Возможно, вы слышали историю, что во время оккупации немецкими войсками начиная с 1940-го французская промышленность более-менее работала на военную машину Германии. Почему более-менее? Ну например, с заводами фирмы Renault у немцев было полное взаимопонимание. Можно сказать, любовь. За что, собственно, Луи Рено впоследствии и поплатился. Зато боссы Citroen и Peugeot совсем не радовались новым хозяевам и новым порядкам. Да, до открытого протеста дело не доходило — сложно спорить с людьми, наделенными властью и автоматами, — но мелкие пакости имели место.
Вот отсюда и растут ноги интересной истории. Рассказывают, что директор Citroen Пьер-Жюль Буланже чуть ли не лично просил рабочих на конвейере… не напрягаться. То есть собирать грузовики — основную продукцию, которую «Двойной шеврон» давал немецкой армии, — максимально долго. На юге Европы такой метод издавна называют итальянской забастовкой.
Только это не все. Самое интересно, что тот же Буланже якобы придумал еще более изощренный способ навредить оккупантам. Все просто и гениально — всего-то и понадобилось чуть опустить отметку минимального уровня масла на измерительном щупе.
Догадались в чем прикол?
Конечно, по сути в моторы грузовиков наливали меньше масла, чем положено. И подвох невозможно было раскрыть на производстве. Все было четко — подкопаться не к чему, никаких подозрений в саботаже. Зато в тысячах километрах от завода, уже на фронте у машин, с рождения испытывающих масляное голодание, начинались проблемы. Поломки, ремонт, простой…
Здорово придумано, не так ли?!
Правда, есть тут одно но. Немецкий автомобильный историк Вернер Освальд часто отмечал, что шестицилиндровые грузовики Citroen type 45 зарекомендовали себя на фронте с лучшей стороны. В первую очередь машины ценили именно за надежность и неприхотливость.
Выходит, какая-то из сторон выдает желаемое за действительное…