Найти тему

Почему в «Тихом Доне» так много насилия?

Кадр из фильма 1957 года
Кадр из фильма 1957 года

Натуралистичных до тошноты сцен в эпопее действительно немало. И они, не то что на 11-классника, на взрослого производят неизгладимое впечатление. Автор намеренно останавливает сюжет и неспешно вырисовывает все ужасающие подробности: капустный хруст разрезаемого тела Наташи во время попытки самоубийства, выпущенные кишки Егора Жаркова, вывалянные в песка и помёте. Для чего автору вызывать отвращение и тошноту у читателя?

С одной стороны, показать, насколько
нещадным и отвратительным может быть человек, разъярённый войной. То, что никогда бы не проснулось в нём в мирное время, теперь выползает наружу. Понятие «нормальности» резко изменяется, человек попадает в зону турбулентности, в которой невозможно разглядеть полюса добра и зла. Все границы размываются.

С другой стороны, это
изображение действительности, в которой Шолохов не утаивает ничего. Он описывает чёрную сторону жизни, которая никуда не девается и в мирное время, ходит среди нас, просто мы часто делаем вид, что её не существует. Посмотрите статистику женщин, страдающих в наше время от насилия, Вы ужаснётесь.

Главный герой, который часто становится свидетелем варварства,
помогает выявить моральные ориентиры. Тех, кто совершает бессмысленное насилие и проявляет садистскую жестокость, Григорий Мелехов жутко ненавидит. Однако очень сложно, находясь на войне и убивая десятки и сотни людей, не перейти черту. Мы не раз видим, как Григорий срывается и в минуты ярости его сознание мутнеет, с ним случается припадок, который он сам не в силах остановить: Мелехов рубит безоружного (!) австрийца, готов пристрелить Чубатого, расправившегося с пленным, убивает четырёх матросов. И главный вопрос для автора вот в чём: как в этой «мути» остаться человеком? Где грань между получением награды за убийство врага и желанием кровожадно рубить всех без перебору? В какой момент герой-освободитель превращается в изверга и садиста? Это очень тонкая грань, и не перейти черту жутко трудно. Каждый раз нужно производить над собой неимоверное усилие.

Но то, как чувствует себя Григорий после совершаемых зверств, — важный показатель.
Внутреннее чувство, которое подсказывает ему, что он проявил бессмысленную жестокость, за которую так ненавидит других, можно называть чем угодно — совестью, достоинством, честью. Именно оно является индикатором человечности. Именно оно помогает Григорию противопоставлять звериному истинно человеческое.

Мелехов прекрасно воюет, но не хочет воевать. Он стремится
обрести общенародную правду, правду-единение, но эпоха требует разъединения, размежевания, и он вынужден вставать то на сторону одних, то на сторону других. И герой не может ни пойти против своей человеческой природы, ни отказаться от участия в борьбе. Трагический конфликт, который несёт в себе шолоховский герой, можно определить как конфликт между человеком природным и человеком социальным. Что это, если не насилие?

Шолохов описывает один из самых трудных периодов в жизни страны. Так писал он сыну на закате своей жизни:
«Гражданская война, она, брат, тем пакостна, что ни победы, ни победителей в ней не бывает». Война — это и есть насилие над человеком. И невозможно было по-другому описать это время.