Шёл разгар конфликта между Афганом и Советским Союзом. Обстановка накалялась, и в роковой день было принято решение устранить нового лидера революционеров Хафизуллы Амина.
Он вёл жестокую борьбу с Народно-демократической партией Афганистана. Это мешало планам СССР, поскольку именно в этом общественном объединении находились "свои" люди.
12 декабря Политбюро ЦК КПСС окончательно решило сместить премьер-министра Афганистана Амина, а это означало, что СССР начинает вводить свои войска в Афган. В течение следующих нескольких дней, тщательно обдумывались различные планы по штурму его дворца Тадж-Бек, находившегося в Кабуле.
К 27 декабря уже окончательно был одобрен план штурма, и начались активные действия по захвату дворца.
Всё началось с того, что после очередной трапезы премьер-министр и ещё несколько человек почувствовали себя плохо и потеряли сознание. Это была задумка властей СССР и отвлекающий манёвр. В числе лиц, готовивших обед, находился агент КГБ, который и предпринял попытку отравить Амина.
Отметим, что ранее, 13 декабря, его уже пытались отравить, однако план сорвался, поскольку яд вовсе не подействовал на премьер-министра.
Вернемся к штурму дворца. После отравления приехали советские медики и откачали Амина, поскольку они не знали о решении Политбюро, ведь вся операция находилась в строжайшем секрете, и о ней знали лишь пару человек.
В связи со случившимся во дворце поднялась паника, а в это время машина, замаскированная под гражданскую, остановилась у одного из люков вблизи дворца, и изображая поломку, сбросила в люк мину.
Через 15 минут прогремел взрыв, который лишил весь дворец какой-либо связи. Сам же взрыв означал, что можно начинать действовать.
Все силы СССР, направленные на штурм дворца, были разделены на 12 боевых групп, у каждой их которых были свои задачи.
Среди них были: спецгруппы "Гром" и "Зенит", "мусульманский батальон", взвод ПТУР "Фагот" и другие.
Стоило учитывать, что Тадж-Бек находился на вершине холма, а путь был лишь один, поскольку все остальные дороги были заминированы. Да и этот единственный путь проходил через укрепления, оснащённые пулемётами. Однако это никого не остановило, и две боевые группы в числе четырёх БТР и нескольких десятков войск начали продвигаться.
Их отважность помогала им, однако прорваться удалось лишь двум машинам из четырёх. Одна была сожжена, а вторая лишилась возможности хода.
Тем временем войска уже начинали прорываться во дворец. Ими были отборные бойцы с наилучшей подготовкой. Это означало, что несмотря на большую численность защиты Хафизуллы Амина, шансы на успешное проведение операции были довольно высоки. К тому же и сами диверсанты были одеты в афганскую военную форму, что затрудняло распознание "своих" и "не своих".
Однако штурм проходил вовсе нелегко:
- По лестнице я не бежал, я туда заползал, как и все остальные. Бежать там было невозможно: каждая ступенька завоевывалась, примерно как в Рейхстаге. Сравнить, наверное, можно. Мы перемещались от одного укрытия к другому, простреливая все пространство вокруг, а затем к следующему укрытию, - вспоминал боец "Грома" Виктор Карпухин.
Тем временем другая группа вела попытки по захвату трёх танков, находящихся за дворцом. Они могли бы сыграть большую роль в защите дворца, однако у афганцев так и не получилось дать отпор русским.
На подступах к дворцу так же стояли русские войска, которые не давали прорваться подступавшим афганским батальонам. Гранатомёты отлично справлялись со своей работой, ведь несколько танков и душманы были вынуждены вернуться в казармы, где позже их возьмут в плен.
Штурм дворца проходил успешно. Спустя 43 минуты он уже считался оконченным, поскольку главная цель оказалась убита.
В ходе поиска Амина во дворце, все комнаты оказались разрушены, ведь они забрасывались гранатами, простреливались автоматами.
Интересный рассказ всплыл из материалов операции. Согласно им премьер-министр попросил одного из своих помощников связаться с русскими, чтобы те пришли на помощь. Однако после того, как ему сообщили, что штурмом руководят именно русские, от злости он бросил пепельницу в своего подчинённого.
Две сотни человек оказались убиты, еще полторы тысячи сдались в плен. Тем самым мы видим, что это была блестящая операция, которая показала всю мощь российских войск.
Четыреста человек были награждены орденами, а четверым из них было присуждено звание Героев СССР.