Найти тему
АиФ–Красноярск

Судьба региона через призму законов. Заксобрание региона отмечает юбилей

Оглавление
   Весной 2024 года исполнилось 30 лет Законодательному Собранию Красноярского края.
Весной 2024 года исполнилось 30 лет Законодательному Собранию Красноярского края.

Весной 2024 года исполнилось 30 лет Законодательному Собранию Красноярского края. В юбилейный год мы продолжаем серию публикаций с депутатами разных созывов. Что было сделано за это время? Какие решения стали судьбоносными для региона? Почему парламент должен быть сильным?

«Приятно представлять такой край»

Валерий Семёнов впервые избрался депутатом в 2004 году. В Законодательном Собрании он долгое время возглавлял постоянную комиссию по финансам, бюджету и налоговой политике и занимал пост первого вице-спикера. Затем несколько раз коллеги выдвигали его сенатором в Совет Федерации, где он тоже занимался бюджетом, но уже федеральным.

Татьяна Анверова: Валерий Владимирович, как строился бюджетный процесс в середине 2000-х годов?

Валерий Семёнов: В то время проблемы с экономикой были во всей стране. Задержки зарплаты, невозможность выплаты социальных пособий, общее недофинасирование и отсутствие возможности развития. Казна края была практически пуста, в регионе тогда был только один крупный налогоплательщик.

Основной целью депутатов было реальное повышение благосостояния населения и развитие всех отраслей экономики, в том числе сельского хозяйства, которое было совсем в упадке.

   Валерий Семёнов в ЗС был председателем постоянной комиссии по финансам, бюджету и налоговой политике. Фото: Законодательное Собрание Красноярского края
Валерий Семёнов в ЗС был председателем постоянной комиссии по финансам, бюджету и налоговой политике. Фото: Законодательное Собрание Красноярского края

Поэтому наша с правительством края главная задача состояла в увеличении налоговых поступлений. И я считаю, что мы её решили. Край смог уйти от монобюджета, за шесть лет налоговые поступления увеличились в пять раз. Тогда же появился задел для будущих крупных инвестиционных проектов.

Мы практически первыми в России приняли закон о бюджетном процессе в Красноярском крае, который потом стал предпосылкой в том числе и для федерального закона. И это приятно, когда с субъекта брали пример и внедряли наш опыт по всей стране.

А сам бюджет формировался достаточно сложно. Потому что у всех свои задачи, свои потребности, денег много не бывает. Находили золотую середину между министерствами и ведомствами, между интересами депутатов: каждый ведь представлял свою территорию. В большей мере всё это решалось благодаря общению с людьми, с главами поселений, даже самых маленьких, с депутатами всех уровней. Прак­тиковали кустовые совещания перед принятием бюджета, куда собирались все, кто хотел. Выезжали в территории обязательно, в том числе вместе с министрами. Качественные бюджеты были. И был план на перспективу. Получили копеечку – включили в корректировку. Территории чувствовали заботу.

Три бюджета в один день

– Вы входили в группу депутатов, которая занималась вопросами объединения Красноярского края, Эвенкии и Таймыра. Как шла эта работа?

– Мы первый и единственный регион, где объединились три субъекта. Сложный процесс. Работали 24 часа в сутки. Даже у Таймыра и Эвенкии интересы были разные, и разные законодательная база, финансирование, объёмы социальной помощи. Всё это нужно было привести к общему знаменателю и профинансировать.

Показательный момент. Депутаты трёх территорий в один день почти минута в минуту приняли три бюджета, которые потом объединили в один. Это показало, что мы можем жить и развиваться вместе.

– Как вам помог опыт работы в Законодательном Собрании в выполнении обязанностей сенатора?

– Очень важно, когда у тебя за плечами есть опыт законотворчества, коллектив, на который можно опереться, – депутаты ЗС, и огромный могучий Красноярский край. В стране знают наш регион, и очень приятно его представлять.

Конечно, сенатор – достаточно сложная должность, нужно было решать вопросы другого уровня. Помогли налаженные рабочие связи с федеральными структурами, с другими сенаторами и депутатами Госдумы.

Вызовы пятилетки

Действующий вице-спикер краевого парламента Дмитрий Свиридов был председателем Законодательного Собрания третьего созыва (2016–2021 годы). Это было время подготовки к Универсиаде, голосования за поправки в Конституцию, пандемии коронавируса.

Татьяна Анверова: Дмитрий Викторович, решение каких главных вопросов вы бы выделили в работе депутатского корпуса третьего созыва?

Дмитрий Свиридов: Параметры бюджета, который принимал краевой парламент, вышли на новый финансовый уровень, что и сегодня помогает нам решать массу вопросов. В частности, расходы на «социалку» значительно увеличились.

В 2018 году началась реализация масштабного комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь», который позволил привлечь значительные финансовые средства в развитие экономики края и его территорий.

   Дмитрий Свиридов возглавлял парламент третьего созыва. Фото: Законодательное Собрание Красноярского края
Дмитрий Свиридов возглавлял парламент третьего созыва. Фото: Законодательное Собрание Красноярского края

Отдельно скажу об участии в подготовке к Зимней Универсиаде – 2019. Без правового регулирования со стороны ЗС были бы невозможны строительство спортивных объектов, благо­устройство, совершенствование транспортной инфраструктуры.

В 2020 году депутаты провели большую работу по подготовке к голосованию по поправкам в Конституцию. Особое внимание мы уделили приведению краевого законодательства в соответствие с федеральными нормами.

Принимались законы о поддержке сельхозпроизводителей и, соответственно, сельскохозяйственных районов. Это дало свои результаты. В 2021 году мы, например, побили сразу ряд рекордов в растениеводстве.

Отдельно хочу выделить работу по вопросам административного устройства края, уточнению границ территорий, в том числе закон о муниципальных округах и создание в крае трёх таких округов: Пировского, Тюхтетского и Шарыповского.

– На этот период выпала пандемия коронавируса. Как тогда удалось сохранить социальные обязательства?

– Да, самым непростым стал период пандемии. Нам нужно было оперативно провести огромную работу по снижению негативных последствий коронавируса. Были разработаны законы, включающие меры, направленные на поддержку медицины и работников сферы здравоохранения, на содействие пострадавшим отраслям экономики, социальную помощь. В результате продуктивной совместной работы депутатов и краевого правительства пандемия не отразилась на исполнении социальных обязательств бюджета.

Остаёмся в лидерах

– Как происходило взаимодействие с федеральными органами власти?

– Законодательное Собрание всегда находилось в продуктивном сотрудничестве с федеральными органами власти. ЗС третьего созыва было разработчиком ряда инициатив федерального уровня. Речь идёт о предложениях по внесению изменений в бюджетный, жилищный, земельный, лесной, административный кодексы, поправках в закон о микрофинансовой деятельности, трудовое законодательство.

– Подведите итоги работы в цифрах.

– За пять лет работы депутатами третьего созыва принято более восьмисот законов, регулирующих развитие экономики края, его административное устройство, социальную сферу, здравоохранение, культуру и спорт. Мы гордимся тем, что Красноярский край остаётся в лидерах, и я считаю, что наша парламентская работа соответствовала этому высокому статусу.