Найти тему
Болтовня буквоеда

Голем в мифологиях древних народов.

Оглавление
«Голем — глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин Лёв для защиты еврейского народа. Весьма распространённая, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «белых» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения». (с) Из статьи «Голем» на Википедии.

Здравствуйте. В данном материале я приведу легенды о големах из разных эпох и стран, а также поделюсь своими выводами. На глубину проработки темы не претендую, просто излагаю тут некоторые мысли, пришедшие в голову. Всё охватить я не в силах, и потому расскажу вам про големов только поверхностно. Эта тема очень интересна мне в последнее время; быть может, окажется интересной и вам.

Все цитаты в данной статье принадлежат их авторам или правообладателям. Я цитирую исключительно в ознакомительных и полемических целях, что согласуется с положениями статьи 1274 ГК РФ.
Я не стремлюсь никого оскорбить по какому-либо признаку или принадлежности, так как делаю оценочные суждения, выражающие исключительно моё субъективное мнение как автора текста.

***

Легенда о сотворении Адама и Евы.

«Сотворение Адама» (худ. Микеланджело, ок. 1511 г.).
«Сотворение Адама» (худ. Микеланджело, ок. 1511 г.).

Эта история началась давным-давно, в те времена, когда Земля была безвидна и пуста, и тьма была над бездною, и дух божий носился над водою. На Земле не было ничего, и Бог создал всё. Он разделил небо и землю, зажёг небесные светила, сотворил живые существа и вдохнул в них жизнь. Бог создал первого человека, Адама, чьё имя имеет общий корень с древнееврейским словом «земля».

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». (с) Книга Бытия, 2:7.

Дальше события развивались стремительно. Адам и его жена Ева попробовали плоды запретного Дерева познания Добра и Зла, которое им посоветовал некий Змей. Все мы слышали эту историю, потому подробно на ней я не останавливаюсь.

«Грехопадение» (худ. Хендрик Гольциус, 1616 г.).
«Грехопадение» (худ. Хендрик Гольциус, 1616 г.).
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». (с) Книга Бытия, 3:1—6.

Узнав, что на свете существует Добро и Зло, первые люди застыдились своей наготы и начали прикрываться листками.

«Адам и Ева» (худ. Альбрехт Дюрер, 1507 г.).
«Адам и Ева» (худ. Альбрехт Дюрер, 1507 г.).
«И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». (с) Книга Бытия, 3:7.

Своевольный поступок Адама и Евы не понравился Богу настолько, что Он проклял их, отнял у них бессмертие и изгнал из Рая.

«Жене сказал: умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». (с) Книга Бытия, 3:16—19.
«И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят». (с) Книга Бытия, 3:23.
«Изгнание из рая» (худ. Мазаччо, 1424—1427 гг.).
«Изгнание из рая» (худ. Мазаччо, 1424—1427 гг.).

Дальнейшую библейскую историю Адама и Евы после их изгнания из Рая я рассматривать не берусь. Перескажу вкратце: первые люди и их потомки жили именно так, как сказал им Бог, то есть в труде, испытаниях, горе и ожидании неминуемой смерти.

Потомки Адама и Евы начали соперничать и убивать друг друга, предавать и обманывать, лезть по головам и подставлять мнимых соперников ради денег, славы и карьеры. В общем-то, потомки когда-то бессмертных существ в итоге стали теми людьми, которые ныне ходят по улицам современных городов и деревень.

Библейская легенда о возникновении человека удивительно совпадает в деталях с восточной легендой о создании людей. В китайской мифологии существует похожая легенда о богине Нюйва. Приведу и её.

***

Легенда о Нюйва.

«Нюйва» (худ. Эдвард Вернер, 1922 г.).
«Нюйва» (худ. Эдвард Вернер, 1922 г.).

Нюйва имела голову женщины и тело змеи. Опять змеи! В Библии был Змей (или Змея), и у китайцев откуда-то взялась Змея. Странное совпадение в двух совершенно разных мифологиях, не правда ли?

Я вам больше скажу: согласно одной из легенд, Нюйва создала человека из глины и вдохнула в кусок глины жизнь. Совсем как поступил в Библии Бог, когда Он сотворил человека. В книге «Мифы древнего Китая» мифолога Юань Кэ мы находим такую версию легенды о Нюйва:

«В те времена, когда земля отделилась от неба, хотя на земле уже были горы, реки, трава и деревья, и даже птицы и звери, насекомые и рыбы, на ней ещё не было людей, и поэтому мир был пустынен и безмолвен. По этой безмолвной земле бродил великий дух — Нюй-ва. В сердце своём она ощущала необычайное одиночество и понимала, что, для того чтобы оживить землю, необходимо что-то ещё сотворить.
Она присела на корточки на берегу пруда, взяла горсть жёлтой глины, смочила её водой и, глядя на своё отражение, вылепила нечто вроде маленькой девочки. Как только она поставила её на землю, вдруг — и сказать-то странно — эта маленькая фигурка ожила, закричала «уа-уа» и радостно запрыгала. Её имя было Жэнь — «человек».
Первый человек был очень маленьким, но ведь, согласно преданию, его создала богиня. Он отличался от летающих птиц и от четвероногих животных, да и держался он как хозяин вселенной. Нюй-ва была очень довольна своим творением и, продолжая это дело, вылепила из глины множество человечков обоего пола. Голые человечки, окружив Нюй-ва, танцевали и радостно кричали. Затем они в одиночку и группами разбежались в разные стороны.
Удивившись и успокоившись, Нюй-ва продолжала свою работу. Из её рук на землю продолжали падать живые человечки, и она, слыша вокруг себя смех окружавших её людей, уже не чувствовала себя одинокой среди безмолвия, потому что мир был заселён её сыновьями и дочерьми. Она, желая заселить всю землю этими разумными маленькими существами, трудилась очень долго и, ещё не успев выполнить желаемого, очень устала.
Под конец она взяла нечто вроде верёвки, по-видимому, это была сорванная с горного обрыва лиана, опустила её в топь и, когда та покрылась жидкой жёлтой глиной, стряхнула эту глину на землю. В местах, куда падали кусочки глины, появлялись кричащие «уа-уа», радостно прыгающие маленькие человечки. Так она упростила свою работу — тряхнёт верёвкой, и сразу возникает много живых человечков. Вскоре на земле повсюду виднелись следы людей.
На земле появились люди, и, казалось бы, труд Нюй-ва мог этим завершиться. Однако она задумалась, что ещё можно сделать, чтобы продолжался род человеческий, — ведь люди умирали, а создавать их всякий раз заново было слишком утомительно. Поэтому она, соединив мужчин и женщин, заставила их самих продолжать свой род и возложила на них обязанности по воспитанию детей. Так стал продолжаться род человеческий, и день ото дня людей становилось всё больше и больше».

К сожалению, я плохо разбираюсь в сравнительном религиоведении и мифологии, до трудов учёного Мирча Элиаде я ещё не добрался, и потому не в силах объяснить вам, каким же образом древние евреи и древние китайцы придумали столь похожие мифы о сотворении человека из глины. Чаще всего я лишь задаю вопрос, но неспособен дать ответ.

Итак, я привёл уже две легенды о сотворении человека. Но причём же здесь голем, и кто это вообще? Для правильного понимания всей картины позвольте привести третью легенду, которая посвящена пражскому Голему.

***

Легенда о пражском Големе.

Пражская репродукция Голема.
Пражская репродукция Голема.

Вот короткая выборка цитат со статей Википедии: «Голем» и «Махараль из Праги». Цитирую:

«Во времена императора Рудольфа II (XVI-XVII вв.) пражские евреи подвергались гонениям — их обвиняли в похищениях и убийствах христианских младенцев с целью использования их крови в иудаистских ритуалах.
Чтобы обезопасить еврейский народ от преследования, бен Бецалель оживил Голема, вложив ему в рот Тетраграмматон (четырёхбуквенное непроизносимое имя Бога, считающееся Его собственным именем). Голем по имени Йозеф мог становиться невидимым, патрулировал улицы Праги и даже мог поднимать мёртвых на защиту евреев.
В конце концов, Голем вышел из-под контроля и начал убивать мирных жителей, поэтому бен Бецалель был вынужден уничтожить своё творение — вместо слова «эмет» («истина»), давшего Голему жизнь, раввин начертал на лбу своего детища «мет» («смерть»), после чего Голем опять рассыпался в прах, и отныне его останки хранятся на чердаке Староновой синагоги в Праге.
Возникновение легенды о Големе относится к началу XVII века. В легенде народная фантазия как бы оправдывает сопротивление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона; недаром голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека».
Тетраграмматон — магический символ с именем Бога, давший жизнь пражскому Голему.
Тетраграмматон — магический символ с именем Бога, давший жизнь пражскому Голему.

***

Обобщая материал, я могу подвести следующие итоги:

  • Во-первых.

Все люди прокляты Богом за своеволие и непослушание Адама и Евы. Первые люди не только попробовали запретные плоды, поддавшись искушению Змея. Согласно комментариям раввинов к Торе, Адам отказался извиняться и за совершённое преступление, чем окончательно разгневал Бога и потерял право на прощение.

Адам преступил запрет Бога, и Бог его проклял, и теперь каждый из нас обречён Создателем на тяжёлое и голодное существование, в конце которого нас ждёт смерть и небесный суд. Нерадостная перспективка...

Ибо прах мы, и в прах возвратимся.
Ибо прах мы, и в прах возвратимся.
  • Во-вторых.

Адам изначально был создан големом. Он был словно животное без разума и сознания (или даже хуже, чем животное). Адама создали некой заготовкой, которой лишь предстояло стать человеком под мудрым руководством Бога. Но Адам ослушался Создателя, как и существо в «Легенде о Големе» ослушалось раввина. А мы ведь знаем, что за любым преступлением неминуемо следует наказание и дальнейшее раскаяние.

Я считаю, «Легенда о Големе» является аналогом истории об Адаме: их явно объединяет мотив Творца и Создания, а ещё мотив бунта и наказания за бунт. Кроме того, как Бог уничтожил многих грешных людей (например, в легенде о городах Содом и Гоморра, и ещё в легенде о Всемирном Потопе), создатель пражского Голема уничтожил своё творение после того, как оно вышло из под контроля. Вот ещё один схожий момент.

Образ голема популярен в европейской культуре.
Образ голема популярен в европейской культуре.
  • В-третьих.

Адам и Ева не успели стать полноценными людьми в райском саду. Они также стали причиной проклятия на всех остальных людей. На мой взгляд, у Адама и Евы был довольно лёгкий путь стать человеком: надо было слушаться Создателя и жить себе спокойно в Раю. Возможно, Создатель лично даровал бы Адаму и Еве плоды с Дерева познания Добра и Зла, когда они были бы к этому морально готовы (то есть когда их големическая сущность набралась бы жизненного опыта и стала способна к превращению в человека).

Но Адам и Ева нарушили данное Богу обещание не есть плодов Дерева, за что были изгнаны из Рая и простой путь для них закрылся. Они так и остались големами, и проклятие библейского Бога тянется за человечеством до сих пор. Каждый из нас на всю жизнь обречён становиться человеком по сложному пути крови, пота и слёз.

И нет никакой гарантии, что каждый из нас человеком станет. Чтобы стать (или оставаться) человеком, нам недостаточно только есть, пить и размножаться. А как тогда? Надо, наверное, следовать заветам Германа Гессе из «Степного волка»:

«Вместо того чтобы сужать свой мир, упрощать свою душу, тебе придётся мучительно расширять, всё больше открывать её миру, а там, глядишь, и принять в неё весь мир, чтобы когда-нибудь, может быть, достигнуть конца и покоя.
Этим путём шёл Будда, им шёл каждый великий человек — кто сознательно, кто безотчётно, — кому на что удавалось осмелиться. Всякое рождение означает отделение от вселенной, означает ограничение, обособление от Бога, мучительное становление заново.
Возвратиться к Вселенной, отказаться от мучительной обособленности, стать Богом — это значит так расширить свою душу, чтобы она снова могла объять Вселенную».
Каждый из нас — потенциальный будда, но не каждый об этом знает.
Каждый из нас — потенциальный будда, но не каждый об этом знает.
  • В-четвёртых.

Человек — риск во имя высоких идеалов. Человек — ответственность за себя и за других. Человек — мечта и полёт к звёздам. Человек — это звучит гордо, в конце-то концов. Голем — не человек, но человеком он может стать через путь страданий и горестей. И самый главный вопрос: а можем ли мы называть себя человеком? Или мы… големы? Подумайте на досуге над этим вопросом.

Через глину и слёзы — к звёздам! Спасибо за ваше внимание.

«Тот, кто сам, находясь в поиске счастья, жестоко угнетает других существ, которые также желают счастья, не достигнет счастья в будущем». (с) Цитата приписывается Будде Гаутаме.

***

Ссылки на мой проект «Болтовня буквоеда»:

***

Использованные картинки (в порядке появления):