Найти тему
Андрей Медведев

О деталях в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

В булгаковском романе «Мастере и Маргарите» есть интересная деталь, которую, безусловно все замечают. Опустевшая квартира Берлиоза становится пристанищем Сатаны и его свиты.

И, конечно, тут возникает совершенно понятная аллюзия. Репрессии, аресты, человек пропадает бесследно. Десять лет без права переписки. Но если чуть внимательнее посмотреть на это, то, оказывается, что это далеко не самое важное.

В реальной жизни, в 20-е или 30-е годы, каким образом условный Берлиоз, советский ученый и религиозный критик, мог получить жилплощадь (отдельную!) в Москве?

В большинстве случаев это квартира чья-то, отобранная у прежних хозяев. Уж куда они делись – за границу, на Соловки или Бутовский полигон – новых хозяев не интересовало.

То есть новые хозяева брали чужое, жили в чужом, пользовались ворованным. Берлиоз живет в некоем доме на Большой Садовой. Его прототип, дом, где жил Булгаков, построен в 1903 году. Доходный дом, где живут предприниматели, художники, студентки.

После революции там коммуналки и несколько отдельных квартир. Встреча атеиста, принципиального безбожника Берлиоза с Воландом логична еще и потому, что советский функционер от литературы, живет в квартире, история которой после революции и чисток слишком кровава. Но, он по этому поводу не рефлексирует.

Также вот Лилия Осипова, сотрудница гитлеровской газеты (аналога нынешней "Медузы", и тоже в Риге базировалась) в своей книге "Дневник коллаборантки" рассказывает, как получили от немецких властей квартиру, прежде принадлежавшую рижской еврейской семье. И никаких вопросов, где же прежние хозяева, у Осиповой не возникает.

Похоже на советских функционеры в Москве 20-х и 30-х. В романе Дьявол в романе покидает столицу, а Бегемот палит нехорошую квартиру. Выгорел дом полностью или нет, из романа мы не узнаём. Но если он был восстановлен, то можно предположить, что было бы с квартирой дальше. Туда въехал бы новый функционер. Её и опечатывают после смерти Берлиоза, чтобы потом кому-то передать.

В реальной Москве тридцатых, такой происходило сплошь и рядом. Старые партийцы пропадали из квартир (которые когда-то власть отобрала у предпринимателей, профессуры, врачей, священников), а вместо них в квартиры въезжали новые люди. Тоже без особых рефлексий по поводу того, куда делся прежний обитатель.

Квартира, где живут то одни безбожники, то другие, при этом ради жилплощади они готовы особо не задумываться о судьбе тех, кто обитал тут прежде, вполне логично превращается в портал, ведущий на бал Сатаны. Потому что эта квартира по сути уже стала алтарем для жертвоприношений.

Квартирный вопрос, что испортил москвичей, это, как видится, не совсем про рабочих и служащих, обитателей коммуналок написано. А вот аккурат о партаппарате, который пожирает сам себя, до этого сожрав в революцию прежнюю Россию.

А дети и внуки, тех кто в чужих квартирах на крови прижился, как мы часто видим сегодня, стали либералами и продолжили обдирать, и искренне презирать Россию.