Сегодня прочитал очень интересное интервью историка белого движения Руслана Григорьевича Гагкуева, касающееся русской эмиграции.
У нас по сей день популярно выражение «белоэмигранты», иногда даже всю русскую эмиграцию 1917 — 1922 гг. называют «белой». Но ведь это совсем не так.
Белогвардейцы и им сочувствующие составляли лишь часть русской эмиграции, о чем и рассказал Р. Г. Гагкуев:
«Неправильно называть всю эмиграцию после революционных событий белой. Все-таки это был достаточно широкий спектр политических сил. Ну, начать надо, наверное, прежде всего с социалистов. Были и анархисты, тот же Нестор Махно, закончивший свою жизнь во Франции...
Троцкий и вообще леваки, троцкисты, которые в 20-е годы оказались за границей. Эсеры, в том числе, например, (Борис) Савинков – их было довольно много, включая и лидеров этой политической партии, которые обосновались в разных странах – едва ли их можно к белым отнести.
То, что называется белой эмиграцией, – это прежде всего русская военная эмиграция, которая воевала в Гражданскую войну против советской власти...» (с) Р. Г. Гагкуев — радио Sputnik.
Иными словами, среди эмигрантов были даже вчерашние противники белогвардейцев на полях сражений.
Имелось немало сторонников «альтернативного социализма», многие из которых позднее стали сменовеховцами и даже деятелями антифашистского сопротивления в Европе.
Наконец, были в Европе эмигранты и «правее белогвардейцев». Разнообразные аристократы и монархисты-черносотенцы, в массе своей не принимавшие участия в Гражданской войне.
Некоторые «мыслители» приписали себя к белому движению фактически «задним числом». Да-да, обсуждаемый нынче философ И. А. Ильин — один из самых известных подобных деятелей. В Гражданской войне он участия не принимал.
«Большинство из них и в Гражданской войне не участвовало, но они были монархистами, выступали за восстановление в России в какой-то отдаленной перспективе монархического строя...» (с) Р. Г. Гагкуев — радио Sputnik.
При этом, русская эмиграция была крайне разделена, в ней не было какой-то «общероссийской солидарности». Это был набор чрезвычайно разнообразных организаций, ориентированных на разные идеологии и государства (от СССР и англо-французов до японцев, немцев и итальянцев). Отношение к Русской революции там тоже сильно разнилось.
Кто-то признавал Февраль, критиковал Октябрь. Кто-то тосковал по старому строю. Кто-то понимал, что большевики взяли власть и удержали её не просто так, пытался разобраться.
И вот это очень любопытно, учитывая то, что сейчас так активно носятся с И. А. Ильиным и И. С. Шмелевым. Такое ощущение, будто ничего иного русская эмиграция миру и не дала.
А как же идеи евразийцев, младороссов, сменовеховцев? Ведь далеко не все русские эмигранты приветствовали приход к власти Гитлера (как Ильин) или радовались поражениям Красной Армии (как Шмелев).
Я лично категорически отказываюсь красить всю русскую эмиграцию в «черносотенно-реваншистский цвет», ведь она не была такой.
Русские эмигранты воевали на стороне республиканцев в Испании (а не только на стороне Франко), русские эмигранты стали героями европейского Сопротивления, русские эмигранты говорили о том, что в час опасности нужно защищать Россию, пусть даже с советской властью.
«Сменовеховцы понимали, что большевики сохранили целостность России, спасли ее от анархии и развала, защитили государственность, и призывали своих соотечественников, оказавшихся за границей, к тому, чтобы поддержать новую власть в России, бороться с какими-либо попытками дезорганизации и развала государства.
«Умыть руки, отойти в сторону, — говорил С. Чахотин, — нельзя. Это, конечно, легче всего, но это преступление перед родиной. Надо участвовать в поддержке России, надо всем выручать ее, облегчить ей путь прогресса, мира и благосостояния...» (с) Г. В. Жданова. Идейно-политические течения русского зарубежья начала XX столетия. / Вестник РУДН. 2010.
А знаете, кто такой Сергей Степанович Чахотин? Это бывший белогвардеец, руководитель ОСВАГа, эмигрант. В Германии С. С. Чахотин стал участником антифашистского, антикоммунистического и антинацистского объединения «Железный фронт» («боевое крыло» альтернативно-левой немецкой СДПГ).
Сергей Степанович — автор идеологической кампании «Три стрелы против свастики» (стрелы против реакции, капитализма и фашизма).
Иными словами, С. С. Чахотин в 1932 — 1933 гг. идейно и политически боролся с гитлеровцами (пока И. А. Ильин их нахваливал).
В конце концов Сергей Степанович вернется в Советский Союз, где станет старшим научным сотрудником Института биологии развития АН СССР.
А теперь вопрос: давно ли вы слышали о Чахотине в СМИ? А о трудах и наследии других мыслителей русской эмиграции, которые Муссолини не расхваливали и про «чувство ранга» не писали?
А ведь их таких много было. И судьбы у большинства интересные, а порой — печальные (многие вернувшиеся в СССР «слишком рано» сменовеховцы и евразийцы были расстреляны в 1937 — 1938 гг., — Н. В. Устрялов, А. В. Бобрищев-Пушкин, С. С. Лукьянов... С. С. Чахотин вернулся позднее, в 1958 году).
Я всегда говорил о том, что антибольшевистское движение и русская эмиграция — чрезвычайно разнообразны и любопытны.
Проблема в том, что усиленно проталкивают нам только представителей «консервативно-непримиримой» части русской эмиграции.
А ведь некоторые такие «господа» и сделали очень много для победы большевиков в свое время...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!