Найти тему
10,1K подписчиков

Декларирую убытки в 3-НДФЛ по брокерскому счету. Сложно и непонятно, но делать надо обязательно.

697 прочитали

Совсем мало времени осталось для подачи декларации 3-НДФЛ, а именно отправить нужно до 30 апреля.

Почему так долго не отправляла, спросит меня пытливый читатель.. А потому что ждала когда в личный кабинет встанут справки 2-НДФЛ от работодателей и брокеров. А еще потому что еще существует косяк в декларации, который, к сожалению, еще не исправлен. Вот думала, что исправят.

Но нет, покой нам только снится.

В этой статье пойдет речь только о декларировании убытков за 2023 год и о их сальдировании с прибылью, полученной у другого брокера.

Честно признаюсь вам, что не хотела писать данную статью по той простой причине, что я сама не понимаю как тут все работает. Куда ж мне еще объяснять другим.

Если в прошлые годы мне было все понятно и я могла ответить на все вопросы от читателей, то в этом году, я не могу сама въехать во все эти данные. Даже в тот раздел, где налоговая поясняет откуда и как получились такие суммы.

Я разбираться не стала, отправила как есть, сейчас все покажу.

Единственный момент, нужно понимать, что ситуации у всех разные и единой схемы для всех нет.. потому как есть нюансы.

Самое важное это то, что если вы получили убыток по брокерскому счету, ИИС не считается, там не сальдируется ничего, то нужно подать декларацию 3-НДФЛ за 2023 год. Это делается для того, чтобы зафиксировать убыток и потом иметь возможность зачесть его, тем самым уменьшить налог на полученную прибыль в следующих годах.

И вот тут начинается самое интересное, потому как декларация не работает.

яндекс.картинки, свободный доступ
яндекс.картинки, свободный доступ

Первым делом нужно заказать справку о полученных убытках у брокера. Я заказывала у Тинькофф. В личном кабинете есть возможность скачать налоговую справку, но она в экселе и без печати.

Я обратилась в поддержку и мне на почту прислали справку с печатью, вот первая страница.

скрин автора
скрин автора

Всего у меня страниц три, но там интересного ничего нет.. Кроме, пожалуй, того, что я за 2023 год получила дивидендов 2840 рублей, имея в портфеле акции Газпрома, Сбербанка, Новатэка, Северстали, МТС, Интер РАО и прочее в этом духе. Но да ладно, сейчас не об этом.

Итак, у меня убыток 6801,45 в основном получился из-за продажи акций Полиметалла. У других брокеров у меня прибыль была и как минимум надеялась получить назад 884 рубля, вычтенного у меня налога, гораздо больше, чем эти 884 рубля.

Итак, в моем случае я получила убыток у одного брокера и прибыль у другого, мне нужно сальдировать всё это дело в декларации 3-НДФЛ для того, чтобы вернуть удержанный брокером Сбер по итогам 2023 года налог.

Далее тем, у кого остро встал данный вопрос, я скажу, что сейчас декларация на сайте налоговой не работает. Тут два пути - сделать декларацию в специальной программе и загрузить ее в личный кабинет ИФНС либо заполнить ее на бумаге и отнести или отправить по почте с приложением всех документов.

Это можно сделать самому или обратиться к специально обученным специалистам. Поэтому не теряйте время, которого осталось очень мало.

А далее я покажу в чем состоит ошибка в ЛК ИФНС.

Чтобы создать декларацию, нужно нажать на кнопку Заявить Доход, далее Подать декларацию 3-НДФЛ. По умолчанию речь идет о первичной декларации за 2023 год, если нужно что-то другое, то на первой странице нужно внести корректировки.

Далее идем в раздел Сведения об источнике дохода в пределах РФ, там должны уже быть справки 2-НДФЛ от работодателей и брокеров, тех, кто является вашим налоговым агентом (это тот, кто обязан платить НДФЛ за вас).

скрин автора
скрин автора

Далее мне нужно показать убыток по брокеру Тинькофф, для этого я нажимаю справа стрелочку и открываются данные по компании Тинькофф. А это не только брокер, но и банк, по которому мы можем тоже иметь доход в качестве процентов по вкладу.

Что тут я имею

скрин автора.
скрин автора.

Сначала мизерные дивиденды, затем еще более мизерные проценты, Тинькофф не отличается высокими процентами по накопительным счетам, затем то, что нам нужно - доходы по ЦБ и еще у меня раздел отдельный по ИИС. Я его в прошлом году закрыла в Тинькффо брокере.

Нажимаю справа галочку в разделе по ценным бумагам и вношу данные из справки по убыткам - проставила инвестиционный вычет, это я продала акции, которые держала более трех лет и в окно Сумма вычета (расхода) поставила ту сумму, которую я потратила на покупку ЦБ.

Раз я получила убыток, она априори должна быть больше, чем сумма, полученная от продажи этих бумаг. Но декларация этого понимать не хочет, выдает ошибку.

Совсем мало времени осталось для подачи декларации 3-НДФЛ, а именно отправить нужно до 30 апреля. Почему так долго не отправляла, спросит меня пытливый читатель..-5

В прошлом году можно было схитрить, добавив дополнительную строчку кнопкой Добавить вычет и разделить сумму затрат на две части - на сумму покупки и разницу. Вот так это выглядит.

скрин автора
скрин автора

В этом году не прокатило, сервис ругается, говорит, что дублируется код дохода.

- Зачем же ты, Наташ, это все показываешь, раз не работает, - опять спросит меня всё тот же пытливый читатель.

- А затем, - отвечу я, - что сегодня не работает, а завтра заработает, чтоб вы могли знать, что так вот тоже можно было сделать.

Как поступила я далее.. не стала заморачиваться с программой, ее нужно скачивать, потом вручную вводить все эти справки 2-НДФЛ, данные по положенным социальным вычетам и т.д., затем загружать в личный кабинет ИФНС..

Я вписала только строку по инвестиционному вычету по ст 219, а сумму вычета(расхода) оставила равной сумме дохода. Декларация сформировала мне возврат налога 444 рубля. Это вместо желаемых мною 884..

И я успокоилась на этом.. Суммы слишком малы, чтоб тратить время на дальнейшее доказывание, что мне положено, а что не положено.. Бог с вами, пойдет в пользу государства.

А у кого суммы убытка значительные, то, конечно, нужно делать. Тем более, в любом случае зафиксировать убыток за 2023 год нужно, чтоб получить возможность уменьшить налог в последующие годы, а их может быть 10 лет.

Еще нужно четко понимать, что можно сальдировать между собой, а что нельзя.. Существую правила, коротенько изложу, но вопрос следует изучить внимательно.

— не допускается перенос на будущие периоды убытков, полученных по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке;
— убыток учитывается при расчете налога по соответствующим видам операций;
— убыток, полученный по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, может уменьшать налоговую базу только по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
— убыток, полученный по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, может уменьшать налоговую базу только по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Теперь что показывает декларация. Допустим, у меня был зафиксированный в ИФНС ранее полученный убыток ну в каком-то там году на протяжении десяти лет назад. А за 2023 год я получила прибыль и хочу уменьшить налог по ней.

После вкладки Доходы, идет вкладка Выбор вычета, там ставим галочку Налоговые вычеты при переносе убытков. Если вам положены другие вычеты, то все их нужно заполнить, но в статье речь идет только про убытки.

скрин автора
скрин автора

Вот тут ясно написано когда предоставляется вычет и выделены специальные окна для каждого вида операций. Нужно ввести суммы из справок брокера по убыткам.

Допустим, убыток был гораздо больше, чем полученная прибыль, тогда здесь указывается сумма достаточной прибыли. Потом в следующем году нужно снова этот раздел добавить и вписать остатки. Если не хватит, то во все последующие годы в течении 10 лет постепенно вернуть налог.

На этом на сегодня достаточно.. Апрель такой месяц.. что меня уже тошнит от налогов.. Но это мои проблемы, работа у меня такая.. как говорила моя начальница - успокойся, Наташа, это издержки нашей профессии.

Жду ваших рассказов по данной теме, задавайте вопросы, авось что-то придумаем.

Всем мира!

Следите за мной, я буду продолжать.

P.S. Хочу дополнить статью по итогам комментариев.

Но сначала бы хотела написать вот что.. Никогда не верьте в то, что пишут разные блогеры, люди могут ошибаться, даже самые умные и продвинутые. Всю информацию нужно проверять в первоисточниках.

Не ленитесь звонить в налоговую с вопросами и даже ногами сходить, а еще лучше заранее написать письмо с вопросом и получить письменный ответ. Это можно сделать через личный кабинет.

Кроме того, мы сейчас живем во времена перемен, когда меняются правила и законы, изменяются, а то и вовсе отменяются и вводятся новые пункты в нормативные документы.. за всем не уследишь.

Итак, был задан вопрос по поводу - а точно ли надо декларировать убыток?

Отвечу, что я тут вам не налоговый инспектор, я не могу точно всё знать. Я пишу то, как делаю сама и считаю это на данный момент правильным. Так вот, я считаю, что декларировать убыток надо.

Цитата из Налогового кодекса: «Учет убытков в соответствии со статьей 220.1 налогового кодекса осуществляется налогоплательщиком при представлении налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода» (п. 16 ст. 214.1 НК РФ)

Далее, А на сайте налоговой службы сказано: «Учет убытков, перенесенных на текущий период с прошлых лет, а также перенос убытков, образовавшегося в текущем году, на последующие периоды, производится в налоговых декларациях по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)»

Хотя, после заданного вопроса, я нашла информацию в интернете, что не надо вообще ничего делать. Не хотите, не делайте, вот будет вам такой ответ мой.

Далее по срокам меня обвинили в том, что ввожу в заблуждение.. Для получения вычета, декларацию можно подавать в течении года и вроде даже трех лет.. Это потому, что налоговая не торопится возвращать деньги и не торопит вас.. А вот доходы декларировать, это в срок и попробуй не сдать.. обложат штрафами. Себе деньги она ой как хочет с вас взыскать..

Так вот, я считаю, что декларировать убыток надо и подать это дело нужно до 30 апреля.

Один момент еще уточню - это срок исковой давности 3 года.. Вот здесь может быть маневр, но нужно подробнее разбираться, как этим воспользоваться.

Может и можно, но лучше все делать вовремя, т.к. память человеческая не имеет знака бесконечности..

Спасибо за внимание.