Это были выходные, после которых требуются еще выходные. Все время Ника просидела в интернете, блуждая по сайтам. Ведь денег не было ни на то, чтобы сходить в кино, ни на то, чтобы хотя бы в кафешку в ее таком себе райончике. Попадались какие-то дурацкие биржи фриланса, где заработок выплачивался за лайки, кто-то разве на такое ведется? В общем, выхода из своего положения она не видела.
В понедельник Ника проснулась от непонятной тревоги. Вроде бы еще ничего не произошло, но ощущение приближающейся неприятности как будто уже запустило в нее свои щупальца, пытаясь достать до самого сердца. Но что же все-таки было не так? Внезапно она обратила внимание, что в комнате подозрительно светло. В принципе, весной уже рано светлеет, но если сравнивать со вчерашним днем, то сегодня прямо погожий денек… И тут ее осенило, она выхватила мобильник из-под подушки. 10 утра! Она проспала!
Она быстро покидала в сумку вещи, форму для работы, приготовленный со вчера контейнер с обедом и, толком не причесавшись и уж тем более не накрасившись, кубарем вывалилась из дома. Слава богу, до работы было идти пешком десять минут, она и так опоздала на два часа и уже представляла себе, как Михайловна, руководитель над кассиршами, медленно и очень больно откручивает ей голову.
У вас грязное
Когда Ника пришла, то увидела самое страшное — за кассой, у которой сидела обычно она, сидела сама Михайловна. У кассы сформировалась небольшая очередь из бабушек, но у Михайловны было такое лицо, будто закупать хлеб и яйца к ним в супермаркет слетелся весь спорткомплекс Олимпийский. Естественно, она отмечала про себя каждую минуту, на которую задержалась Ника, и уже подсчитывала про себя сумму штрафа, которую она сможет на нее повесить по окончанию трудового дня.
Стараясь не отсвечивать, Ника просочилась в подсобку и натянула на себя уродливую форму супермаркета. Именно в тот момент она сообразила, что вчера хотела закинуть ее в стиралку, но не сделала этого. Чем она вместо этого занималась? Уже было не вспомнить. Дни для Ники сливались в один, словно жевательная резинка, которую она жевала и жевала и никак не могла дойти до урны, чтобы наконец выплюнуть навсегда.
Она подошла сбоку к Михайловне, чтобы показать свою готовность ее подменить.
— Что это еще такое? — тихонько прошипела Михайловна вместо приветствия. Здороваться вообще было не в ее правилах. Ника почувствовала, что она смотрит куда-то на уровень ее груди. Она что, забыла надеть бейджик?
— Девушка! — пришла ей на помощь покупательница, по виду лет пятнадцати, видимо, прогуливающая уроки и как раз подошедшая к кассе на тот момент. — У вас грязное!
Она оттянула майку. Действительно, на груди красовалось багровое пятно непонятного происхождения. Соус от макарон, который она ела вчера в обед? Пятно кофе? Что-то капнуло, пока она расставляла вчера товары по полкам вечером?
Михайловна сделала такое лицо, будто ее сейчас стошнит.
— Так, Ника, иди давай в подсобку, там есть как раз твоего размера запасная майка на верхней полке. Переодевайся и приходи. В темпе! Уже на штраф себе нагуляла.
Понурая Ника пошла переодеваться. Краем глаза она заметила, что вторая касса пустует, тем временем приближалось обеденное время, когда в магазин повалит народ из соседних бизнес-центров покупать себе готовую еду для разогрева в микроволновках. С мрачным осознанием этого она вернулась к кассе и наконец заступила на смену.
Подавись своим паспортом
— Девушка, побыстрее пробейте мне! — ныла женщина в дорогущем пальто, которую непонятно какими путями занесло в их богом забытый магазин. — Что вы копаетесь?!
Женщина понабрала какой-то алкогольной продукции и закуску к ней, в основном это был сыр и что-то из фруктов. Ника добросовестно взвесила фрукты, а затем, бросив беглый взгляд на украшающие руки женщины драгоценные камни, попросила ее предъявить паспорт.
— Дорогая моя, — женщина элегантным и дерзким одновременно движением сняла солнцезащитные очки, в которых находилась все это время, — спасибо тебе, конечно, за комплимент, но я уже давно не девочка. Давай побыстрее, не задерживай меня.
Ника воровато огляделась, стараясь, чтобы это было наименее заметно. С другого конца магазина за ней пристально следила Михайловна, параллельно умудряющаяся проверять расстановку товаров, которую Ника делала вчера.
Очень тихо она произнесла:
— Простите, но у нас строгие правила на этот счет. Алкоголь без паспорта продать не можем.
— Нет, вы посмотрите, что творится здесь! — внезапно взвизгнула женщина криком, переходящим в фальцет. — Вы серьезно мне не продадите выпивку. Вы? Мне?!
Тем временем позади женщины стала собираться очередь из «обедающих». Они возмущенно переговаривались, ощущая, что ожидание в очереди грозит затянуться. Ника покосилась на соседнюю кассу. Ее коллега Марья, работающая за ней, не пришла сегодня, и касса пустовала. Михайловна при этом за кассу садиться не спешила и вообще, похоже, куда-то исчезла. Именно тогда, когда ее помощь пригодилась бы сильнее всего, она как сквозь землю провалилась. «Естественно, а как только замечание сделать, так это она сразу появится, раскрасавица», — проворчала про себя Ника. А вслух сказала:
— Простите, но у нас такие правила. Вы правда очень хорошо выглядите, но я, к сожалению, не могу продать вам алкоголь без предъявления документа, удостоверяющего личность. Это закон, мы его соблюдаем.
— Слышь ты! Кто ты вообще такая? Ты знаешь, кто я?! Знаешь или нет? Да по одному моему звонку ты как пробка отсюда вылетишь, понятно? На! Подавись своим паспортом.
Она бросила его на кассу перед Никиным носом. В этот момент до нее донеслись алкогольные пары, и она поняла, что покупательница пришла в магазин уже будучи под градусом. Ника посмотрела документ и аккуратно его вернула.
— Спасибо… — только и смогла сказать она.
— Что здесь происходит? — подскочила к месту событий белая, как мел, Михайловна.
— Я ваш магазин к чертовой матери прикрою, — улыбнулась женщина и направилась к выходу.
— Ты что, обалдела?! — зашипела ей прямо в ухо Михайловна. — Это же была известная личность, поп-звезда! Олеся Заславская! У нее друзья в высших кругах есть. Ей достаточно звоночек сделать, и всю сеть супермаркетов закроют… Ну дура. Ты что, вообще телевизор не смотришь?
Ника повесила нос. Телевизор она и вправду не смотрела.
Ты не местная
Вдруг с другого конца супермаркета раздался вопль.
— Я видела! Ты своровала, немедленно положи на место!
Вся очередь обернулась на источник звука. С места Ники просматривались две женщины. Одна была одета более-менее хорошо, а другая в видавший виды спортивный костюм. Пока не было понятно, кто на кого кричит, но наличие конфликта было уже налицо.
— А ну иди сюда. Я и вмазать могу, воровка! — кричала женщина в спортивном костюме. — Знаешь, как у меня на районе дела решаются? Не знаешь. Ты не местная. Сейчас я покажу тебе.
Она бросилась на прилично одетую женщину.
— Отпустите меня, помогите!
Грузный седой охранник Ильич отвлекся от своего обеда в подсобке и вылетел разнимать дерущихся. Спортивный костюм схватила приличную за волосы и опасно дергала, грозясь оторвать шевелюру вместе со скальпом.
— Она украааалааа! — орала спортивный костюм, сумка приличной женщины соскочила у нее с плеча и упала на пол. И оттуда, ко всеобщему изумлению, вывалился батон белого хлеба…
Всем сразу все стало ясно, спортивный костюм выпустила приличную и, отдышавшись, распрямилась. Прекратил попытки пресечения и пожилой Ильич, у которого немного прихватило спину.
Вся очередь, включая Нику, завороженно наблюдала за происходящим. Воспользовавшись этим, Ника выскользнула из-за кассы и направилась к дерущимся. Лицо женщины в приличной одежде показалось Нике смутно знакомым…
— Лена, это ты? — поразилась она, приблизившись и узнав в воровке свою бывшую подругу детства…
Вон отсюда
Ника училась с Леной в одном классе. Лена всегда была отличницей, примерной ученицей. Но в восьмом классе связалась со старшеклассником. Этот человек довольно быстро поднялся и стал крупной фигурой в их маленьком городке. Лена забеременела от него, бросила учебу. Больше она подругу не видела. Но это именно она стояла теперь перед Никой с растрепанной прической, с буханкой, выпавшей из ее сумки…
Ника услышала голос Михайловны.
— Ника, ну это уже ни в какие ворота! Ты бросила покупателей. Еще и опоздала сегодня, пришла грязная и нахамила важной посетительнице. Забирай свои монатки и вали отсюда, завтра можешь не выходить. Достала меня, — и сама села за рабочее место Ники, продолжив обслуживать обалдевших посетителей магазина, которые просто хлеба хотели купить, а вместо этого увидели целый спектакль. — А за вами, женщина, уже патруль выехал. Что вы здесь устроили вообще за спектакль? Вы пьяная?
— Я? — обомлела женщина в спортивке. — Это она украла! Она!
«Ну что ж, — подумала Ника философски, — я была морально готова к этому. Хорошо, что часть денег откладывала на черный день, первое время продержусь».
Ника и Лена вышли из магазина под весеннее солнышко. Наконец, Ника спросила:
— Лена, что это было? Где ты была все эти годы?
— Ох, Ника. Пойдем, может, к тебе? Я все расскажу.
Вдруг это знак
Оказалось, что все эти годы Лена провела в борьбе с Тимуром, тем самым старшеклассником, который планомерно разрушал ее жизнь. Сначала она родила ему сына — как уточнила Лена, сейчас он находится у ее родственников. Потом он сделал из нее домохозяйку, а пока она нянчила сына дома, занимался своими темными делишками.
Конечно, они ни в чем не нуждались, но в воздухе буквально висел вопрос: какой ценой? Бывало, что к ним в квартиру приходили какие-то странные люди в черных куртках и, подолгу закрывшись с Тимуром в гостиной, что-то с ним обсуждали. Кажется, у одного из них она даже видела оружие. Лена любила Тимура, но чувствовала, что рядом с ним ходит беда и однажды она обязательно коснется их с ребенком. И вот он начал пить. А вместе с тем и поколачивать ее время от времени.
Лена терпела долго и упорно. Надеялась, что он одумается, поймет, что разрушает свою семью, что любви в Лене становится все меньше… Последней каплей было, когда он поднял руку на сына. Тогда Лена втихаря собрала вещи и рванула из дома вместе с восьмилетним ребенком. Ей было очень страшно, что сделает Тимур, как он отнесется к этому побегу.
Но он на удивление не разозлился. Позже Лена узнала от подруг, что у него давно была связь на стороне. Он просто выдохнул, что она наконец исчезла из его жизни. А сама Лена приехала в Курск отчаявшаяся, но стремящаяся начать все с чистого листа и дать ребенку лучшую жизнь.
— У меня деньги вчера закончились, я могу конечно у мамы попросить, но стыдно так. Что жизнь моя не удалась. Решила молодость вспомнить, как мы с Тимуром воровали… Ну ты помнишь.
Лена помнила. Они с Тимуром вечно таскали конфеты из продуктового через дорогу от школы, а Ника пыталась их вразумить.
— Работа мне нужна, Ник, — говорила Лена, сжимая в руках кружку с горячем чаем так, будто надеялась, что она отогреет ее заиндевевшее сердце. — Знаю, что ты и сама сапожник без сапог. Но если я тебя вот так внезапно встретила, вдруг это знак? Может, получится что-то найти вместе, а?
Они уселись за компьютер. Ника уверила Лену, что лучший способ искать работу — через интернет, хотя сама не особо в это верила. Просто… ну где еще? Кто знает, может быть, вдвоем у них и впрямь получится лучше. Она просмотрела некоторые из многочисленных ссылок, которые накопились за то время, пока она проводила последние бесполезные выходные дома: заработок на лайках, биржа фриланса. И в одной из вкладок оказался сайт удаленной работы.
— Слушай, тут пишут, можно зарегистрироваться бесплатно и зарабатывать.
— Да нет, выглядит как шляпа какая-то, — отреагировала Лена. — Ну ладно… Давай попробуем.
Новое чувство
На сайте оказалось множество разных предложений, в том числе и по поиску работы. Причем за приглашение кандидата приглашающему выплачивалось вознаграждение. Бренды на сайте были размещены известные: «Перекресток», «Пятерочка», «Яндекс.Такси»…
— Слушай, давай мы с тобой вакансии изучим, я тебя приглашу на какую-нибудь, а сама чуть подзаработаю на этом? Ты не против? — нерешительно спросила Ника у Лены.
— Ты чтооо, конечно, не против, — откликнулась Лена. — Звучит адекватно!
Долго решали, какую вакансию выбрать. Все выглядело «вкусным» для Лены, которой срочно нужны были деньги. Она хотела даже пойти вот на такую же вакансию, какая была у Ники, кассирши в магазине.
— Даже не думай, Лена, — отрезала Ника, — Это адский труд и постоянно общаться нужно, такое ты не любишь. Давай лучше сборщиком.
— Ну давай… — нерешительно согласилась Лена. — А куда, на какие кнопки тут жать-то, ты разобралась?
Это было чуть сложнее. Подруги не сразу поняли, что и как нужно сделать, чтобы отправить заявку. Но, посмотрев видео в разделе «Обучение», наконец поняли принцип, заполнили анкету на приглашение кандидата. Оставалось ждать ответа. Ника с удивлением подумала, что ей нравится это новое чувство, когда она пытается трудоустроить человека на работу. «Может быть, можно еще кому-то помочь? — подумалось ей. — Если, конечно, получится».
— Ладно, Ник, давай серьезно. Посмотрим работные сайты нормальные.
Ника пожала плечами. Она уже настроилась действовать через сайт, но, если подруга так хочет, пожалуйста.
Они посмотрели вакансии. И каково же было их удивление, когда они обнаружили там все те же самые вакансии, только без оплаты за найм! По факту, это значило, что если они оформят Лену не через сайт, то Ника потеряет деньги.
Так что решили все-таки воспользоваться новой неизведанной опцией. Через пару дней партнер отреагировал, он принял заявку Ники! На ее счет, за отклик и заполненную анкету было начислено 560 рублей, а Лену пригласили на собеседование. Она летела на него как на крыльях и записывала голосовое сообщение Нике: «Спасибо, спасибо, спасибо!» После происшествия подруги, к их обоюдной радости, снова начали общаться.
А Ника тем временем узнала, что предлагать к найму можно не только знакомых людей, а вообще просто размещать объявления на них в интернете и зарабатывать. Позже она открыла для себя вакансию, где платили 15000 рублей за кандидата, и тогда у нее вообще началась совершенно другая жизнь…
Разве кто-то мог знать, что ее плохой день может иметь такие хорошие последствия?