Найти тему

116 глава. Клятые клятвы.

116 глава. О клятых клятвах.

Мы в обычной жизни применяем клятвы и божбы в межчеловеческих отношениях в виде «Ей богу», или «видит бог», или «бог не даст соврать», как словесный штамп-паразит, не имея в виду Самого Бога. «Сказать по нашему мы выпили немного. Не вру, ей-богу. Скажи, Серёга»… Используем отсыл к нашему страху Божьему в качестве доказательства того, что мы говорим правду. Мол, какова моя вера в моего Бога, такова и вера моим словам. Никакущая, пустяковая, шутовская и заболтанная вера у такого человека. Не намного лучше наши широко распространённые заклинания вроде «гадом буду», или «землю жрать буду», или «чтоб я сдох», или «мамой клянусь», или «век воли не видать», или «чтоб я так жил» и прочие – всё это тоже своеобразные клятвы, вроде как, наиболее дорогим, что у человека есть.

Учение Христа о клятве изложено просто: "Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.", (Мф.5:33-37).

Кля́тва — уместная присяга с заверением, подкрепленным ссылкой на святое как для клянущегося, так и для принимающего присягу. Клятва в отношениях между людьми есть призывание своего Бога во свидетельство истинности утверждения и святости его намерений. Клятва человека своему Богу – это то, что мы называем крещением: "Ты – мой Бог, Творец и Отец, а я Твой Тобой призванный человек, с головой погружаюсь в Тебя безвозвратно. Вступая в ряды Церкви Христом созданной и Им возглавляемой торжественно клянусь: Научиться слышать, слушать и Богу угодным способом исполнять Слово Божие, признавать сотворённый Им мир и себя в Нём хорошим весьма, прилепиться к своей жене и, став с ней одним существом, плодиться, размножаться, распространяться по земле, владеть всем сотворенным Божиим миром, как владыка, сотрудничая с Творцом под Его началом отныне и во веки веков". Клятва - как минимум двухсторонняя сделка. Если Бог или иная принимающая сторона не приняла твою клятву, то нет и не было никакой клятвы. Пустое сотрясание воздуха торжественными словами.)))

Возможно ли жизнь прожить без клятвы? Нет, невозможно. Она не только позволительная, но во многих случаях абсолютно необходима в отношениях между людьми.

Изложу сначала вкратце мнение православных богословов с добавлением своих пяти копеек))) о том, что они думают за клятву.

Бог Отец клялся Самим Собою, когда заверял Авраама о своём намерении размножить его потомство. Пророки Исайя (Ис.65:16) и Иеремия (Иер.12:16) говорят, что и в будущем веке допущенные в Царство Небесное тоже будут клясться и Божим именем, и Богом Истины. По образу и подобию клятву могут применять и люди, во время жизни на земле, призывая Бога во Свидетели истинности их слов, искренности намерений и верности надлежащего исполнения их обещаний… Клятва – как мера обеспечения обязательств. Это не клятва Богу, а клятва с привлечением Божией помощи.

Иисус Христос ссылаеся на Бога Отца, когда указывает, что Его Словам нужно верить, ибо они истинны. Это клятва именем Бога Отца. Иисус в разной форме разным людям говорит, что Он присягает в том, что Он – Христос, Сын Божий. 

Однако слова Господни:… «Я говорю вам: не клянись вовсе» вроде бы указывают на Его отрицание применимости в жизни человека такого явления и такой формы общения, как клятва.

Профессор Лопухин Александр Павлович говорит: «Дальнейшие слова Христовы, следующие за высказанным у Господа запрещением клятвы, таковы: «но да будет слово ваше: да, да, и нет, нет»… «Слово» – «ὁ λόγος». Член «о» указывает, что это – слово, о котором уже речь была, известное; иначе: это слово, т. с., клятвенное слово или что́ тоже - клятва. И так, да будет клятва ваша: да, да, и нет, нет. Человек, клянущийся Божиим именем, при этом предполагает, что всеведущий и всевидящий Бог видит и слышит его, слышит его слова, видит его внутреннее я. Следовательно, человек клянется и в тоже время предполагает, что он говорит как бы не перед людьми, но как бы только и только пред одним Богом. Наконец, относительно обстоятельства, отмечаемого в данном случае противниками клятвы, того именно, что мы, – не имея-де возможности поручиться за свои будущие поступки и действия, которые часто зависят от случайностей и иных моментов, стоящих вне нашей прозорливости и власти, – потому не можем будто бы и давать клятв, – вполне достаточно заметить, что клятва, когда она дается, имеет в вину у себя лишь то только, что́ не стоит в зависимости от случайностей, а зависит единственно от одного клянущегося: поскольку личное поступание последнего, его я не виновно в неисполнении клятвенного обещания, постольку оно – свободно от всяких нареканий… Короче сказать: при всяком клятвенном обещании имеет силу известное «если»».

Искреннее убеждение в добросовестности клятвы, в её правдивости - есть следствие любви человека к самому себе. Кант Иммануил говорит: «Лжец должен презирать себя самого, ибо тем, что я лгу, я унижаюсь до простого феномена (случайного явления), делаюсь маской, отказываюсь от того, чтобы быть самим собою, совершаю по частям самоубийство над моим истинным человеком и на место его выставляю вымышленного человека». Ложные и лживые обещания и клятвы нас преследуют повсюду. Кому врём? Своему Богу, себе и своим ближним. Зачем? - Одному Богу известно.))) Вот про меня. Чтобы жена отстала хотя бы на время со своими нравоучениями я на вопрос: «Будешь ещё пить, собака такая»? - Отвечаю на отмашь: «Никогда!!!» - причём отвечаю я со всей убеждённостью в голосе, выпучив преданные глаза, скрещивая честно пальцы на ногах…))) Это, конечно, хохма и в известной степени спектакль самодеятельности… Но сколько таких и подобных заранее лживых, мнимых и притворных обещаний и клятв даётся людьми друг другу в том числе и бездумно привлекая в свидетели Бога. Очевидно, что такие клятвы были запрещены Христом.

 Всем пастырям народов и царям государств во все времена необходима была присяга, как разновидность клятвы. Без присяги на верность царю и Отечеству мне трудно себе представить управление армией, чиновниками разных ветвей власти, народом во всей его совокупности наций, обычаев, традиций, конфессий и прочих различий. Объединяющая всех цепь, общая для всех сеть - клятва и присяга.

Пока нет одного стада и одного Пастыря, о которых говорит Христос, пока у разных стад и разных людей имеются разные интересы, и в мире будет вестись борьба добра со злом, до тех пор воздержание от клятвы, равно как и от войны, и от судов…, не приведет ни к чему хорошему. Богослов Лопухин А.П. делает вывод: «Нельзя запрещать человеку хромать, когда у него одна нога короче другой: хромота – зло, но никакими наружными предписаниями не уничтожить ее; а вот уничтожьте ее причину, сравняйте каким-либо образом обе ноги, и она сама собою исчезнет… Это же приложимо и к вопросу о клятве».

Во все времена клятва составляла, составляет и будет составлять традиционную, обычную и самую ценную форму договорных отношений между людьми.

Профессор-богослов Маркеллин Алексеевич Олесницкий говорит: «Сущность истинной клятвы состоит в том, что приносящий ее подтверждает перед лицом всеведущего Бога свое показание или свое обещание и ставит себя в безусловную зависимость от Бога, ясно сознавая, что Он строго карает всякую неправду, и что ложно клянущийся навлекает на себя грозный суд Божий. Кто хочет произнести клятву, тот должен приготовиться к ней. Подготовление должно состоять в осознании важности предстоящего дела и ответственности за приносимую клятву. Клятва должна быть произносима благоговейно и с решительным намерением свидетельствовать истину и стоять за правду. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно, гласит третья заповедь закона Божия.

Клятва может быть двух видов. Один вид ее относится к фактам настоящего или прошедшего времени, а другой – к событиям будущего. В первом случае мы даем показания при разбирательстве дела в суде, а во втором – при вступлении в должность и в некоторых других случаях. Гнусность ложной клятвы и клятвопреступления состоит в том, что ложно клянущийся, или клятвопреступник, играют не только частной истиной, подлежащей, положим, расследованию на суде, но и смеётся над истиной вообще, правдой самой по себе, смеётся над верой в Бога. Нарушить клятву, данную в полном сознании и по свободной воле, – значит совершить самую отвратительную вероломность не только по отношению к людям, но и по отношению к своей совести и к Богу.

А еще отвратительнее ложная клятва, так как нарушитель клятвы, по крайней мере, в то время, когда давал клятву, мог иметь намерение исполнить обещанное; между тем ложно клянущийся от начала до конца презирает истину и верность. К грехам против клятвы надобно отнести еще божбу, которая есть легкомысленное, без всякой нужды употребление клятвы в обыкновенном разговоре и делах».

Вот тут возникает интересный вопрос к профессору: «А тот, кто не клянётся вовсе, разве не находится ровно в такой же безусловной зависимости от всемогущего, всеведущего и вездесущего Бога, как и приносящий клятву, и разве Бог в момент дачи клятвы не видит её ложность и гнусность лжеца»? – Ответ очевиден. Следовательно, клятвопреступник обманывает только себя и своих ближних, поскольку обманывать или злоупотреблять доверием Бога – напрасный труд, хоть ты забожись до смерти вдребезги и пополам от заката до рассвета.))) Не обманешь, ибо Бог смотрит в сердца.

Дополнительная Клятва человека своему Богу СВЕРХ ТОГО – абсолютно бесполезное и даже вредное занятие, оно только отнимает время и дарит не полезные иллюзии. Так же, как и многословная подробная молитва (как бы чего не забыть?))), ибо Бог заранее, до твоего прошения знает то, что тебе нужно, а не то, что ты просишь. Слова Христа «не клянись вовсе» и «молясь, не говорите лишнего» – перекликаются в том смысле, что они не нужны Богу Отцу от слова СОВСЕМ. Знает Он все наши молитвы и наши клятвы и всю им красную цену в базарный день. Поприветствуй Отца и Сына и Святого Духа, Марию Деву, Иосифа Обручника, Иоанна Предтечу и всё небесное воинство вместе с тебе знакомыми святыми, благослови их, поблагодари и заверь, что тебе хорошо с ними, с самим собой и со своими ближними, что любишь ты их всех не меньше вчерашнего… и Всё! И хорош. Неча даром отнимать время у Творца. У Него дел невпроворот, а тут ты со своими шипящими и жужжащими. Да ладно бы ты один, а то ведь все легионы воцерковлённых трындят и гундят без остановки…))) 

И молитва, и клятва имеют значения только для самого молящегося и клянущегося. Я дал присягу, и я отвечаю перед своей честью и перед своей совестью. А иной не даёт присяги никому. И Бог всё это видит и дозволяет и то, и это. Солнце светит и греет всем одинаково и злым, и добрым, и дождь омывает и чистого, и поганого…

Что в моей жизни было из клятв? Меня крестили в младенческом возрасте, поэтому своей первой клятвы Христу я не помню. За меня меня закляли и немного закаляли.))) Но я не в претензии. Первой клятвой, которую я запомнил, была клятва при вступлении в пионеры. Она была такая: 

«Я, Эдуард Горб, вступая в ряды Всесоюзной Пионерской Организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить свою Родину. Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия. Свято соблюдать Законы Пионерии Советского Союза.» 

Каковы были эти законы? Вот они, Законы пионеров Советского Союза:

«Пионер предан Родине, партии, коммунизму.

Пионер готовится стать комсомольцем.

Пионер ровняется на героев борьбы и труда.

Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества.

Пионер - лучший в учебе, труде и спорте.

Пионер — честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду.

Пионер — товарищ и вожатый октябрят.

Пионер — друг пионерам и детям трудящихся всех стран».

Если в этой клятве Пионерскую организацию заменить на Церковь, Ленина - на Бога Отца, Коммунистическую партию – на Иисуса Христа и всё прочее - аналогично, то нас учили любви и преданности к Вере, Царю и Отечеству, быть честными и верными, учиться, жить и дружить… Что в этом было плохого? Не мы же заменили Христа на Коммунистическую партию, а наши предки, которых нам предписано Богом Отцом и Его Сыном чтить. Кроме того, мы заучивали наизусть такие пионерские девизы в виде частушек-прибауток:

«Пионер! Всегда будь смелым,

Не бросай на ветер слов

И проверить слово делом

Будь готов!

- Всегда готов!

Будь веселым, плавай, прыгай,

Жги костры среди кустов,

Но склонить лицо над книгой

Будь готов!

- Всегда готов!

Развивай и ум, и руки,

Помни: труд не даст плодов

Без учебы, без науки.

Будь готов!

- Всегда готов!

В жизнь идя победным маршем,

В шуме битвы и трудов

Смену дать героям старшим

Будь готов!

- Всегда готов!

Взглядом ясным и бесстрашным

Различать умей врагов.

За друзей стоять отважно

Будь готов!

- Всегда готов!

Будь готов всегда вступиться

За калек, сирот и вдов

И за правду встать, как рыцарь,

Будь готов!

- Всегда готов!

Будь готов отдать все силы

Делу славному отцов,

Послужить Отчизне милой

Будь готов!

- Всегда готов!»

Вот в этой стихотворной расшифровке девиза пионера нет ни Ленина, ни Коммунистической партии, ни коммунизма, но есть те личностные черты хорошего человека, которые государь, государство и народ хотели бы воспитать в пионерах. И у них получалось! Не всё, правда. И не с первого раза, но кое-что ведь получалось! А всё и сразу ни у кого никогда не получалось, прости Господи, но ведь и Тебе пришлось применить потоп и "кое-что ещё и кое-что иное, о чём не говорят, чему не учат в школе"...)))

При вступлении в Комсомол (ВЛКСМ – Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи применил Ветхозаветный возрастной ценз) молодые люди на переходе от отрочества к юности (по Библии от 14 до 21 года) , включая молодость (по Библии от 21 года до 28 лет) торжественно клялись путём присоединения к уставу в виде его безусловного и безоговорочного признания и принимая на себя обязательство «во всей своей жизни свято выполнять ленинский завет «Учиться коммунизму» и соблюдать нравственные принципы, изложенные в Программе КПСС - в моральном кодексе строителя коммунизма:

- преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма;

- добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест;

- забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;

- высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;

- коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый - за всех, все - за одного;

- гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку - друг, товарищ и брат;

- честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;

- взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;

- непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;

- дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;

- непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;

- братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами».

Я вступил в Комсомол в 14 лет и в 28 лет вышел из него. Пока был в комсомоле стремился следовать вышеуказанным принципам. Я им же пытаюсь следовать до сих пор и не нахожу в них принципиального противоречия с верой в моего Бога. Да, в моей истории, в истории моей Родины и моего народа были Маркс, Энгельс, Ленин и их последователи в качестве Пастырей и Государей, но это моя история и другой у меня нет. А самое главное, что вышеизложенные принципы основаны на Библейских правилах и нормах для тех, кто понимает. И советский народ у Ленинцев получился не хужее народа Российской империи, и Бог такое развитие событий допустил, а значит всё было – хорошо весьма, ибо иначе у Творца не бывает.)))

И наконец, после окончания Красноярского политехнического института я дал присягу при вступлении в Вооружённые Силы СССР:

«Я, Горб Эдуард Иванович, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооружённых Сил, принимаю Присягу и торжественно клянусь: быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников.

Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество, и до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Советскому Правительству.

Я всегда готов по приказу Советского Правительства выступить на защиту моей Родины – Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Вооружённых Сил, я клянусь защищать её мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.

Если же я нарушу мою торжественную клятву, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение советского народа».

Слава Богу, что я её дал, и Господь помог мне её пока не нарушить. Буду молиться о сохранении статус-кво. При этом, саму армию и её порядки я, мягко говоря, на дух не переносил и до сих пор любить ненавижу, но… взялся за гуж, не говори, что не дюж…

Все клятвы и присяги, которые я в сознании и при доброй памяти давал, я давал, слава Тебе Господи, не Богу, а государю, Отечеству и народу. По сути государю, ибо без государя не бывает ни народа, ни Отечества. Народ рассеивается, страна разваливается, империя рушится...

И вот никаких клятв, присяг и постов придуманных и притворных Богу не надо.

А вот что надо Богу прямо пишет пророк Исаия:

"58.3 «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.

58.4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.

58.5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

58.6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;

58.7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

58.8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.

58.9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,

58.10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень;

58.11 и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают."

Бог в Ветхом Завете не обязывает своих детей, членов своего народа клясться или давать присяги. Они обязались добровольно исполнять всё , что Он им скажет, все Его заповеди, законы и постановления. Этого довольно. Но уж если ты не сдержался и пообещал своему Богу нечто сверх того, то уж будь добёр - исполняй. Сын Божий так и говорит: Не клянись своему Богу вовсе сверх того, что уже есть в договоре между тобой и Твоим Богом, сверх того тебя клясться подначивает лукавый. Не старайся быть святее, добрее и мудрее своего Бога!))) Просто люби Его как Творца и как Отца, и живи с Ним, с собой и со своими ближними, как хороший человек в этом весьма хорошо сотворённом твоим Богом мире. И будет всем хорошо, и твоему Богу, и тебе, и твоим ближним - а это и есть хорошо весьма, когда всем хорошо... Аминь.