Найти тему
VK Play

Большие города посреди вечной мерзлоты — впечатления от беты Frostpunk 2

Оглавление

Проверенные временем темы и новые игровые механики

В апреле 2024 года польская студия 11 bit запустила неделю бета-тестирования своей новой стратегии — Frostpunk 2. Получить доступ можно было за предзаказ делюкс-издания игры. Сразу скажу — версия для ЗБТ оказалась весьма ограничена в возможностях.

Сюжетная кампания заблокирована, а в режиме песочницы, который здесь называется «Утопия», можно было установить только одну цель партии — «Колонизацию». Еще несколько вариантов были закрыты. Как и целые ветки технологий, особенно связанных с экономикой поселения.

Однако даже имеющиеся в бете механики позволяют увидеть, что сиквел заметно отличается от оригинала в плане управления застройкой и менеджмента ресурсов. При этом он на 100% остается игрой 11 bit studios в том, что касается атмосферы и акцента на вопросах развития человеческого общества.

Социальная стратегия

Начиная с This War of Mine, разработчики из Варшавы поднимают в своих играх тему взаимоотношений между группами людей и пределов допустимых ради выживания поступков. И в ней, и в первой части Frostpunk игроку приходится управлять сообществом людей в постапокалиптическом мире, следить за их здоровьем и нередко принимать сомнительные с точки зрения морали и этики решения.

Детский труд? Каннибализм? Рацион с опилками? Все это может стать реальностью, лишь бы группа протянула еще один-два дня.

Я бы назвал эти игры «социальными стратегиями», так как любые действия игрока сказываются на отношении жителей к нему и друг ко другу. В обеих частях Frostpunk под опекой геймера-мэра целые фракции, которые могут в конечном счете как поддержать Управляющего (так официально именуется должность градоначальника — Steward), так и выгнать его в ледяную пустыню на верную смерть.

Во Frostpunk 2 акцент на фракциях и взаимодействиях между ними ощущается еще сильнее. И само по себе управление городом тоже изменилось. Если первая часть была мрачной постапокалиптической версией The Settlers с высокой ролью микроменеджмента при застройке, прокладке дорог и теплотрасс, то вторая сделала шаг в сторону 4X-стратегий.

Все перемены в механиках легко объясняются сюжетом игры. События начинаются спустя тридцать лет после финала первой части — люди научились выживать на покрытой снегами Земле, эффективно использовать имеющиеся ресурсы и развили новые технологии взамен утерянных во время ледяного апокалипсиса. Поэтому теперь перед нами больше нет задачи строить общество с нуля, начав с небольшого лагеря. Теперь мы готовы к новому этапу социального развития и долгосрочному планированию.

Большая стройка

Четыре базовых района во Frostpunk 2
Четыре базовых района во Frostpunk 2

Хаотичная расстановка отдельных домиков там, где есть место в кольце тепла от генератора, сменилась масштабной разметкой уже готовых районов со своими собственными генераторами. Районы разделены по сфере деятельности — индустриальный, добывающий, жилой, продовольственный. И в каждом из них можно дополнительно возводить специализированные здания.

Это больше напоминает улучшения клеток или районные предприятия в Civilization 6. Но следить за уровнем тепла и перенаправлять при необходимости поставки топлива все равно придется, как и в первой части. Зато дороги и линии электропередач прокладываются автоматически.

Евангелион в огороде — впечатления от Lightyear Frontier

Глобальности происходящему добавляет и ускоренное течение времени. Если в первой части игрок руководил небольшими отрядами в течение дня, отправляя людей утром на работу, а вечером по палаткам, то в сиквеле минимальная единица измерения — неделя, а события в целом охватывают годы. Именно поэтому вы можете увидеть в трейлерах, как быстро суетятся горожане.

По этой же причине на первый план вышли политические интриги и масштабные события с долгосрочными последствиями, тесно связанные с выбором изучаемых технологий. Последние разделены на три большие группы — выживание, экономика и общество. Каждая технология открывает новые постройки и меняет отношение к мэру со стороны конкретных групп жителей.

Глас народа

-3

Дело в том, что у каждой фракции есть свои «идеи» — они так и называются в игре — о том, как лучше реализовать новую технологию. И каждое новое исследование необходимо поручить той фракции, чья идея кажется вам более разумной. В зависимости от выбора итоговый результат будет различаться набором дополнительных эффектов и повлияет на рейтинг Управляющего в каждом сообществе.

То, что хорошо для инженеров, может не устроить собирателей. Например, первые могут потребовать разработать для добычи топлива новые машины, тогда как собиратели ратуют за экономию и использование более «натуральных» методов. Угодить всем никак не получится, и со временем недовольство одной группы может переполнить чашу терпения.

По мере развития в городе появятся новые фракции, а балансировать между их пожеланиями станет труднее. Они будут активнее участвовать в жизни города, влияя на принятие новых законов. Для этого в игре появился Парламент, в котором проходят голосования по различным вопросам. И далеко не факт, что все фракции согласятся с решением Управляющего.

Может случиться так, что одна из групп захватит какой-либо район и лишит других жителей его продукции. Разработчики уверяют, что между сообществами даже может вспыхнуть гражданская война, но ни мы, ни остальные участники бета-тестирования, отзывы которых получила студия, не смогли достичь такого развития событий. Этот сценарий считается крайне негативным и очень редким.

Надежды на будущее

-4

К сожалению, какие еще сюрпризы ждут Управляющего, из беты узнать на получится. Как уже сказано выше, сюжетный режим заблокирован, а время в песочнице ограничено 300 неделями. Поэтому остается довольствоваться пониманием частичной смены жанра с новыми акцентами и оценкой технического состояния игры за несколько месяцев до релиза, намеченного на 25 июля 2024 года.

И к производительности на этапе бета-теста к Frostpunk 2 вопросов не возникло. Первая часть, работавшая на собственном движке студии, на релизе страдала от тормозов, поэтому я заранее морально готовился к проблемам и во второй. Но нет. Она построена на Unreal Engine 5, неплохо выглядит и достаточно стабильно работает в разрешении QHD на связке из процессора Ryzen 5 5600 и видеокарты RX 6750 XT. При весьма высоком уровне детализации можно было бы ожидать просадок FPS, но они не замечены.

Самые страшные квесты в серии Fallout

А вот что может насторожить часть геймеров, так это наличие в бета-тесте только английского и китайского языков. В игре довольно много текста (даже по меркам ее жанра), который необходимо понимать, чтобы принимать верные решения. И хотя русский язык все еще заявлен на странице в Steam, до релиза всякое может случиться.

Frostpunk 2 ощутимо отличается от первой части. Возможно, фанатам микроменеджмента понравятся не все нововведения. Сиквел не пошел по экстенсивному пути развития и не пытается полностью заменить оригинал во всем. Он развивает его темы при помощи новых механик и больше ориентирован на любителей глобальных стратегий. И при этом с точки зрения важности морального выбора и атмосферы это все еще узнаваемая игра студии 11 bit и точно понравится тем, кто ценит в ее продуктах именно социальную проблематику.