоса.
Характеристика Гекаты как Спасителя обрела собственную жизнь, независимую от халдейских оракулов. В популярных книгах и онлайн-сообществах о Гекате часто можно увидеть, как преданные говорят о Гекате в монолатрийной манере, где признается существование многих богов, но Геката ставится над ними, ей постоянно поклоняются в одиночку, а иногда и исключительно. Некоторые преданные перенимают различные языческие наблюдения, такие как Викканское Колесо Года, и помещают Гекату в центр их всех. Для некоторых преданных Геката — богиня всего. Мой подход к Гекате политеистический. Она важна, но она одно из различных божеств в моем пантеоне и выполняет некоторые особые божественные обязанности.
Есть много способов взаимодействия с Гекатой. Она наиболее известна как богиня пограничности, Подземного мира, колдовства, спасительницы и Души Мира. Однако эпитетов у нее более ста. Эпитеты Гекаты намекают на ее аспекты, которые вы можете исследовать и работать с ними, например, ее связь с акушерством и уходом за детьми, с луной, горами и океаном.