Найти тему
С Кубани с любовью

Триумфальная арка кубанского розлива

    15 лет назад в Краснодаре открылся памятник, назначение которого я не понимаю вообще, и при этом искренне считаю его красивым – это Триумфальная арка. 

    Вообще-то, конструкция, своим названием больше напоминающая о Париже Ремарка, чем о Екатеринодаре-Краснодаре первый раз в нашем городе была построена в 1888 году. И, между прочим, в честь приезда императора Александра III с супругой и наследником престола, будущим последним царем России Николаем II. 

    В качестве небольшого отступления скажу, что ничего особо в нашем замечательно городе больше чем за 130 лет не изменилось. Сегодня также, как и в позапрошлом веке, к приезду самых главных в стране граждан любят пыль в глаза пустить и в качестве мелкого подхалимажа что-нибудь построить или отремонтировать. Арки, правда, уже не возводят, но ямочный ремонт обязательно сделают. 

    Возвращаясь в прошлое скажу, что о визите императора было известно заранее, а значит и добыть достаточное количество средств время было. Всего местное купечество собрало 16 тысяч рублей – солиднейшая по тем временам сумма. При этом истратили на сооружение арки всего 13 тысяч. А вот сейчас так уже не бывает. По крайней мере, я не припомню, чтобы на строительство чего бы то ни было хватило денег, указанных в смете. 

Старая арка на историческом месте
Старая арка на историческом месте

    Итак, довольно скоро на углу улиц Котляревской и Екатерининской (сейчас это Седина и Мира) на пути следования императора появилась оригинальная арка, выполненная в псевдорусском стиле, воссоздающем черты московской архитектуры XVI века. Состояла она из трех частей – центральной для транспорта и двух по бокам для пешеходов. Крышу украшали золоченые двуглавые орлы, как символ самодержавия. 

    Конструкция получилась внушительной: 12 метров в высоту, 18 в длину, толщина же стен составляла 3 метра. Стены были окрашены масляной краской. Кстати сказать, появление первого трамвая в Екатеринодаре тоже связано с ней, поскольку именно под аркой и были проложены рельсы в 1900 году, а через 9 лет трамвайное движение здесь стало двухполосным. 

    А вот просуществовала триумфальная арка, к сожалению, не долго – всего 40 лет, поскольку уже в 1928 году новая власть решила, что советскому городу память об императорской семье не очень-то и нужна и подарок государю-императору разобрали по кирпичикам для более важных построек. 

    Спустя еще почти 90 лет всё кардинально поменялось, и отцы города постановили «арке быть». Правда, восстановить её исторический вид досконально не смогли. Потому что, во-первых, улицы, на пересечении которых возвели первую арку, стали важными, а самое главное крайне загруженными транспортными артериями Краснодара (откровенно говоря, у нас все артерии такие), а во-вторых, чертежи и планы, по которым её возводили, банально потеряли. 

Так сейчас выглядит пересечение улиц
Так сейчас выглядит пересечение улиц

    В результате новая арка стоит в другой части города, хотя тоже центральной, на пересечении улиц Красной и Бабушкина. Внешний вид её довольно далёк от первоисточника, всё же строительство шло по старым фото, что не даёт гарантии сто процентного попадания в оригинал. А лично я вот уже 15 лет не могу понять, на кой чёрт её вообще построили, и построили именно здесь, где она ни с чем не гармонирует в принципе. 

Новая арка
Новая арка

    При всём при этом краснодарская Триумфальная арка мне очень нравится и кажется красивой, может быть именно из-за своей бестолковости и какой-то пафосной важности.